Статья:

Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования

Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая культура и идеологии

Выходные данные
Аккулова Ю.А. Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 21-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования

Аккулова Юлия Анатольевна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан г. Уфа

 

Civil-law literacy as a result of social and legal education

 

Yulia Akulova

student, Bashkir State Pedagogical University M. Akmully, Russia, Republic of Bashkortostan Ufa

 

Аннотация. В статье актуализируется необходимость формирования гражданско-правовой грамотности школьников. Раскрывается понятие гражданско-правовая грамотность. Анализируется содержание гражданско-правового образования: понятие, цель, первоочередная задача и основополагающие принципы и источники. Представлены показатели сформированности активной гражданской позиции школьника.

Abstract. The need for the formation of civil-law literacy of schoolchildren is actualized in the article. The notion of civil-law literacy is disclosed. The content of civil-law education is analyzed: the concept, the purpose, the primary task and the basic principles and sources. The indicators of the formation of the active civic stand are presented.

 

Процессы построения демократического правового государства остро актуализируют проблему формирования гражданско-правовой грамотности у подрастающего поколения. Такая задача поставлена перед современной системой образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где целевым ориентиром для среднего (полного) образования определено развитие и формирование личности обучающегося, подготовка его к жизни в обществе, жизненному самоопределению, способности защищать свои права, владение правовыми знаниями и применение их в юридически значимых ситуациях.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» отмечается, что без высокой правовой грамотности подрастающего поколения не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Исходя из вышесказанного, можно раскрыть и дополнить содержание понятия «гражданско-правовая грамотность». Стоит отметить, что данное понятие в научной литературе не имеет единой общепринятой трактовки. Гражданско-правовая грамотность является основой для становления у обучающихся гражданской позиции, как точки зрения, ориентирующей на выбор жизненного пути, умений строить взаимоотношения с другими людьми и с обществом в целом.

Гражданско-правовая грамотность – это такой вид грамотности, необходимый каждому человеку, живущему в современном правовом государстве, включающий совокупность знаний государственных законов, определенных умений и навыков руководствоваться ими в конкретной ситуации на основе гражданской позиции личности; это качество индивида, основанное на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которое порождает умение эффективно использовать необходимые сведения по разрешению правовой ситуации и влечет за собой формирование правового мышления, а также определяющее уровень его правовой социализации в обществе

Таким образом, осуществляя воспитание гражданина России, необходимо, прежде всего, руководствоваться вышеперечисленными требованиями, реализация которых позволит вырастить личность, способную не только успешно функционировать в современном демократическом правовом государстве, но и стать активным субъектом гражданского общества.

Гражданско-правовое образование – одно из основных составляющих системы образования, включающую как образовательную, так и воспитательную функции, – становится предметом изучения педагогов, философов и политиков в течение длительного времени.

Гражданско-правовое образование – это приобретение учащимися соответствующих знаний о правах и обязанностях гражданина, специфике правового государства, выработка умений и навыков, позволяющих беспрепятственно использовать полученные знания в практической реальности; это взращивание в себе высоконравственные качества путем усвоения позитивного социального опыта. Анализируя данное понятие, стоит отметить, что в данном контексте гражданско-правовое образование понимается не как передача специальных знаний, умений и навыков, а исходящая от учащихся осознанная инициатива в получении образования. Поэтому в организации гражданско-правового образования необходимо опираться на различные виды педагогической деятельности, реализуемые как в урочной, так и внеурочной деятельности, посредством демократической организации школьной среды [3, 30].

Основная цель гражданско-правового образования – становление гражданина, полноправного субъекта демократического общества. Данный гражданин должен быть наделен знаниями (правовыми, политическими, финансовыми и т.д.), умениями (анализировать, взаимодействовать, умение критически мыслить), ценностями (любовь к Родине, справедливость, гуманизм и т.д.).

Первоочередная задача гражданско-правового образования – это социализация учащихся. Полученные школьниками правовые знания и умения должны найти отражение в их поведении, взаимодействиях и отношениях с окружающими. Ученики должны научиться оценивать с нравственной позиции все составляющие жизни, общества, культуры и т.д.

Ядром гражданско-правового образования является принцип действительного участия гражданина в решении социально значимых задач на современном этапе развития и становления демократического правового государства. Оно объединяет в себе развитие навыков социальной практики с успешным усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, развитие ее нравственного потенциала. Следовательно, одно из приоритетных направлений гражданско-правового образования состоит в том, чтобы помочь ученику обрести себя как личность, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В результате гражданско-правового образования у школьников должен возникнуть конкретный гражданский идеал, включающий в себя базовые национальные ценности [1; 22].

Говоря о реализации гражданско-правового образования на базе общеобразовательной школы, подразумеваемся потенциал всех учебных дисциплин, в особенности уроки обществознания и права. Несомненно, в большей степени данные предметы позволяют получить учащимся наиболее обобщенные знания о нравственности, особенностях взаимодействия человека и общества, человека и природы, антропологические знания и т.д.

Именно предметы обществознания и права являются одним из основных источников становления гражданско-правовой грамотности школьников. Данные предметы содержат учебно-воспитательный потенциал, обеспечивающий процесс формирования гражданских качеств личности эффективным. На данных уроках возможно широкое использование различных форм, методов и средств, направленных на успешное решение поставленной задачи. Содержание уроков ориентировано не только на знаниевую составляющую курса, но и аксиологические компоненты (моральные ценностные ориентиры, нравственные принципы и т.д.). Формирование ценностных ориентиров происходит посредством организации такой деятельности, которая позволила бы воссоздать ситуации, требующие переживаний и опыта специально организованной практики. Решая поставленные перед школьниками практические задачи, имеющие место быть в реальной жизни, происходит формирование качеств личности гражданина с высоким нравственным сознанием, не равнодушного к происходящему с ними, а также с другими людьми.

Основное назначение учителя обществознания – организация учебно-воспитательного процесса, имеющего цель формирование активной гражданской позиции, становления нравственных качеств и правовой культуры обучающихся, а также создание условий для самостоятельного поиска решений правовых задач.

Становление активной гражданской позиции учащихся – это процесс совместной деятельности учителя и учеников, основой которого является освоение школьниками комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.

Благодаря правовому образованию обучающиеся способны не только разбираться в многообразии общественных отношений и окружающем социуме, но и выбирать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, быть социально активными, обладать чувством собственного достоинства и готовыми жить в гражданском демократическом обществе и правовом государстве.

Показателями сформированности активной гражданской позиции школьника будут являться:

·     интерес к общественно-политической жизни города, республики, страны (знание государственных законов, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);

·     отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);

·     ответственное отношение к школьным правилам, выполнению просьб и поручений;

·     активное участие в жизни школы, внеурочных и внешкольных мероприятиях;

·     уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям;

·     успешная социализация учащихся после окончания школы [2; 78].

Таким образом, в настоящее время в современной школе происходит процесс формирования новой системы гражданско-правового воспитания и образования школьников, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. Главным источником реализации содержания гражданско-правового образования остаются курсы обществознания и права. Данные дисциплины оказывают на учащихся систематическое воздействие на их сознание и поведение, преследуют цель создания у школьников чувства уважения к праву и формирования навыков соблюдения нормативно-правовых актов на основе развитого мировоззрения.

 

Список литературы:
1. Воскресенская Н., Фрумин И. Гражданское образование: пособие для педагогов и работников образования / Под ред. Н.Воскресенской, И.Фрумина. Совет Европы/ М., АПК и ПРО – 2000. С. 22.
2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Гриценко Лариса Ивановна. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 78.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе / А.С. Морозова. – М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2004. С. 30.