Статья:

ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ РЕПАТРИАЦИИ: ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Этнография, этнология и антропология

Выходные данные
Сыдыгалиев С.М. ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ РЕПАТРИАЦИИ: ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(94). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ РЕПАТРИАЦИИ: ЭТНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Сыдыгалиев Сункар Маратулы
докторант, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева – ЕНУ, Казахстан, г. Астана

 

FEATURES OF KAZAKHSTAN REPATRIATION: ETHNOLOGICAL ANALYSIS

 

Sunkar Sydygaliev

PhD student, Eurasian National University named after L.N. Gumilyov – ENU, Kazakhstan, Astana

 

Аннотация. В статье «Особенности казахстанской репатриации: этнологический анализ» исследуются особенности репатриации этнических казахов (кандасов) в Казахстан, запущенной после провозглашения суверенитета в 1990 году. Цель репатриации — укрепление национальной идентичности и интеграция соотечественников в экономическую и культурную жизнь страны. За три десятилетия более миллиона казахов переселились в Казахстан, сталкиваясь с различными вызовами: языковыми барьерами, различиями в культурных кодах и бюрократическими трудностями. Автор анализирует роль социальной поддержки, культурной близости регионов расселения и государственной помощи.

Abstract. The article "Features of Kazakh repatriation: ethnological analysis" examines the features of the repatriation of ethnic Kazakhs (Kandases) to Kazakhstan, launched after the declaration of sovereignty in 1990. The purpose of repatriation is to strengthen national identity and integrate compatriots into the economic and cultural life of the country. Over three decades, more than a million Kazakhs have migrated to Kazakhstan, facing various challenges: language barriers, differences in cultural codes and bureaucratic difficulties. The author analyzes the role of social support, cultural proximity of the regions of settlement and state aid.

 

Ключевые слова: репатриация, кандас, квоты, интеграция, адаптация.

Keywords: repatriation, Kandas, quotas, integration, adaptation.

 

В 1990 году, 25 октября, Казахская Советская Социалистическая Республика провозгласила свой суверенитет, открыв новую страницу в своей истории [4]. На фоне этих политических изменений была инициирована программа по возвращению этнических казахов, находящихся за пределами страны, на их историческую родину. Этот процесс, получивший название (репатриация), стал важным элементом государственной политики независимого Казахстана, отражающим стремление укрепить национальную идентичность.

Сегодня, спустя более трех десятилетий после провозглашения независимости, Казахстан сталкивается с задачей интеграции кандасов — этнических казахов, вернувшихся на свою родину [16]. В условиях многонационального общества, где сосуществуют различные этнические группы, особое внимание уделяется вопросам адаптации и культурной интеграции репатриантов в экономическую и социальную среду страны. Целью данного исследования является анализ процессов репатриации этнических казахов в Казахстане с акцентом на этнологические аспекты. В статье рассматриваются особенности репатриации через призму статистику, социальных исследований, опросов и фокус групп.

С 1991 года Казахстан проводит политику по репатриации этнических казахов, целью которой является возвращение и интеграция соотечественников в культурную, социальную и экономическую жизнь страны. По данным на 2024 год, на территорию Казахстана переехали 1,140 млн этнических казахов, что делает эту программу одной из крупнейших инициатив по репатриации среди стран Центральной Азии [9].

Современная программа репатриации Казахстана, реализуемая с 2011 года, основывается на Законе "О миграции населения" и регулируется системой ежегодных квот, которые направлены на возвращение этнических казахов на историческую родину [7]. Данная политика охватывает сложный набор правовых и экономических механизмов, включая интеграционные квоты, финансовую поддержку и содействие в трудоустройстве, но сталкивается с существенными вызовами, такими как коррупция, нецелевое использование средств, отсутствие четких критериев для включения в квоту и недостаточная правовая защита для репатриантов.

Анализ источников миграции показывает, что основным донором кандасов является Узбекистан, откуда прибыло 69,9% от общего числа репатриантов. Китай стал вторым по значимости источником с долей 10,3%, за ним следуют Туркменистан (7,1%), Монголия (4,0%) и ряд других стран (8,7%) [11, с. 70]. Данное распределение обусловлено историческими и географическими факторами, включая наличие крупных диаспор казахов в указанных странах, а также миграционными процессами XX века.

Возрастной состав репатриантов дифференцирован: 57,2% находятся в трудоспособном возрасте, 32,2% составляют молодёжь, и 10,6% — пенсионеры. Такая структура подтверждает демографическую устойчивость и потенциал влияния миграции на рынок труда. Трудоспособные репатрианты могут способствовать восполнению рабочей силы в ключевых отраслях экономики. Половая структура (48% мужчин и 52% женщин) почти совпадает с общенациональными показателями, где доля мужчин составляет 48,8%, а женщин — 51,2%, что позволяет говорить об отсутствии существенного дисбаланса [3].

Примерно 3% репатриантов избегают получения казахстанского гражданства. Основными факторами отказа являются экономические и социальные условия [2, с. 16]. В частности, среди тех, кто не оформляет гражданство, выделяются представители малого и среднего бизнеса, для которых статус нерезидента предоставляет налоговые и таможенные преимущества. Ещё одна группа — пенсионеры, для которых финансовые ограничения на получение минимальных социальных выплат в Казахстане оказываются непривлекательными. Поскольку пенсионные выплаты для неграждан могут быть выше, чем минимальная пенсия для граждан, это влияет на выбор репатриантов.

Ранее кандасов преимущественно расселяли в южных и западных областях страны, таких как Мангистауская, Алматинская, Жамбылская и Туркестанская. В 2023 году Казахстан пересмотрел список областей, где предоставляются квоты для переселения этнических казахов. Теперь квоты можно получить в Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Восточно-Казахстанской, Абайской, Акмолинской, Улытауской и Карагандинской областях [18]. Причина отказа в расселении на юг и запад — трудоизбыточность, перенаселенность, дефицит зем­ли и воды, сокращающееся население северо-восточных областей. Только в этих областях кандасы смогут получить в большем количестве квоты, предполагающие субсидии на переезд, аренду и оплату коммунальных платежей в течение года; сертификаты экономиче­ской мобильности на приобретение жилья; освобождение от уплаты налогов на иму­щество для личного пользования; бесплатные консультации в центрах адаптации и интеграции кандасов; места в образовательных учреждениях профессионально­го образования; помощь в трудоустройстве наравне с гражданами Казахстана. Ин­формация обо всех льготах и преференциях, памятка кандасам размещены на сай­те Министерства труда и социальной защиты населения, веб­портале Электронного правительства и в центрах адаптации и интеграции кандасов.

Несмотря на увеличение количества квот и условий адаптаций в северные и центральные регионы, южные регионы остаются предпочтительными по социокультурным и экономическим причинам. Например, северные и центральные регионы, такие как Акмолинская и Павлодарская области, первоначально были целевыми регионами программы, особенно в 1990-е годы, когда квоты нацеливались на компенсацию оттока населения в этих районах. Однако изменение экономических условий в 2000-е годы привело к миграции кандасов в южные области. Также здесь преобладает казахоязычная среда, и высокая концентрация этнических казахов способствует быстрой адаптации репатриантов [6, с. 137].

Система квот является структурирующим элементом казахстанской репатриационной политики, направленным на управление потоками миграции и удовлетворение потребностей регионов. Первая квота была утверждена в 1993 году и позволила репатриироваться 10 000 семьям (около 40 000 человек) [1]. В условиях экономических кризисов конца 1990-х годов квота была сокращена до 500 семей, однако с начала 2000-х годов, на фоне стабилизации экономической ситуации, квоты были значительно увеличены. В 2005 году, согласно Указу Президента Республики Казахстан, квота составила 15 000 семей, а в 2009 году достигла 20 000 семей [11]. Тем не менее, фактические показатели иногда превышали официальные: в 2009 году было зарегистрировано 45 511 прибывших, что более чем вдвое превышает установленный показатель [14]. На 2024 г. региональная квота приема кандасов и пе­реселенцев установлена в количестве 2433 человека. Квота выделяется с учётом запросов репатриантов, которые могут указать предпочтительные для себя регионы [17]. Решение принимается региональными департаментами миграции, и, если заявка репатрианта отклонена, он может повторно подать её только в следующем году.

Финансирование программы интеграции репатриантов в значительной мере зависит от государственного бюджета, а также международных организаций (ООН, МОТ), которые обеспечивают финансовую и экспертную поддержку. Например, в начале 2000-х годов на интеграционные процессы выделялись значительные средства, начиная с 375 миллионов тенге в 2002 году, что возросло до 11,1 млрд тенге в 2006 году [20, с. 14]. Однако отчеты свидетельствуют о нецелевом расходовании этих средств: значительная часть из выделенных сумм не доходила до нужд репатриантов. В 1996 году, например, из 670 миллионов тенге, запланированных на программу, было освоено лишь 210 миллионов, что привело к дефициту жилья и социальных услуг для тысяч репатриантов [20, с. 20]. Подобные случаи вызывают опасения по поводу эффективности системы распределения средств.

Социологические исследования показывают, что основными мотивами репатриации остаются стремление к жизни на исторической родине (73,4%), забота о будущем поколении (69,4%) и желание способствовать развитию Казахстана (45,4%) [12, с. 174]. Тем не менее, ряд социальных и экономических факторов, таких как погодные условия, доступность жилья и уровень занятости, оказывают значительное влияние на расселение и интеграцию. Репатрианты часто сталкиваются с языковыми барьерами, трудностями в трудоустройстве по специальности, отсутствием поддержки со стороны местных администраций и проблемами в системе образования, что сдерживает успешную адаптацию. Существую ряд факторов, что создают условия и преграды для их адаптации.

Одним из наиболее значимых факторов адаптации кандасов является наличие социального капитала — семейных и дружеских связей, которые играют роль в процессе миграции и интеграции. Как отмечают исследователи, социальный капитал, включающий поддержку со стороны родственников и знакомых, помогает репатриантам быстрее обустроиться на новом месте, найти жильё и работу [8]. В традиционном казахском обществе связь с предками и родственниками до седьмого колена («шежире») имеет высокую значимость, что формирует основу для консолидации репатриантов [13]. Исследования показывают, что 57% респондентов положительно оценивают такие культурные особенности, как взаимовыручка и взаимопомощь, что способствует формированию социальной поддержки и укреплению связей среди этнических казахов, независимо от их страны происхождения.

Другим важным фактором является культурная и ментальная близость в казахоязычных регионах. Репатрианты чаще выбирают для проживания регионы с преобладанием казахского языка и традиционных ценностей (например, Южный и Западный Казахстан), поскольку это облегчает адаптацию и снижает уровень культурного стресса. В казахскоязычных районах больше ценятся традиции, религия и уважение к родному языку, что создаёт для репатриантов атмосферу принадлежности. Исследование 2019 года показало, что жители южных и западных областей в большей степени склонны использовать казахский язык в бытовых и профессиональных коммуникациях, тогда как в северных регионах уровень согласия с этим существенно ниже [5, с. 72]. Это различие подчёркивает важность культурной среды для адаптации, особенно для кандасов из Китая и Монголии, где язык и культурные коды отличаются от казахстанских.

Казахстанская государственная политика также оказывает значительное влияние на адаптацию кандасов, поддерживая их интеграцию через различные экономические и социальные программы. В центрах адаптации репатрианты получают информацию о законодательстве, доступ к курсам казахского языка и навыкам, необходимым для трудоустройства. Государство также поддерживает создание фермерских хозяйств и выделяет земельные участки, что помогает кандасам укрепиться в экономической и социальной сфере. Однако наблюдаются определённые трудности в реализации этих программ: репатрианты представляют собой гетерогенные группы, различающиеся по уровню образования, знанию языка и профессиональной подготовке [5, с. 74]. Это требует от государства более дифференцированного подхода к адаптационным программам для обеспечения эффективной интеграции различных групп.

Система управления в вопросах поддержки кандасов часто сталкивается с проблемой бюрократических преград и недостаточной эффективностью работы чиновников. Вопреки официальным утверждениям о решении всех проблем, с которыми сталкиваются репатрианты, данные социологических исследований показывают, что кандасы испытывают сложности при обращении в государственные структуры. Зачастую они сталкиваются с необходимостью посещать несколько кабинетов для решения одной проблемы, что приводит к затягиванию сроков получения документов и доступа к социальным услугам [19]. Это создает ощущение отчуждённости среди репатриантов и снижает уровень доверия к государственным органам. Примером служит ситуация, когда кандасы вынуждены обращаться за помощью к знакомым или даже к СМИ, чтобы их проблемы были решены.

Создание специализированных поселений для кандасов, хотя и направлено на улучшение их жилищных условий, часто приводит к образованию своеобразных «анклавов». Это способствует изоляции репатриантов от местного населения и осложняет процесс их культурной и социальной интеграции. Некоторые эксперты считают, что такая политика препятствует социализации кандасов, создавая обособленные группы, которые не интегрированы в местные сообщества. Примером является микрорайон Асар, где репатрианты живут преимущественно среди себе подобных, что ограничивает их возможности для взаимодействия с коренными жителями [10]. Данная ситуация также порождает напряжение среди местного населения, которое может воспринимать кандасов как чуждую группу, не стремящуюся интегрироваться.

Языковой барьер остаётся одной из главных преград для успешной интеграции кандасов, особенно в регионах с высоким уровнем русскоязычной коммуникации. Репатрианты из дальнего зарубежья, где основным языком общения был казахский, зачастую испытывают дискомфорт, сталкиваясь с требованием использовать русский язык. Это вызывает у них негативные чувства и чувство несправедливости, так как они ожидали, что смогут использовать родной казахский язык в Казахстане [9]. Культурные различия также усложняют процесс адаптации: кандасы из различных стран привносят свои обычаи и традиции, которые могут не совпадать с привычными для местного населения нормами, что приводит к недопониманию и даже конфликтам.

Нехватка информации о правах и возможностях репатриантов в Казахстане является ещё одним значительным барьером. Из-за отсутствия должной осведомленности многие кандасы не знают, как правильно пользоваться государственными услугами, что приводит к уязвимости перед недобросовестными посредниками, которые предлагают свои услуги за плату. Ситуация усугубляется тем, что СМИ в Казахстане зачастую сосредотачиваются на негативных аспектах миграции, освещая проблемы, связанные с адаптацией, без упоминания успешных примеров интеграции [5]. Это способствует формированию негативного общественного восприятия кандасов, что ещё более затрудняет их интеграцию.

Процесс интеграции кандасов подразумевает необходимость учитывать их культурные и исторические корни, чтоб способствовать созданию более устойчивого и сплоченного общества. Важно признать, что успешная интеграция требует совместных усилий со стороны как репатриантов, так и местного населения, основанных на диалоге и уважении к культурным различиям.

В заключение, исследование особенностей казахстанской репатриации выявляет уникальные аспекты для своего региона. Уникальность кандасов определяется их многослойной идентичностью, в которой пересекаются элементы традиционной казахской культуры и их собственный исторический опыт. Это создает предпосылки для формирования гибкой культурной идентичности, способной к интеграции в новое общество. Однако адаптация кандасов также сопряжена с рядом вызовов. Языковые барьеры, различия в образе жизни и социальные стереотипы могут препятствовать их успешной интеграции. Важно отметить, что успешность этого процесса зависит от комплексного подхода, включающего поддержку со стороны государственных структур и открытость общества к многообразию.

 

Список литературы:
1. Аналитический отчет. Итоги Национальной переписи населения 2009 года. Статистический сборник. Под редакцией Смаилова А.А. Астана: Бюро национальной статистики АСПиР РК, 2011. - 65 с.
2. Bargus H., Werner C. The Kazakhs of Western Mongolia: Transnational Migration from 1990-2008 // Asian Ethnicity. 2010. - № 2(11). - Р. 209-228.
3. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Численность населения по полу и типу местности на 1 апреля 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/upload/iblock/859/ox2ryqaiseaa98co97m8vaz2lq076rrf/%D0%91-18-06-%D0%9A%20(1%202024)%20%D1%80%D1%83%D1%81.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
4. Декларация о государственном суверенитете КазССР. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/B900001700_ (дата обращения: 10.25.2024).
5. Жампеисов Д., Рязанцев С., Перемышлин С., Жампеисов Д. Опыт стран Центральной Азии и Российской Федерации в вопросах управления этнической репатриацией // Центральная Азия и Кавказ. – 2020. Т. 23. – № 1. С. 138—152.
6. Жанбосинова А., Карибаев М. Вопросы адаптации репатриантов в проекте ПРООН на примере Восточного Казахстана // Отан тарихы. – 2019. – № 3. С. 134—145.
7. Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000477 (дата обращения: 20.10.2024).
8. Ивахнюк И. Развитие миграционной теории в условиях глобализации // Век глобализации. Москва: МГУ факультет глобальных процессов, –2016. – № 1—2. С. 26—43.
9. Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. 12,3 тыс. этнических казахов получили статус кандаса с начала 2024 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/868987?lang=ru (дата обращения: 10.25.2024).
10. Колчигин С.Ю. Духовность как глубинный смысл человеческой идентичности // Формирование казахстанской идентичности в контексте задач модернизации общественного сознания. Книга 3 / общ. ред. Бижанова А.К., Нурмуратова С.Е. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2020. С. 212—259.
11. Курганская В.Д., Шаукенова З.К., Дунаев В.Ю., Абрахматова Г.А. Репатрианты в Казахстане: анализ проблем интеграции в социологическом измерении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2024. – № 4. С. 67—90.
12. Мамедова П.И. Проблемы интеграции кандасов в общественно-политические процессы в полиэтничном сообществе Казахстана (на примере Жамбылской области) // Этносоциальные процессы в Республике Казахстан. Сборник научных статей. Часть 4 / отв. ред. Шайкемелев М.С.-А. Алматы: Издательство ИФПР КН МОН РК, 2023. С. 170—182.
13. Муканова З. Скотоводство и взаимопомощь: чем занимаются кандасы на юго-востоке Казахстана? // VLAST. URL: https://vlast.kz/obsshestvo/54306-skotovodstvo-i-vzaimopomos-cem-zanimautsa-kandasy-na-ugovostoke--kazahstana.html (дата обращения: 20.10.2024).
14. Национальное бюро статистики АСПиР РК. Итоги Национальной переписи населения 2009 года. Под редакцией Смаилова А.А. Статистический сборник. Астана: 2011. – 230 с.
15. О квоте иммиграции оралманов на 2005-2007 годы. К Указу Президента Республики Казахстан от 27 декабря 2004 года № 1508. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U040001508_ (дата обращения: 20.10.2024).
16. Об утверждении Правил присвоения или продления статуса кандаса. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008624 (дата обращения: 10.25.2024).
17. Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан «Об установлении региональной квоты приема кандасов и переселенцев на 2024 год». Комитет по миграции. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/documents/details/578647?lang=ru (дата обращения: 20.10.2024).
18. Прошло очередное заседание «Общественной комиссии» при НАО «Фонд Отандастар» [Электронный ресурс]. URL: https://oq.gov.kz/ru/news/959sheteldegi-qazaq-madeni-uyymdaryna-ulttyq-aspaptar-sapasynasani-dgarasqan-ultty (дата обращения: 20.10.2024).
19. Сабеков С. В Казахстане изменятся правила присвоения статуса кандаса // КАЗИНФОРМ. 2024. [Электронный ресурс] URL: https://www.inform.kz/ru/v-kazahstane-izmenyatsya-pravila-prisvoeniya-statusa-kandasa-a2a1b9 (дата обращения: 20.10.2024).
20. Садырова М., Амитов С. Миграционные процессы в Казахстане и социальная адаптация оралманов. Социологический анализ. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. С. 29.