Статья:

ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН И СВЯЗАННЫХ С ООН ОРГАНИЗАЦИЙ

Конференция: LXXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Международное право

Выходные данные
Растрелин В.Е. ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН И СВЯЗАННЫХ С ООН ОРГАНИЗАЦИЙ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(86). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ООН И СВЯЗАННЫХ С ООН ОРГАНИЗАЦИЙ

Растрелин Виктор Евгеньевич
аспирант кафедры международного права, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, РФ, г. Москва

 

THE ISSUE OF DIFFERENTIATION OF THE LEGAL STATUS OF UN SPECIALIZED AGENCIES AND UN RELATED ORGANIZATIONS

 

Viktor Rastrelin

PhD student of International Law Department, Peoples Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию различных подходов к определению «специализированных учреждений» и «связанных с ООН организаций». Учреждения, принадлежащие ко второй группе, формально, но не юридически входят в структуру органов ООН, и их природа недостаточно исследована в международно-правовой доктрине. Поскольку связанные с ООН организации имеют множество сходств с правовым статусом специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, на основе компаративистского подхода выделяются особые правовые черты таких международных межправительственных организаций. Автор приходит к выводу, что связанные с ООН организации обладают большей степенью самостоятельности, отсутствием строгой подотчетности, чем специализированные учреждения ООН.

Abstract. The article is devoted to the analysis of similarities and differences between the definitions of "specialized agencies" and "UN-related organizations". Institutions belonging to the second group are formally, but not legally, part of the structure of UN bodies, and their nature has not been sufficiently explored in international legal doctrine. Since UN-related organizations have many similarities with the legal status of specialized agencies of the United Nations, the special legal features of such international intergovernmental organizations are highlighted on the basis of a comparative approach. The author concludes that UN-related organizations have a greater degree of independence and lack of strict accountability than UN specialized agencies.

 

Ключевые слова: специализированные учреждения, связанные с ООН организации, ООН, международное право, система ООН.

Keywords: specialized agencies, UN-related organizations, UN, international law, UN system.

 

Организационная структура Организации Объединенных Наций (далее – ООН) представляет собой разветвленную систему структурных подразделений различной природы, которая состоит из главных органов, программ и фондов, специализированных учреждений, а также связанных с ООН организаций [5; С. 225]. Теоретическое осмысление определений «специализированных учреждений» и «связанных с ООН организаций», или как их иногда именуют, автономных учреждений в системе органов ООН, представляется на текущий момент недостаточным. Автор предпринял попытку исследовать особую природу таких организаций при помощи применения сравнительного подхода – изучив характеристики специализированных учреждений ООН, на первый взгляд, имеющих схожий правовой статус, и сравнив их со статусом связанных с ООН организаций.

Правовой статус специализированных учреждений определяется в Уставе ООН 1945 г., соглашениями между ООН и специализированными учреждениями, а также их собственными учредительными актами. Такие международные учреждения имеют собственную структуру органов, функционируют на основе учредительного акта, располагают отдельным бюджетом, из которого финансируется повседневная деятельность организации [8; С. 49]. В настоящее время насчитывается 17 специализированных учреждений ООН.

Необходимо отметить, что именно Совет выступает в качестве основного органа ООН, который вступает в юридические отношения со специализированными учреждениями, тем самым, опосредуя их связь с Организацией Объединенных Наций [2; С. 34]. Соответственно, таким статусом могут быть наделены только те международные организации, которые заключили соглашение с ООН через ЭКОСОС.

Как справедливо отмечает исследователь Д.А. Кирильченко, специализированные учреждения обладают как признаками, характерными для всех международных организаций, так и особыми характеристиками [2; С. 34]. Исходя из формулировок отдельных положений Устава ООН, можно выделить их определенные черты:

  1. Они юридически связаны с Организацией Объединенных Наций. Это является отличающим признаком специализированных учреждений от других международных организаций, входящих в организационную систему ООН. Особая взаимосвязь между специализированным учреждением и ООН устанавливается в соответствии со ст. 62-64 Устава ООН, а также на основании соглашений о сотрудничестве данных организаций с ООН. Такие международные договоры в обязательном порядке утверждаются Генеральной Ассамблеей (ст. 63 Устава ООН).
  2. Они создаются на основе межправительственного договора. Специализированные учреждения ООН являются результатом согласованной воли государств-членов, нашедших своё закрепление в международном договоре (учредительном акте учреждения). Сама Организация Объединенных Наций может выступить лишь с инициативой создания специализированного учреждения (ст. 59 Устава ООН).
  3. Они осуществляют деятельность в ряде определенных областей международного сотрудничества. Например, МОТ играет ведущую роль в области продвижения международных трудовых стандартов, ВОЗ – в области медицинского обслуживания и охраны здоровья людей во всем мире и т.д. В случае возникновения новых сфер деятельности, а также необходимости, могут быть созданы новые специализированные учреждения [2; C. 43]. Перечень сфер деятельности специализированных учреждений, отмеченный в ст. 57 Устава ООН, не является исчерпывающим. Согласимся с исследователем Р.Г. Непрановым, причисляющим к задачам, стоящим перед такими международными организациями, например, достижение международного, экономического, социального и культурного сотрудничества; содействие миру и социальному прогрессу [4; С. 41]. С целью воплощения этих задач сотрудничество между ООН и международными организациями по специальным вопросам является необходимым. Под таким сотрудничеством можно понимать координацию их взаимных действий, включая совместную деятельность в конкретных областях, которые осуществляются в договорных или институционных формах.
  4. Они обязаны представлять регулярные отчеты о своей деятельности ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее. Согласно ст. 64 Устава ООН, Совет уполномочивается получать и анализировать регулярные доклады от специализированных учреждений, заключать соглашения с государствами-членами ООН и со специализированными учреждения для получения докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение рекомендаций как самого Совета, так и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, которые входят в их компетенцию. Обязанность предоставлять доклады устанавливается в соглашении между ООН и специализированным учреждением, а также подчеркивает вытекающую из ст. 58 Устава ООН координационную роль ООН в решении проблем, возникающих социальных, экономических и иных областях взаимоотношений, за которые отвечает то или иное специализированное учреждение.
  5. Они обладают широкой международной ответственностью. Этот признак указывает на универсальный характер специализированных учреждений и отличает их от региональных организаций (они, кстати, не могут получить статус специализированного учреждения). Кроме этого, он определяет те области международно-правового регулирования, перечисленные в ст. 57 Устава ООН, за деятельность в которых они несут ответственность [1; C. 279].

Кроме того, специализированные учреждения могут обращаться в Международный суд ООН для запроса консультативного заключения. В соответствии со ст. 96 Устава ООН, в отличие от Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, специализированные учреждения при запросе консультативного заключения ограничены кругом вопросов, входящим в компетенцию того или иного специализированного учреждения [7; С. 96].

Переходя к рассмотрению правового статуса «связанных с ООН организаций», констатируем, что их юридическое положение во многом схоже с специализированными учреждениями, которые находятся в тесной связи с организацией. Они отличаются разной юридической природой: это и классические международные организации как, например, Международная организации по миграции (МОМ), Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), международное судебное учреждение, например, Международный уголовный суд (МУС), так и организации, созданные в соответствии с положениями международных договоров, например, Организация по запрещению химического оружия, Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В отличие от специализированных учреждений, они даже не упоминаются в Уставе ООН. В качестве связанной с ООН организации можно рассматривать международную межправительственную организацию, которая сотрудничает с Организацией Объединенных Наций в определенной области (не входящей в компетенцию ЭКОСОС), но все же не является её специализированным учреждением. Соглашения с такими международными организациями от имени Организации Объединенных Наций утверждает и подписывает Генеральная Ассамблея. Такие учреждения не обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, хотя могут делать (и представляют их) это на добровольной основе. Что касается ответственности, то связанные с ООН организации несут ответственность, как и иные международные межправительственные организации [6; С. 127].

Статус связанных с ООН организаций, действительно, имеет несколько сходств со статусом, который принадлежит специализированным учреждениям. Он предоставляет таким организациям доступ к системе органов Организации Объединенных Наций, а также упрощает порядок сотрудничества с ведущей универсальной международной организацией. Как правило, такие организации не соответствуют всем критериям специализированных учреждений, которые были перечислены выше.

Таким образом, разграничение между специализированными учреждениями и связанными с ООН организациями является недостаточно четким, хотя такие организации имеют много сходств и незначительное количество различий. Международные организации, принадлежащие ко второй группе, принимают на себя такой статус, в том числе и потому, чтобы сохранять большую независимость своих действий от Организации Объединенных Наций.

 

Список литературы:
1. Бекяшев К.А. Международное публичное право: учебник. – М.: Проспект, 2019. – 1048 с.
2. Кирильченко Д.А. Правовые формы сотрудничества специализированных учреждений с Организацией Объединенных Наций: специальность 12.00.10 "Международное право; Европейское право": диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кирильченко Дарья Александровна, 2020. – 199 с.
3. Лабейри-Менахем К. Специализированные учреждения Организации Объединенных Наций / пер. с франц. Ф.А. Кублицкого; под ред. В.Н. Дурденевского. – М.: Изд-во иностран. лит-ры, 1955. – 236 с.
4. Непранов Р.Г. Концептуальные подходы к понятию и классификации специализированных учреждений ООН / Р.Г. Непранов // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2022. – № 3(103). – С. 37-44.
5. Право международных организаций: учебник для вузов / А.Х. Абашидзе [и др.]; под редакцией А. Х. Абашидзе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 565 с.
6. Сазонова К.Л. Основные аспекты международно-правовой ответственности международных организаций // Международное право и международные организации/International Law and International Organizations. – 2012. – №. 3. – С. 124-128.
7. Симонова Н.С. Консультативные заключения Международного Суда ООН в механизме обеспечения выполнения международных договорных обязательств // Московский журнал международного права. – 2015. – №. 3. – С. 94-108.
8. Campos L. The “Delivering as One” UN Initiative: Reforming the UN System at the Country Level // Journal of International Organizations Studies. – 2017. – Vol.8 – P. 47-68.