Статья:

Регулирование защиты средств индивидуализации производства

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Головко К.Г. Регулирование защиты средств индивидуализации производства // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 90-95.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Регулирование защиты средств индивидуализации производства

Головко Ксения Геннадьевна
студент, Институт Права, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград

 

На сегодняшний день вопрос о правовом регулировании интеллектуальной собственности является достаточно значимым, так как в современных условиях глобализации всех сфер правоотношений в мире все более важным элементом становится право интеллектуальной собственности.

Достаточно значимой мне видится проблема защиты средств индивидуализации предприятий и производителей. Так, например, в экономической сфере необходимость регулировать использование объектов интеллектуальной собственности особенно заметна, так как отдельного внимания заслуживают фирменные наименования, товарные знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и т.д. Наиболее значимым в этой сфере является вопрос о создании равных условий хозяйствования для различных товаровладельцев, а именно внедрение конкурентных начал в их деятельность, необходимость насыщения рынка различными товарами и услугами. Все это в свою очередь обуславливает государственную необходимость в охране и защите объектов интеллектуальной собственности в коммерческой сфере.

Защита средств индивидуализации производства в большинстве своем регулируется частью четвертой ГК РФ. Кодекс относит к средствам индивидуализации фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, коммерческие обозначения. Следует подробнее рассказать о каждом из этих средств.

Понятие «фирменное наименование» подразумевает под собой наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Для возникновения прав на фирменное наименование не требуется какой-либо отдельной регистрации, так как это право возникает с момента регистрации юридического лица (согласно Федеральному закону №129-ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В соответствии с законодательством должно указываться полное и сокращенное наименования [10, с. 149]. Юридическое лицо, в свою очередь, получает исключительное право на использование своего фирменного наименования любым способом, не противоречащим закону. Также из текста федерального закона следует, что данное исключительное право действует бессрочно, а прекращается лишь при ликвидации или реорганизации юридического лица. Распоряжаться же исключительным правом на фирменное наименование нельзя, то есть продавать его или разрешать другим предприятия использовать [5, с. 111].

Товарный знак и знак обслуживания являются схожими по своей правовой природе. Единственное значимое различие заключается в том, что товарный знак – является обозначением товаров, а знак обслуживания – обозначением работ и услуг. Поэтому далее в этой работе под словосочетанием «товарный знак» будет подразумеваться и знак обслуживания. Итак, товарный знак представляет собой какое-либо словесное, изобразительное или иное обозначение, а также их различная комбинация в различной цветовой гамме [6, с. 112]. Однако, зарегистрировать товарный знак на деле совсем непросто, так как существует довольно внушительный список ограничений на допустимые товарные знаки. Формулировки данных ограничений иногда расплывчаты, что также затрудняет процесс как создания товарного знака, так и процесс его регистрации (например, недопустимы товарные знаки, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали или способные ввести потребителя в заблуждение). Некоторые ограничения напрямую связаны с механизмом охраны товарных знаков. Так, не допускается регистрация товарного знака, который тождественен либо внешне схож с ранее зарегистрированным знаком. С созданием товарного знака у юридического лица также возникает исключительное право, срок действия которого не ограничен, за исключением одного правила: раз в 10 лет следует обращаться в Роспатент (орган, в котором происходит регистрация товарного знака) с заявлением о продлении данного исключительного права [5, с.114].

Следующим средством индивидуализации производства является наименование места происхождения товара. Наименование места происхождения товара (далее – НМПТ) – это наименования конкретного географического объекта, которое стало известно благодаря производимой в этой местности продукции, особые свойства которой связывают с особенностями географического местоположения объекта (например, климатическими и природными условиями, или же исторически сложившимися традиционными ремеслами в данной местности). НМПТ сочетает в себе некоторые признаки товарного знака, так как это наименование обычно широко известно, и его главной целью является сделать товар узнаваемым. Но в то же время НМПТ представляет собой некий государственный сертификат, подтверждающий тот факт, что конкретный товар на самом деле произведен в указанной местности. Также НМПТ имеет характерную особенность: такое свидетельство может получить неограниченное количество производителей. Так, существует более десятка производителей минеральной воды с подтвержденным наименованием места происхождения товара «Ессентуки». Исключительное право, которое появляется вследствие приобретения НМПТ, действует бессрочно, но также, как и в случае с товарным знаком, раз в десять лет производитель должен подтвердить, что производит товар в том же месте [5, с. 115].

Коммерческие обозначения представляют собой средство отличное от вышеописанных. До вступления в силу части четвертой Гражданского Кодекса РФ коммерческое обозначение упоминалось лишь как объект договора коммерческой концессии (в рамках главы 54 ГК РФ). Это вызывало своего рода трудности на практике, а также споры теоретиков относительно его содержания. Часть четвертая ГК РФ решила эту проблему, закрепив данное исключительное право и дав ему надлежащее правовое регулирование. Опираясь на статью 1538, можно определить коммерческое обозначение, как обозначение, не являющееся фирменным наименованием, которое предприятия могут использовать в целях индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и иных организаций, которые не подлежат обязательному включению в учредительные документы и в ЕГРЮЛ [8, с. 89]. Коммерческие обозначения в равной степени с другими средствами индивидуализации производства нуждаются в охране. В частности, это обусловлено тем, что их использование достаточно удобно для малых предприятий, которые хотят индивидуализировать себя в гражданском обороте, но не имеют для этого средств. Регистрация товарных знаком и фирменных наименования является довольно сложной и дорогостоящей, что является дополнительным фактором для использования коммерческого обозначения [9, с.227].

Правовая охрана представленных выше средств индивидуализации юридических лиц, их продукции, товаров и услуг во многих аспектах сходна с правовой охранной изобретений. Главным отличием является обязательная государственная регистрация средств индивидуализации, обязательность и добросовестность их использования. Исходя из назначения данных объектов, очевидно, что законодательство в данном вопросе преследует две конкретные цели: защита инвестора, вкладывающего средства в производство и продвижение товара, и защита потребителя, который ассоциирует определенные фирменные наименования, товарные знак и наименования места происхождения товара с определенным уровнем качества, вследствие чего формирует определенные ожидания от приобретенного товара или услуги [7, с. 166]. Учитывая важность этих целей для экономики, можно сказать, что охрана и защита средств индивидуализации является значимым вопросом не только в юридической, но и в экономической сфере.

Для выявления проблем в правовом регулировании данного вопроса следует обратиться к нормативно-правовой базе. Данную сферу регулирует огромное количество различных законов, среди которых можно выделить следующие.

Федеральный закон от 26.07.2006 «О защите конкуренции» регулирует такие виды исключительных прав, которые непосредственно могут влиять на конкуренцию. Так, п. 2 ст. 14 указанного ФЗ гласит: "Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг". Также, п. 1 этой же статьи содержит перечень запретов, среди которых есть и такие, которые по своей сущности являются охранительными для средств индивидуализации. К ним относятся:

· введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

· продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг [3, ст.14].

Следующим Федеральным законом, который имеет положения касаемо средств индивидуализации производств, является ФЗ от 13.03.2006 года «О рекламе». Статья 5 данного закона устанавливает положения о недопустимости недостоверной рекламы, т.е. рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товар [4, ст.5].

Нельзя обойти и то, что законом установлена административная и уголовная ответственность за нарушение данных исключительных прав. Так, в Кодексе об административных правонарушениях РФ определена ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, либо производство в целях сбыта, или реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров [1]. Уголовный Кодекс РФ устанавливает ответственность за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147) и незаконное использование товарного знака (ст. 180) [2]. Также существенную роль играют постановления Правительства РФ и ведомственные акты.

Но, не смотря на все закрепленные меры правовой охраны фирменных наименований, товарных знаков и наименований мест происхождения товара, ежегодно приходится сталкиваться с нарушениями данного исключительного права.

В связи с этим можно отметить, что необходимо совершенствовать законодательство, которое регулирует недобросовестную конкуренцию в сфере интеллектуальной собственности в силу того, что, с одной стороны, товарный знак имеет обусловленную популярность определенного изготовителя, а с другой стороны, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может зарегистрировать любое количество знаков, не связанным с уставом его предприятия или реальной хозяйственной деятельностью [5, с. 116].

Таким образом, в Российской Федерации законодательство относительно различных средств индивидуализации производства несовершенно и нуждается в некотором реформировании правового регулирования.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Российская газета. – № 256. – 31.12.2001.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. 
4. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 24 июля 1995 г. – №30. 
5. Исмагилов Р.Ф., Курзенин Э.Б., Числов А.И. Индивидуализация юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и ее средства // Мир политики и социологии. – 2015. – №12. 
6. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности / Л.А. Новоселова. – М: Юрайт, 2016. 
7. Толок Т.В. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учебное пособие / Т.В. Толок, Ю.И. Толок. – Казань: КНИТУ, 2013. 
8. Трофимов В.В. Коммерческое обозначение как объект договора коммерческой концессии // Человек и общество в системе современных научных парадигм. – 2015. – №1. 
9. Тюлькин А.А. Содержание объекта, индивидуализируемого коммерческим обозначением // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – №1. 
10. Юшкова Е.А. Фирменное наименования как основное средство индивидуализации юридического лица // Актуальные проблемы цивилистики. – 2014.