Статья:

ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА СЕЛЬДЖУКАМИ

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Мередов П.Г., Довранова А.М. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА СЕЛЬДЖУКАМИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА СЕЛЬДЖУКАМИ

Мередов Палван Гурбанмырадович
магистр, Туркменский Государственный Педагогического Института им. Сейтназара Сейди, Туркменистан г. Туркменабат
Довранова Азиза Махтумкулыевна
преподаватель, Туркменский Государственный Педагогического Института им.Сейтназара Сейди, Туркменистан, г. Туркменабат

 

THE ADOPTION OF ISLAM BY THE SELJUKS

 

Palvan Meredov

Master's student Turkmen State Pedagogical Institute named after Seytnazar Seydi, Turkmenistan Turkmenabat

Aziza Dovranova

Teacher Turkmen State Pedagogical Institute named after Seitnazar Seydi, Turkmenistan, Turkmenabat

 

Аннотация. В данной статье показано, что сельджуки пришли к религиозному народу и приняли ислам, начиная с того времени, когда туркмены-огузы начали принимать ислам во второй половине X века. Таким образом, описаны трудности сельджуков на пути ислама после его принятия.

Abstract. This article shows that the Seljuk’s came to the people and accepted Islam, starting from the time when the Oghuz Turkmen began to accept Islam in the second half of the 10th century. Thus, the difficulties of the Seljuk’s on the path of Islam after accepting Islam are shown.

 

Ключевые слова: Азия, принятие ислама, Сельджук, единый народ, Сырдарья, государство, Огуз.

Keywords: Asia, adoption of Islam, Seljuk, united people, Syr Darya, state, Oghuz.

 

Возникновение Сельджукской империи, ставшей важной вехой в мировой истории, связано с фактом исламизации огузов.

Во второй половине X в. огузы стали принимать ислам. Первым ислам принял глава племени салыров и его войско в количестве 2000 человек. После этого Салыр получил имя Кара Хан, а чтобы отличить его род, принявший новую религию от огузов идолопоклонников единомышленники исламисты стали называть его «туркменским» родом [2, c. 268]. Процесс принятия ислама шел медленно, болезненно и растянулся на 4 века. Основная масса огузов в Приаралье и на нижней Сырдарье оставалась языческой. Более значительное распространение мусульманская вера получила среди огузов среднего течения Сырдарьи и западных окраин Семиречья.

Огузские 24 рода разделились на религиозной почве. Часть из них выступала за принятие мусульманства, часть оставалась идолопоклонниками и хранила верность языческим верованиям.

Мусульманская религия получила распространение сначала преимущественно среди господствующей аристократии, которая приняла новую веру чисто в коммерческих целях, для поддержания своих торговых связей с земледельческими оазисами Средней Азии. В Среднюю Азию же ислам проник благодаря арабам еще в VII в. В это время ее территория была подконтрольна Арабскому халифату. В IX в. халифат распался, и среднеазиатские оазисы стали существовать как самостоятельные государства, управляемые местными династиями Саманидов, Тахиридов, Саффаридов, Караханидов и др. [5, c. 23]. В принятии огузским племенами ислама и распространения мусульманской религии большую роль сыграло влияние Саманидского государства, существовавшего в Мавераннахре в 820-1000 гг.

Огузы, которые вели приграничную торговлю с населением в оазисах Средней Азии, попали под влияние крупных городских центров, таких как Бухара и Самарканд. Мощный импульс этот процесс, очевидно, получил после обращения Сельджукидов в ислам [3, c. 73].

Победа промусульманской клики была обусловлена внутриполитическими распрями, разгоревшимися во время правления Али Хана. Потеряв своего сюбаши Дукака (отца Сельджука), Али Хан был не в состоянии принять ни одного политически важного решения, чем обнародовал свою слабость в качестве правителя. В этих условиях его амбициозный талантливый сын Сельджук был близок к тому, чтобы по желанию народа стать верховным правителем вместо своего отца. Жена Али Хана стала подстрекать мужа к убийству Сельджука. Узнав об этом, Сельджук в сопровождении наиболее преданных ему соплеменников в 925 г. перебрался в г. Дженд. Там начался новый этап его жизни.

Дженд был расположен в среднем течении р. Сырдарья. Формально он контролировался огузами, от которых бежал Сельджук. Однако, это была та территория Средней Азии, по которой в то время с юга шло распространение ислама. На землях в нижнем течении Амударьи и Сырдарьи в таких городах, как Бухара и Самарканд, население уже приняло мусульманскую веру.  Кроме того, Мавераннахр отличался фанатизмом в вопросах борьбы с неверными. Богатые жители этого региона тратили огромные суммы на джихад и создание вакфов [4, c. 101].

Сельджук, попав в новую среду оценил обстановку и принял ислам, став одним из местных лидеров джихада. Он выступил инициатором отказа от уплаты жителями г. Дженда налога - хараджа в казну немусульманского огузского государства. Изгнание из города сборщиков налогов стало причиной серии столкновений между направленными в Дженд войсками огузов и руководимыми Сельджуком отрядами горожан. Эти столкновения завершились выходом Дженда из-под контроля огузского ябгулука и принесли Сельджуку известность. Он сформировал свою армию и одержал ряд побед над «неверными» за пределами Дженда.

Со временем Сельджук стал личностью, известной не только в Дженде, но и во всем Мавераннахре. Кроме известности, войны с «неверными», сопровождавшиеся грабежами, принесли ему богатство [4, c. 102].

Когда точно Сельджук принял ислам не известно. По мнению исследователей, это могло быть не ранее 2-й половины X в. Принятие ислама Сельджуком было продиктовано в первую очередь экономическими целями. Сельджук и его ближний круг решили принять ислам, оценив выгодность результатов этого решения. «Если мы не примем веру и обычаи народа страны, в которой мы хотим жить, то никто не станет нас уважать, и мы окажемся в меньшинстве, сужденном на одиночество» [6, c. 365]. Кроме того, принятие ислама давало моральное основание напасть на отца под предлогом священной войны с неверными. За это он получил титул гази, что значит «борец за веру» [1, c. 7].

Кроме представителей доисламского духовенства, новая религия устраивала почти все слои населения, поскольку ислам защищал интересы частных собственников, поощрял торговлю, объединял в одной вере различные этнические группы, при этом содержал общинный принцип «все мусульмане братья», предполагавший равенство и право на защиту.  Роль ислама в обществе огузов - туркмен была велика и состояла в том, что способствовала преодолению родоплеменной разобщенности и развитию единого народа.

Напомним, что после принятия ислама часть общества, которая приняла новую веру стала называться мусульманским населением среднеазиатских оазисов «туркменами». Сами же огузы, принявшие мусульманство, себя так не называли.  Прежнее название «огуз» относилось к враждебным кочевникам-язычникам низовьев Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия, а новое название «туркмен» применялось к огузам, осевшим в среднеазиатских государствах и ассимилировавших с ним.

Принятие мусульманства привело к кровопролитным столкновениям между язычниками, к которым относился правитель огузских ябгу и приверженцами новой веры, возглавляемых Сельджуком, а в последующем и к расколу всего государства сырдарьинских огузов. Но, также принятие мусульманства способствовало переходу на новую эволюционную стадию, в результате которого у огузов начался  процесс  преодоления родоплеменной разобщенности и формирования единого народа.

 

Список литературы:
1. Агаджанов С.Г. Государство сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. – М.: Наука, 1991. – 303 с. 
2. Атаев Х. Туркмены – салары (салыры) Китая // Туркмены зарубежного Востока (Очерки о туркменах Ирана, Афганистана, Сирии, Турции и Китая). Ашхабад. 1992. – С. 268–290.
3. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. – Сочинения. – Т. V. – М.: Изд-во «Наука», Главная редакция Восточной литературы, 1968. – 192 с. 
4. Запорожцев В.М. Сельджуки. – М.: Воениздат, 2011. – 294 с.
5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. - СПб.: Петербургское востоковеде, 2000. – 320 с.
6. Ромаскевич А.А. Якубовский А. Ю. Волин С. Л. Арабские и персидские источники по истории туркмен и Туркмении // Материалы по истории туркмен и Туркмении. – Т.1. – Москва-Ленинград.: Изд-во АН СССР, 1939. – 612 с.