Статья:

ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Пивоваров Р.А., Эрднеева А.Э. ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(88). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ МАРКЕТПЛЕЙСЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

Пивоваров Роман Алексеевич
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Эрднеева Арина Эрдниевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

SALE OF GOODS THROUGH THE MARKETPLACE: LEGAL REGULATION AND ISSUES OF INTERACTION BETWEEN PARTICIPANTS

 

Roman Pivovarov

Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

Arina Erdneeva

Student, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматривается действующее российское законодательство, регулирующее куплю-продажу товаров через маркетплейсы, а также обосновывается необходимость принятие общего закона. Автор анализирует сложившуюся практику взаимодействия маркетплейса, продавца, покупателя и владельца пункта выдачи заказов.

Abstract. The article examines the current Russian legislation regulating the purchase and sale of goods through marketplaces, and also substantiates the need for the adoption of a general law. The author analyzes the established practice of interaction between the marketplace, the seller, the buyer and the owner of the order pick-up point.

 

Ключевые слова: маркетплейс, продавец, покупатель, владелец пункта выдачи заказов, агрегатор информации.

Keywords: marketplace, seller, buyer, order pick-up point owner, information aggregator.

 

Стремительное развитие информационных технологий повлияло на характер отношений между продавцом и покупателем. Из года в год наблюдается активный рост числа лиц, совершающих покупки онлайн, особенно на маркетплейсах. Так, объем трат на маркетплейсах в 2023 году был в 1,5 раза больше, чем в 2022 году [5].

Маркетплейсы обладают целым рядом преимуществ как для покупателей, так и продавцов. Потребители могут удаленно совершить покупку, выбрав товар из широкого ассортимента по выгодным и высоким скидкам, а продавцы, отвечающие минимальным требованиям, начинают реализацию практически любого продукта с момента его размещения на платформе, быстро анализируют спрос на основе предоставленной аналитики [1, с. 104].

Несмотря на это, на маркетплейсах наблюдается высокая ценовая конкуренция, обусловленная тем, что основный источник доходов платформ – проценты от продаж. Акции, скидки и распродажи могут проводится без согласования с продавцом, что приводит к большим убыткам. Индивидуальному предпринимателю удалось взыскать с ООО «Вайлдберриз» разницу между согласованной сторонами розничной стоимостью товара, проданного ответчиком за период март-август 2020 года, и стоимостью продажи ответчиком принадлежащего истцу товара за указанный период в размере 39 546 524 руб. 66 коп. [6] Поводом для обращения в суд стало реализация его товаров без согласования со скидками до 90%.

Риск для покупателя состоит в том, что он может приобрести контрафактный товар. Последствия его использования могут нанести вред жизни и здоровью. Важно отметить, что подобные случаи становятся все реже, поскольку в данном случае страдает именно деловая репутация и имидж самой онлайн-площадки, а не продавца.

Базовым нормативным правовым актом в рассматриваемой сфере выступает Гражданский кодекс РФ [2], регулирующий правила розничной купли-продажи, в том числе дистанционным способом, определяющий требования к договорам, заключаемым между продавцом и маркетплейсом. В связи с тем, что одним из участников отношений является потребитель, то на них будут распространяться положения Закона РФ «О защите прав потребителей» [3] о необходимой для размещения информации, об ответственности продавца и маркетплейса. Учитывая, что весь процесс торговли опосредуется использованием информационных технологий, то ряд требований содержится в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] и ФЗ «О персональных данных» [11]. Следует также назвать ФЗ «О национальной платежной системе» [9], поскольку денежные операции совершаются в безналичной форме расчетов. Приведенный перечень законов не является исчерпывающим.

Продажа товаров на маркетплейсах обладает всеми характеристиками розничной торговли, следовательно, к возникающим отношениям применяются Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, принятые Правительством РФ.

Таким образом, регулирование торговли на онлайн-площадках осуществляется целым рядом нормативных правовых актов разной отраслевой принадлежности и степени юридической силы.

Следует отметить, что в науке ставятся вопросы о целесообразности правового регулирования указанной сферы и о возможностях саморегулирования [8, c. 4]. Ярким примером реализации таких возможностей являются Стандарты по взаимодействию марктеплейсов с владельцами пунктов выдачи заказов, утвержденные Комиссией по созданию условий саморегулирования в электронной торговле в Российской Федерации. Они не обладают юридической силой, следовательно, могут не исполняться. В связи с этим государственное регулирование необходимо, однако оно должно устанавливать исходные начала торговли на маркетплейсах, предоставляя широкие возможности для саморегулирования.

Пробелом в законодательном регулировании рассматриваемой сферы следует признать отсутствие дефиниции «маркетплейс». При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» [3] содержит понятие владельца агрегатора информации о товарах (услугах), которое включает в себе и характеристики маркетплейсов. Маркетплейс, по сути, представляет собой своеобразную онлайн платформу, на которой выставлены на продажу различные товары и услуги [12, с. 1]. Преимуществом закрепления определения именно маркетплейса, а не агрегатора информации является его широкое использование в повседневной жизни. Это сделает толкование необходимых нормативных актов более доступным, а применение – эффективным.

На момент проведения исследования в Государственной Думе РФ рассматривается проект ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации» [4]. Он содержит требования, которые предъявляются к договорам, заключаемым как с продавцом, так и с владельцем пункта выдачи заказов, закрепляет права и обязанности продавца и владельца пунктов выдачи, правила организации и осуществления деятельности агрегаторов информации о товарах. Кроме этого, законопроект возлагает на Федеральную антимонопольную службу обязанность по осуществлению государственного контроля за соблюдением будущего закона.

Основными участниками рассматриваемых отношений являются маркетплейс или его владелец, продавец и покупатель. Каждый из них имеет свой собственный интерес: владелец маркетплейса – получить высокий объем продаж, продавец – выгодно реализовать свой товар, покупатель – приобрести дешево необходимый товар надлежащего качества. При столкновении их интересов возникают конфликты, показывающее пробелы правового регулирования.

Рассмотренное выше судебное дело о взыскании разницы между розничной стоимостью товара показывает, что в отношениях между продавцом и маркетплейсом последний является в наиболее выгодном положении, поскольку сам устанавливает условия и требования размещения и реализации товаров. В связи с этим авторы законопроекта предлагают в качестве обязательного условия заключаемого между маркетплейсом и продавцом договора закрепить порядок определения и изменения цены на товар.

Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность отказа потребителя от товара и возращение его продавцу [3]. На практике покупатели столкнулись с трудностями при возврате товара, купленного на маркетплейсе. Спор возник из-за того, что обратную доставку товара ненадлежащего качества должен был оплатить покупатель. Подольский городской суд признал такие действия противоправными и обязал ООО «Вайлдберриз» осуществлять возврат товара ненадлежащего качества от потребителей за счет продавца [7]. Подчеркнем, что оплата обратной доставки товара надлежащего качества допустима.

В последнее время приобрел актуальность вопрос, связанный с защитой прав владельцев пунктов выдачи заказов. В марте 2023 года ряд владельцев пунктов выдачи заказов ООО «Вайлдберриз» объявили забастовку, вызванную новыми правилами наложения штрафов за возврат покупателем подмененного или имеющего брак товара. Новые условия привели к тому, что удержания из заработной платы стали превышать ее саму. Доходы работников пунктов выдачи ушли в минус. Маркетплейсу пришлось принимать меры для урегулирования конфликта, в том числе за счет доработки системы контроля.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что маркетплейсы обладают целым рядом преимуществ и составляют высокую конкуренцию традиционной форме торговли. Отмеченные недостатки обусловлены, прежде всего, стремительным развитием таких онлайн-площадок.

Существующего в России регулирования рассматриваемых отношений многочисленными различными нормативными актами недостаточно. Принятие единого закона позволит сделать государственное регулирование и контроль более целенаправленным. При этом важно обеспечить баланс интересов всех участников и предоставить возможности для саморегулирования.

 

Список литературы:
1. Бухтиярова Т.И., Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Демьянов Д.Г. Площадка маркетплейс как инновационная бизнес-технология // Педагогическая наука и практика. – 2021. – № 2 (32). – С. 102-105. 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № 5. – Ст. 410.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
4. Законопроект № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/568223-8 (26.04.2024).
5. Итоги года на маркетплейсах: в 2023 году количество покупок выросло на 63% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023/ (26.04.2024)
6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.12.2021 № Ф05-32224/2021 по делу № А41-63573/2020 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Решение Подольского городского суда от 13.04.2023 по делу № 2-2962/2023 ~ М-1613/2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://podolsky--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=592394376&case_uid=02162794-9c28-4a4b-9711-3cdae12eb0e2&delo_id=1540005# (26.04.2024).
8. Салиев И.Р. Гражданско-правового регулирование электронной торговли в России: современная правовая модель: автореф … дис. кан. юр. наук. – Казань: 2013. – 26 с.
9. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О национальной платежной системе» // Российская газета. – 2011. – № 139.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. – 2006. – № 165.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Российская газета. – 2006. – № 165.
12. Шендрик П.В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 10 (24). – С. 1-8.