Статья:

Формирование системы черноморских таможенных портов на примере Одесского порта

Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Прищепа А.С. Формирование системы черноморских таможенных портов на примере Одесского порта // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование системы черноморских таможенных портов на примере Одесского порта

Прищепа Александр Сергеевич
преподаватель Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», РФ, Республика Крым, г. Бахчисарай

 

Formation of system of the Black Sea port of customs on the example of the port of Odessa

 

Alexander Prishchepa

teacher Bakhchysarai College of Construction, Architecture and Design (Branch) FGAOUIN "CFIby Vernadsky Russia, Republic of Crimea, Bakhchysarai

 

Аннотация. В статье проанализирована и представлена система развития и становления портов на юге Российской империи. Показана система формирования и зарождения таможенной службы России, на примере Одесского порта на рубеже XVIII–XIX веков. Выявлены проблемы создания и развития эффективного механизма таможенного регулирования в системе пограничного контроля на российско-украинской границе, а также в системе таможенных управлений на юге Российской империи. Рассмотрены меры регулирования государства по установлению и закреплению Одесского таможенного порта и зон влияния таможенной службы в данном регионе. В статье приведена статистика пограничных зон Российской империи на начало XIX века, а также затронуты вопросы взаимодействия таможенных учреждений с министерством финансов. Впервые четко были определены права и обязанности таможенных чиновников. Закрепление таможенных застав и деление на три класса по объемам таможенных операций, рассмотренных автором.

Abstract. The article analyzed and presented development system and the establishment of ports in the south of the Russian Empire. It is shown that the system of formation and origin of Customs Service of Russia, on the example of the port of Odessa at the turn of the XVIII–XIX centuries. The problems of creation and development of an effective mechanism of customs control in the system of border control at the Russian-Ukrainian border and customs controls in the system in the south of the Russian Empire. Considered the state regulatory measures for the establishment and consolidation of the Odessa port and customs zone customs influence in the region. The article presents statistics of the border areas of the Russian Empire at the beginning of the XIX century, as well as touched upon issues of cooperation between customs authorities with the Ministry of Finance. For the first time it was clearly defined rights and responsibilities of customs officials. Securing customs outposts and division into three classes in terms of customs operations, considered by the author.

 

Ключевые слова: Таможенная служба; Юг Российской империи; Одесский порт; Черное море; Екатерина II; Новороссия.

Keywords: Customs Service; South of the Russian Empire; Odessa port; Black Sea; Catherine II; New Russia.

 

Российская Федерация, активно интегрируется в мировое экономическое пространство. В связи с этим возрастает научный и практический интерес к изучению исторического опыта торгово-экономических отношений и связей России с зарубежными странами и к ее торговой и таможенной политике [2, c. 476].

Таможенная служба на рубеже XVIII–XIX веков оказывает существенную роль в регулировании не только торгово-экономических, но и политических и внешнеэкономических отношений России с сопредельными государствами. Одной из самых приоритетных направлений в исследовании является проблема рассмотрения основных форм и методов реализации таможенной политики на юге Российской империи, на примере Одесской таможенной службы. Приграничное положение региона, а также быстрое развитие торгово-экономических отношений России со странами Ближнего и Дальнего зарубежья в XVIII в. привели к созданию таможенной службы в портовых портах таких как, Евпатория, Баку, Севастополь, Одесса.

В настоящее время, когда Одесский порт, одесское таможенное управление является пограничным, как и в XVIII–XIX вв., остается актуальная проблема создания и развития эффективного механизма таможенного регулирования в системе пограничного контроля на российско-украинской границе. Установление таможенно-пограничных постов на границах Российской империи связано с мерами по их упорядочению во второй половине XVIII века в царствование императрицы Екатерины II, а также с деятельностью направленной на создание погранично-таможенной стражи [4, c. 81]. Указ от 1782 г. свидетельствует «Об учреждении особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». 15 июля 1774 г. подписывается Кючук-Кайнарджийский мирный договор между Россией Турцией. 8 (19) апреля 1783 года императрица подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу [7]. В устье реки Дунай только благодаря инициативе А. С. Суворова начинают строиться: порт Одесса, таможенные сооружения, рассчитанные на две таможни — Одесскую портовую, предназначенную для досмотра заграничных судов и Одесскую, обеспечивающую потребности в таможенном оформлении и охране границы по реке Днестр.

5 сентября 1795 г. была открыта Одесская портовая таможня, директором которой был назначен М. Кирьяков. Штат таможни состоял из 32 человек: одного помощника таможенного надзирателя (помощника директора), одного контролера, двух смотрителей, одного весового надзирателя, одного землемера, писца, одиннадцати досмотрщиков и девяти гребцов. Объем таможенных операций не был стабильным. К примеру, в 1797 г. Одесский порт посетило всего 72 корабля [5, c. 147]. А уже в 1803 г. На начало XIX века, России уже имелось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский (31 таможенное учреждение), Виленский (28), Варшавский (34), Радомский (29), Радзивилловский (19), Южный (22), Кутаисский (27), Бакинский (24), Закаспийский (15), Туркестанский (16), Семипалатинский (14), а также главные складочные таможни центрального подчинения: С.-Петербургская портовая, Московская, Варшавская, Одесская – и складочные таможни: Ревельская, Рижская, Харьковская, Батумская, Иркутская [6, c. 147].

Порто-франко в Одессе учреждено было по указу Александра I 16 апреля 1817 г. с правом на 30 лет [8, c. 1]. Вступает в силу с 1819 г., когда уже были закончены все подготовительные работы, предоставлена была экономическая зона, обведенная рвом. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Благодаря порто-франко в Одессе, происходит развитие территории, что заметно уже к концу 20-х годов. Одесса становится четвертым по величине городом Империи после Москвы, Петербурга и Варшавы. Порто-франко в Одессе просуществовал до апреля 1859 г. Согласно статистическим данным с середины XIX века развитие темпов экономики города Одессы начало нарастать. Порто-франко, ранее тормозившее промышленное развитие города, было отменено, но вскоре было отменено и крепостное право в стране, создавались новые производственные отношения, росло число предпринимателей [3, c. 67].

Одесский порт, включается во всероссийскую железнодорожную сеть и торговую структуру хозяйства. Благодаря открытию Суэцского канала (1869 г.) демонстрирует выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя наконец-то получает прочную связь с Дальним Востоком. Все это отражается на росте грузооборота и товарооборота Одесского порта. К примеру, если в 1862 г. через порт проходило товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 г. уже на 128 миллионов [1]. Одесса занимает второе место в портовых отношениях в Российской империи после Петербурга.

В течение XIX в. таможенная политика России меняла свои ориентации несколько раз, переходя к протекционистским мерам и обратно к фритредерским. Абсолютными преимуществами не обладал ни один из этих направлений. Однако большую пользу казне и уверенность в сохранении отечественной промышленности приносила умеренно-покровительственная политика, тем более, если учитывать, что российские товары обладали низкой конкурентоспособностью.

В конце XIX в. в России осуществлялась протекционистская политика, которая хоть и была зажата рамками договоров с Германией, но все же сдерживала натиск германского империализма. Защитные меры были ослаблены договорами 1894 и 1904 гг., поэтому сдержать движение иностранного капитала в страну данная политика не смогла. Однако опыт защиты экономических интересов России таможенными методами на рубеже XIX - XX вв. имеет практическое значение и в современных условиях.

 

Список литературы:
1. Архив Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. Режим доступа: http://ruskline.ru/editions/r/russkaya_liniya (дата обращения: 08.05.2017).
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV–XVIII вв. – М., 1986–1992. Т. 1-3, Т.3 С. 476.
3. Дзюбенко П. В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России: Курс лекций. – М., 2000. С.67.
4. Космынин А.В. Внешнеторговая политика русского правительства во второй половине XVIII в. Автореф. Дис. ... канд. ист. наук. – Воронеж, 1998; он же. Либерализация тарифной политики России в 60х-80х гг. XVIII в. // Отечественная история: Люди. События. Мысль: Сб. науч. работ. Рязань, 1998. С. 81.
5. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. – 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – 592 с. + илл).
6. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. – 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. – М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. – С. 178.. + илл).
7. Манифестъ Императрицы Екатерины II. – О принятiи полуострова Крымскаго, острова Тамана и всей Кубанской стороны, подъРоссiйскую Державу.8 (19) апреля 1783 года // Полное собрание законов российской империи. Т. 21. 1830. C. 897–898.
8. Порто-франко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.