Вновь о месте шаманизма в духовной жизни якутов
Секция: Этнография, этнология и антропология
XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Вновь о месте шаманизма в духовной жизни якутов
AGAIN ABOUT THE PLACE OF SHAMANISM IN THE SPIRITUAL LIFE OF THE YAKUTS
Fedot Zhelobtsov
Associate Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. - NEFU, Russia, Yakutsk
Аннотация. Рассматривается вопрос о месте шаманизма в духовной жизни якутского этноса, который сегодня является одним из самых дискутируемых в научных кругах Республики Саха (Якутия). Он тесно связан с не менее актуальной проблемой этногенеза якутов, не нашедшей еще своего решения. Накануне издания новой редакции «Истории Якутии» предлагаемая тема автора приобретает дискуссионный характер. Привлечение малоизвестных материалов по этногенезу и духовной культуре тюркских народов может способствовать прояснению многих вопросов, связанных с происхождением якутского этноса.
Аbstract. The question of the place of shamanism in the spiritual life of the Yakut ethnic group, which today is one of the most discussed in the scientific community of the Republic of Sakha (Yakutia), is examined. It is closely related to the no less urgent problem of the ethnogenesis of the Yakuts, which has not yet found its solution. On the eve of the publication of the new edition of “History of Yakutia”, the proposed topic of the author becomes debatable. Attraction of little-known materials on ethnogenesis and spiritual culture of Turkic peoples can help clarify many issues related to the origin of the Yakut ethnos.
Ключевые слова: шаманизм; Тэнгри; автохтонность якутского этноса; культ Неба; религия Айыы.
Keywords: shamanism; Tengri; autochthonousness of the Yakut ethnic group; cult of Heaven; Aiyy religion.
Научная общественность Республики Саха (Якутия) с большим интересом ждёт издания новой «Истории Якутии» Сибирским отделением РАН. Одной из причин этого исторического события является новая парадигма в теории этногенеза и духовной жизни якутского этноса.
Ведущие историки-краеведы доктора исторических наук А. Н. Алексеев и А. И. Гоголев, опираясь на многочисленные доказательства археологии и этнографии, убеждены в том, что якуты как народность сложилась на Средней Лене в результате смешения с аборигенными этносами во 2-й пол. XVI века. При этом они подчёркивают преобладающее значение тюркского начала как свидетельство южных истоков происхождения якутов [1, с. 66-67; 2, с. 22].
Оставляя в стороне вопросы этногенеза, хотелось бы высказать своё мнение в наиболее дискутируемом вопросе − месте шаманизма в духовной жизни якутов.
Действительно, сегодня термин «шаманизм» очень часто употребляется именно в значении религии. Вместе с тем, шаманизм никогда не имел статуса официальной религии. В нём отсутствуют священные писания наподобие Библии или Корана. Нет какого-либо единства в трактовке его терминов. Однако, совершенно очевидно одно – шаманизм является обязательной и неотъемлемой частью религии. Образно говоря, если религия – отражение эволюции человеческого общества, то шаманизм – детство человечества.
Само слово «шаман» − не тюркского происхождения: в переводе с эвенкийского языка означает «мудрый человек», «тот, кто знает». Кстати, этимология якутского названия шамана − «ойуун» − также восходит к тунгусо-маньчжурским языкам. Шаманом издревле считается тот, кто преодолел ограничения своего физического тела, расширил границы своего разума и постиг некий духовный опыт.
Публикуя русский перевод признанного исследователя шаманизма и тенгрианства турецкого учёного Абдулкадира Инана, надеемся ввести в оборот новый источник, который пополнит историографическую базу данных столь дискутируемой темы.
Перевод осуществлен автором данной статьи.
Так, в своем широко известном труде «Шаманизм вчера и сегодня. Материалы и исследования» (“Tarihte ve bugün Şamanizm. Materiyaller ve Araştırmalar») ученый писал: «Подтвержденные еще во II в. до н. э. китайскими хроникёрами такие гуннские культы, как Гёк-Танры, предки, солнце, луна, земля, вода, незыблемо сохраняются до сих пор у тюркских народов, несмотря на то, что они находились под влиянием разных культур. Эти культы наблюдаются у современных алтайцев и якутов. Но бытующий алтайский и якутский шаманизм нельзя считать древней тюркской религией. Совершенно очевидно, что мировоззрение и религиозные верования тюрок, создавших в древности мощные государственные образования, были более развитыми и совершенными, нежели алтайский и якутский шаманизм. Здесь несомненно одно – древние тюрки были шаманистами. Но этот шаманизм был настолько развит, что оставлял далеко за спиной нынешний уровень развитости алтайского и якутского шаманизма. Естественно было невозможно находиться на одинаковом уровне развития мировоззрения и религиозных верований как маленьким племенам, занимавшимся охотой и первобытным земледелием и живших на ограниченной территории, так и большим кочевым ханствам, живших в улусе, простиравшемся от Китая до Византии и Ирана» [3, s. 1]. Как видим, опираясь на китайские источники, автор описал примеры многочисленных жертвоприношений древних тюрок Небу, Земле, Воде, Солнцу и Луне. Исходя из этого, А. Инан название высшего якутского божества «танара» обозначил как признак обыкновенного идолопоклонничества. В то же время он не дал конкретного названия религии древних тюрок [3, s. 2].
Учёный уделил особенное место культу Неба Тэнри, которому поклонялись все тюрки. Тюркское происхождение слова «Тэнри» не вызывает у исследователей никаких сомнений. «Характерной чертой доисламских верований тюрков, − писал Инан, − являлась их тесная связь с природно-географическими объектами, среди которых значительную роль играют культы воды, небесных светил, отдельных деревьев и т.д.» [3, s. 2].
Так же, не вдаваясь в подробности эволюции шаманизма у древних тюрок, работа турецкого учёного вызывает интерес его внимательным отношением к месту и значимости якутского шаманизма [4, с. 5-10].
С мнением Абдулкадира Инана полностью согласен известный татарский учёный Р. Н. Безертинов. Так, он пишет, что «шаманизм – всё же не религия Тэнгри, так как религия Тэнгри – это мировоззрение народа» [5, с. 8]. Но и это определение Тэнгри, так же, как и шаманизм, не имеет ни письменных священных книг, ни какой-либо классической доктрины.
Хотелось бы отметить, что в свете мнения турецкого учёного имеет право на существование и взгляд ряда якутских исследователей, придерживающихся теории автохтонного происхождения якутского этноса. Например, согласно мнению С. И. Николаева (Сомоготто), якуты задолго до прихода тюркоязычных племён имели свою национальную религию Айыы с множеством её служителей-шаманов и отнюдь не настаивавших на её прямом родстве с религией древних тюрок. Существует даже версия о том, что учение Айыы является своего рода уникальным реликтом древних учений (вероятно, индо-иранского происхождения). Фактом остаётся и то, что русские землепроходцы в XVII веке. застали здесь уже устоявшуюся местную религию [6, с. 141].
Таким образом, можно предположить, что дискуссии по вопросам о месте шаманизма в духовной жизни якутов, равно как и их этногенеза, будут только продолжаться.