Статья:

ВАКФ – ФОРМА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Магарамов Ш.А., Алиев Б.Г. ВАКФ – ФОРМА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВАКФ – ФОРМА ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Магарамов Шарафутдин Арифович
доцент кафедры историко-правовых дисциплин, Северо-кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции, РФ, г. Махачкала
Алиев Багомед Гадаевич
д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, РФ, г. Махачкала

 

Вакф или мечетское землевладение возникло в Дагестане в резульате распространения ислама и строительства мусульманских религиозных учреждений. «Вакфные земли, – писал И.П. Петрушевский, – составляли особую категорию феодальной земельной собственности … Вакфными именовались движимые и недвижимые имущества, завещанные государем или другими лицами в пользу религиозных учреждений-мечетей, медресэ, дервишеских обитателей (ханаках), а также гробниц святых и государей, благотворительных учреждений, как-то: госпиталей, странноприимных домов, приютов для стариков, вдов и сирот и т.д.» [3, с. 247].

Существовали две формы мечетских земель. Первую форму составляли непосредственно сами участки земель, которые передавались мечетям. В эту форму землевладения входили практически все категории земель: и пахоты, и покосы, и лесные участки, и сады в садоводческих обществах. Эти земли и находились в непосредственном владении самих мечетей, хотя в ряде обществ эти вакфные земли находились в ведении обществ (джамаатов) и в какой-то мере напоминали общинную собственность. Это наиболее поздно возникшие мечетские земли на основе передачи мечетям ряда джамаатских угодий. Отсюда и руководство в пользовании этими вакфными землями джамаата.

Вторая форма вакфа – это земли, которые оставались во владении самих мюльковладельцев, и они засевались непосредственно ими самими. С них мечетям была завещана собственниками земли какая-то определенная часть урожая, которую они и отдавали мечетям при любом урожае с этого участка. Эти земельные участки передавались по наследству вместе с завещанным в пользу мечети части урожая, и новый хозяин обязан был беспрекословно это выполнить. Причем эти участки не подлежали разделу между наследниками, а передавались, одному из наследников, и он должен был выполнять обязательство его предков-собственников этих участков.

Позже всех из дагестанских народов ислам приняли андо-цезские общества, где он был принят ими только в XVIII – нач. XIX в. Вакф в этих обществах образовался в результате передачи мечетям части джамаатской пахоты.

Передав в вакф земельные участки, джамааты сами распоряжались ими, а не мечети.

Во многих обществах вакфные земли обрабатывались общими силами, и урожай свозили в мечеть. При этом зерно отдавалось в мечеть, а солома и мякина оставались тому, кто обрабатывал мечетскую пахоту. Но в отдельных обществах были и свои особенности в пользовании мечетскими землями. Так, в одном источнике о Южном Дагестане сказано, что вакфная земля, находившаяся в ведении завещателя, если не было наследника, переходила в распоряжение общества, которое отдавало ее по жребию в аренду на пять лет с уплатой в пользу мечети «произведениями, получаемыми с тех земель». Размер платы определял сельский сход в зависимости от величины участка [4, л. 37].

Мечетские земли во многих обществах отдавались в аренду безземельным и малоземельным общинникам на более выгодных для них условиях.

В ряде селений мечетские земли находились в пользовании малоземельных членов джамаата с условием отдачи в мечеть только посеянного количества зерна, а не с полученного урожая. Некоторые мечетские земли отдавались в аренду за десятую часть урожая. Имелись также и такие участки, которые бесплатно отдавались в пользование членам общества [4, л. 91].

Разнообразно было и пользование доходами с вакфных земель. Они зависели от условий завещателя или дарителя (вакифа) и норм мусульманского права (шариат). Но, как правило, доходы с мечетских земель должны были расходоваться только на те цели, ради которых вакфы были учреждены, а также на нужды религиозных учреждений. Наиболее распространёнными условиями учредителей (вакифов) вакфов были расходы доходов с мечетской собственности (земель), завещанных или переданных ими в пользу мечетей, на непосредственные нужды самих религиозных учреждений, а также на мавлиды, раздачу во время религиозных праздников сиротам, бедным, нищим, вдовам и т.д. Леса и рощи, имевшиеся в собственности мечетей, были запретными. Они использовались только на нужды общества (строительство дорог, мостов, их ремонт и т.д.) и на нужды самих мечетей.

Согласно мусульманскому праву, на доход с вакфа имеет право только религиозные и благотворительные учреждения [1, л. 19]. Однако на самом деле непосредственно на содержание религиозных учреждений и на благотворительные цели использовалась только часть доходов вакфа. Повсюду значительная часть доходов вакфа шла служителям религиозных учреждений – кадиям, шейхам, эфендиям, муллам, будунам, дибирам, а также смотрителям мечети, которые в зависимости от нахождения мечетей распоряжались основным вакфным имуществом.

Вакф – это собственность мечети, которая вместе с тем отличалась от частной (мюльковой) и общинной собственности. Вакф нельзя было отчуждать, эти земли навечно передавались в собственность мечети. На пожертвованные в пользу мечети земли не имели право собственности и сами завещатели. Вакф учреждался навсегда для целей лишь постоянного и непрерывного характера. Достаточно было, чтобы мечеть получила в результате дара, завещания или каким-либо другим способом землю или иную недвижимость, как она становилась вечной собственностью, мюльком мечети [2, с. 128]. 

Все сказанное подтверждается и смыслом, содержанием самого термина «вакф». Арабский термин «вакф» дословно означает «остановиться», «стать недвижимым», «закрепиться» и он действительно был таковым. После того, как акт учреждения вакфа вступал в законную силу, он становился абсолютным, не мог быть объектом каких-либо сделок. Как отмечал И.П. Петрушевский: «Завещанное считается собственностью (мульк) Аллаха, но доходами с него пользуются религиозные или благотворительные учреждения, лицо или фамилия, в пользу которых завещан вакф. Вакфное имущество не может быть продано, заложено, подарено или передано в руки частного лица. В этом отношении вакфное имущество представляло «почти полную аналогию с духовным имуществом Западной Европы с ее правом мертвой руки (main morte)» [3, с. 248].

Другой особенностью вакфного имущества было то, что завещатели могли обусловить пользование вакфными землями различными условиями, которые непременно необходимо было соблюдать. Интересно, что в ряде случаев завещатели даже оговаривали или ставили условия, что нужно было сеять на завещанном им мечети земельном участке.

Как видно из приведенного материала, вакфы – мечетские земли занимали довольно видное место в системе земельных отношений позднефеодального Дагестана, являясь одной из разновидностей собственности религиозных учреждений. Возникнув в результате распространения ислама и завещаний мюльковладельцами земельных участков, вакфная земля в позднефеодальный период продолжала увеличиваться за счет новых завещаний. Являясь собственностью мечети, вакф вместе с тем не подлежал каким-либо сделкам, был вечной собственностью мечети.

 

Список литературы:
1. Научный архив Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН. Ф. 5. Оп. 3. Д. 142. 
2. Папазян А.Д. Аграрные отношения в Восточной Армении в XVI-XVII вв. Ереван, 1972. 
3. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII – XIV веков. М.: Л., Изд-во АН СССР, 1960. 
4. Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф.190. Оп. 1. Д. 4.