Статья:

Реформа системы управления физической культурой и спортом в столице

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Снятков А.Н. Реформа системы управления физической культурой и спортом в столице // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реформа системы управления физической культурой и спортом в столице

Снятков Алексей Николаевич
преподаватель Военного университета МО РФ, соискатель учёной степени кандидата исторических наук Тамбовского государственного технического университета, РФ, г. Тамбов

 

Reform of the physical management system Culture and sports in the capital

 

Alexey Snyatkov

lecturer at the Military University of the RF Ministry of Defense, applicant of the scientific degree of Candidate of Historical Sciences of Tambov State Technical University, Russia, Tambov

 

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в 1990-2000 годах в столице. Анализируются основные направлениям деятельности органов законодательной и исполнительной власти города в области физической культуры и спорта.

Abstract. In this article, the formation and development of a system for managing physical culture and sports in the years 1990-2000 in the capital is considered.  The main directions of activity of the legislative and executive authorities of the city in the field of physical culture and sports are analyzed.

 

Ключевые слова: система управления; комитет по физической культуре и спорту; социальная политика; развитие физической культуры; сфера деятельности; недостатки.

Keywords: control system; Committee on Physical Culture and Sports; social politics; Development of physical culture; field of activity; limitations.

 

В новых социально-политических условиях развития страны, система организации и управления физической культурой и спортом стала претерпевать существенные изменения. В связи с этим в целях улучшения и дальнейшего развития физической культуры в конце 1991 г. был ликвидирован Комитет по физической культуре и спорту исполкома Моссовета. Взамен него был создан Комитет по физической культуре и спорту города Москвы (Мосгорспорткомитет). На вновь образованный Комитет были возложены функции оперативного управления имуществом государственных предприятий и учреждений физической культуры и спорта, подведомственных Моссовету.

В Положении о Мосгорспорткомитете указывалось, что Комитет является органом государственного управления физической культурой и спортом в городе Москве и обеспечивает практическую реализацию политики Правительства Москвы в области физической культуры и спорта. На комитет возложены обязанности за организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, эффективное использование и развитие материально-технической базы, осуществление мер по социальной защите интересов москвичей, занимающихся физической культурой и спортом [4, д. 1395, л. 83].

Во исполнение данного распоряжения до конца 1991 г. была прекращена деятельность районных комитетов по физической культуре и спорту, назначены председатели комитетов в  административных округах, утверждена структура окружных спорткомитетов.

Также была утверждена новая организация физической культуры и спорта в г. Москве, вошедшая в единую систему Госкомспорта России. В нее были включены: Мосгорспорткомитет (в его непосредственном подчинении находились: городские спортивные общества и ведомства; городские федерации по видам спорта, объединения; городские муниципальные спортсооружения); комитеты по физической культуре и спорту административных округов столицы (в непосредственном подчинении: спортшколы, спортклубы, спортсооружения и др.); отделы по физической культуре и спорту муниципальных округов (в непосредственном подчинении: физкультурно-спортивные клубы, школы и группы здоровья, спортплощадки для занятий населения и др.).

В соответствии с созданной организационной системой в городе была  проведена инвентаризация основных фондов предприятий и учреждений физической культуры и спорта, определена схема их размещения в границах созданных административных округов. В конце 1991 г. от районных комитетов по физической культуре и спорту Мосгорспорткомитетом были приняты на свой баланс здания, сооружения, оборудование организаций и учреждений сферы физической культуры и спорта.

Одновременно реформировалась и система управления физической культурой и спортом.  Прежде всего, был изменен порядок финансирования соответствующих городских организаций и учреждений, которые с сентября 1991 г.  получали необходимые денежные средства из Фонда развития физической культуры и спорта Мосгорспорткомитета. Этот фонд формировался за счет средств городского бюджета, реализации спортивных лотерей, добровольных взносов предприятий, организаций и отдельных граждан других, в том числе валютных, поступлений.

Эти и другие просчеты в проводимой работе, как свидетельствует анализ архивных документов, привели к тому, что в первой половине 1990-х гг. не удалось преодолеть депрессию в развитии физкультуры и спорта. Оставалось недостаточно высоким материально-техническое обеспечение отрасли, неоправданно медленно внедрялись современные методики учебно-тренировочного процесса с использованием научного потенциала города, был слабым контроль за работой специалистов и тренеров. Не давали должного эффекта меры по созданию штатных команд и клубов при федерациях по видам спорта. Недостаточно продуманная организационная структура, отсутствие инвентаря высокого качества явились сдерживающими факторами в подготовке спортивного резерва [3, с. 2-6].

Как определенный шаг вперед в преодолении указанных недостатков следует отметить, что в соответствии с Постановлением Московской городской Думы от 13 апреля 1994 г.  № 30 «Об утверждении Положений о комиссиях Московской городской Думы» была образована Комиссия Мосгордумы по социальной политике.

Одним из основных направлений деятельности Комиссии были определены физическая культура и спорт.

Функции комиссии в этой сфере были определены следующим образом: инициативная разработка проектов документов и предложений по проблемам физкультуры и спорта,  внесение подготовленных документов на заседания Думы, в городскую администрацию и государственные органы; подготовка предложений по осуществлению Думой контрольных функций за деятельностью органов городской администрации в области физической культуры и спорта; организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Думы, органами местного самоуправления, относящимися к физкультурно-спортивной сфере; а также сбор и анализ информации по проблемам физической культуры, документирование ее деятельности и предоставление материалов о работе комиссии депутатам Думы и др.

В Законе города Москвы от 26 июня 1996 г.  № 20 «О физической культуре и спорте» впервые на законодательном уровне была определена компетенция города Москвы в сфере управления физической культурой и спортом.

Так, к основным направлениям деятельности органов законодательной и исполнительной власти города было отнесено: формирование, поддержка и стимулирование городской системы управления физкультурно-спортивным движением; создание единой системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта; создание комиссий по вопросам, отнесенным к их компетенции, определяемой вышеназванным Законом, и некоторые другие [1, с. 4-8].

В середине июля 1996 г.  в связи с изменением структуры Мэрии Москвы – введением комплексов городского управления по различным направлениям ее деятельности – Комитет по физической культуре и спорту был введен в структуру Комплекса социальной сферы города Москвы [4, д. 1395, л. 83].

В сентябре 1996 г.  районная Управа в городе Москве была наделена правами органа местного самоуправления.  В соответствии с этим к функциям и полномочиям районных управ было отнесено содержание и ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения, взаимодействие с военным комиссариатом по вопросам призывной работы, включающие в том числе и вопросы спортивно-массовой подготовки призываемого контингента, а также представление префекту административного округа предложений по строительству спортивных сооружений.

Среди полномочий главы Управы необходимо  выделить  организацию физкультурно-оздоровительной работы среди населения, осуществление мероприятий по реализации городских и окружных программ в области физической культуры, содержанию спортивной базы [2].

В соответствии с Постановлением Московской городской Думы от 3 июня 1998 г. № 61 было утверждено новое  Положение о Комиссии Мосгордумы по социальной политике.

В нем были более широко определены полномочия Комиссии как постоянного структурного подразделения Думы. Новым положением явилось то, что на Комиссию были возложены  задачи по координации совместной деятельности органов власти города Москвы в области физкультуры и спорта, а также участие Комиссии в разработке планов социально-экономического развития столицы, которое предусматривало  подготовку бюджета и контроль за распределением финансовых средств, направляемых на городские  программы в сфере физической культуры.

Однако во второй половине 1990-х гг. продолжали иметь место существенные недостатки в системе управления физкультурно-спортивной сферой. Например, Комитет по физической культуре и спорту города отмечал, что в столице отсутствует четкая система управления физкультурно-спортивным движением. Слабым звеном в этой структуре являлись маломощные спорткомитеты административных округов. В городе ощущалась острая нехватка физкультурно-спортивных кадров. Руководители местных органов власти не уделяли должного внимания физическому воспитанию москвичей [5, д. 1677, л. 293-294].

В соответствии с этим в марте 1999 г. были предприняты  очередные меры по модернизации системы управления физической культурой и спортом в городе Москве.

Так, на Комитет физической культуры и спорта Правительства Москвы  было возложено общее руководство отраслью и координация деятельности всех структур, входящих в сферу физической культуры и спорта города Москвы, а также выработка стратегической политики развития сферы физической культуры и спорта в городе Москве [6, д. 1677, л. 293-294].

В целях обеспечения выполнения поставленных задач Москомспорт в своей структуре образовал и стал осуществлять свою деятельность непосредственно через Управления физической культуры и спорта административных округах столицы, которые должны были обеспечивать в пределах своей компетенции реализацию функций Москомспорта по созданию благоприятных условий для развития физической культуры и спорта на территории административных округов.

Важно подчеркнуть, что развитие системы управления в исследуемый период шло в сочетании вертикальных и горизонтальных инструментов управления. С одной стороны, органы исполнительной власти обеспечивали ее реализацию по всем важнейшим направлениям. Позитивную роль здесь играли созданные окружные центры физической культуры и спорта, которые проводили физкультурно-спортивную работу на окружном и районном уровнях для всех категорий населения.

С другой стороны – происходило делегирование полномочий муниципальным образованиям и спортивным федерациям в сочетании с развитием саморегулируемых основ управления в этих структурах.

Изучение данного вопроса показало также, что система управления в городе Москве в области физической культуры и спорта была направлена на проведение государственной политики в сфере физической культуры и спорта. 

Вместе с тем, управленческий процесс был сопряжен с определенными трудностями. Так, не всегда оправданно реорганизовалась система управления отраслью, что сопровождалось определенными организационными сложностями и негативно сказывалось на ее эффективности. Разработка и выполнение городских целевых программ развития физкультуры и спорта постоянно требовали повышения уровня организаторской деятельности, что не всегда обеспечивала существовавшая в исследуемый период времени управленческая система. Недостаточно эффективно развивалось сотрудничество между органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественными организациями в управлении сферой физкультуры и спорта.

 

Список литературы:
1. «О физической культуре и спорте»: Закон города Москвы от 26 июня 1996 г. № 20 // Тверская, 13. – 1996. – 1–7 авг. С.4–8
2. «О районной Управе в городе Москве»: Закон города Москвы от 11 сентября 1996 г.  № 28-91 // Тверская, 13. – 21–27 ноября, 1996 (начало). – 28 ноября – 4 декабря (окончание). 
3. О структуре Мэрии города Москвы»: Распоряжение Мэра Москвы от 16 июля 1996 г. № 87/1-РМ // Тверская, 13. – 1996. – 8–14 августа. С.2–6
4. Центральный архив города Москвы (далее-ЦАГМ). Ф. 758. Оп. 1. Д. 1395. Л. 83.
5. ЦАГМ. Ф. 758. Оп. 1. Д. 1677.  Л. 293–294.
6. ЦАГМ. Ф. 758. Оп. 1. Д. 1677.  Л. 293–294.