Статья:

МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Конференция: XCIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Кононова Д.А., Воропаева Е.В. МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCIX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(99). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кононова Диана Александровна
студент, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Ростов-на-Дону
Воропаева Елена Валерьевна
преподаватель, Ростовский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

INTERNATIONAL LEGAL ACTS AND FOREIGN EXPERIENCE OF LEGAL REGULATION OF ENSURING INFORMATION SECURITY OF MINORS

 

Diana Kononova

Student, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don

Elena Voropaeva

Teacher, Rostov Institute (branch) All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматривается движение к обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в России, начиная с конца 20 века. Особое внимание уделяется ключевым законодательным актам, таким как Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Концепции информационной безопасности. На основе анализа зарубежного опыта выделяются приоритетные направления для улучшения системы защиты несовершеннолетних в России, включая изучение национальных проектов, усовершенствование миграционной и государственной политики, и развитие финансового контроля.

Abstract. The article examines the movement towards ensuring the information security of minors in Russia since the end of the 20th century. Particular attention is paid to key legislative acts, such as the Federal Law "On the Protection of Children from Information Harmful to Their Health and Development" and the Concept of Information Security. Based on the analysis of foreign experience, priority areas for improving the system of protection of minors in Russia are identified, including the study of national projects, improvement of migration and state policy, and development of financial control.

 

Ключевые слова: информация, ребенок, право, безопасность, несовершеннолетний, информационный, год, Российская Федерация, статья, защита, акт, закон, цель, человек, международный, федеральный, конвенция, преступление, декларация, развитие.

Keywords: information, child, law, security, minor, informational, year, Russian Federation, article, protection, act, law, purpose, person, international, federal, convention, crime, declaration, development.

 

Защита несовершеннолетних, является одним из самых главных направлений государственной политики, закрепленная в ст. 67 Конституции Российской Федерации, устанавливает, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России [6], к числу основополагающих целей относит реализацию и укрепление прав детей, недопущение их дискриминации. Это подчеркнуто в частности в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» подчеркивается, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [13].

Кандидат наук Сустинова Татьяна Ильинична в своем диссертационном исследовании указывает, что несовершеннолетние (дети, подростки, ребенок, несовершеннолетие дети) являются самостоятельными субъектами информационно – правовых отношений, и в связи с этим правовое обеспечение их информационной безопасности определяется повышенной чувствительностью к воздействию информационных технологий и необходимостью защиты от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию [11].

Актуальность информационной безопасности несовершеннолетних обусловлена рядом следующих факторов:

- активная деятельность в интернете;

- неспособность детей фильтровать качество информации;

- влияние информации на психическое и физическое развитие.

Киберпреступления – преступления, совершаемые в киберпространстве с помощью компьютерных сетей или компьютерных систем, а также иных средств к доступу [8].

Также кандидат юридических наук Туркулец Валентина Алексеевна указывала, что киберпреступление против несовершеннолетних – это любое деяние, посягающее на права, свободы и законные интересы лиц, не достигших возраста 18 лет, совершаемое посредством использование информационных технологий, виртуальной реальности, искусственного интеллекта и ИТС [12];

В истории человечества, начиная с конца 20 века, особое внимание уделялось информационной безопасности несовершеннолетних. Современные проблемы информационной безопасности детей вызваны множеством причин. Поскольку в Российской Федерации кибератаки стали фиксироваться намного позже, нежели зарубежье, их решение возможно увидеть, основываясь на зарубежном опыте правового регулирования обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, который базируется на международно-правовых актах.

Некоторые даты, связанные с обеспечением информационной безопасности несовершеннолетних за рубежом:

  1. 1996 год. В США Конгресс одобрил Communication Decency Act, признавший незаконным размещать сети «контент, заведомо оскорбительный, согласно общественным стандартам».
  2. 2009 год. В Китае запретили международные социальные сети и мессенджеры, а контент на местных платформах строго модерируется.
  3. 2023 год. Во Франции действует закон, согласно которому администраторы социальных сетей должны проверять возраст пользователей и у детей младше 15 лет запрашивать разрешение родителей.

Вопросы информационной безопасности несовершеннолетних в РФ начали регулироваться в 2010-х годах, когда был принят ряд законодательных актов, направленных на защиту их интересов в информационном пространстве.

Так, Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установил существенные ограничения для распространителей информации относительно детей. Некоторые ограничения:

- Запрещается распространять среди детей информацию, побуждающую к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способную развивать порочные наклонности

-Названная информация не может транслироваться по телевидению и радио с 4:00 до 23:00 (кроме платных каналов)

-Предусмотрены возрастные ограничения в отношении изображения (описания), насилия, преступлений, смерти, заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф, их последствий, а также половых отношений [15].

Рубежным моментом стало принятие 20 ноября 1989г., на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Конвенции о правах ребенка, ратифицированной СССР и ставшей зримым символом трансформации международно-правовых подходов к данной проблеме.

Наша страна, присоединившись к данному международно-правовому акту 13 июня 1990г., взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствие с Конвенцией. Во исполнение этого обязательства 24 июля 1998 г., был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», закрепляющий основы государственной политики в интересах детей, целями которой стали: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основ гарантий прав и законных интересов ребенка, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Также в вышеприведенном Федеральном законе от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» есть положения об обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних [13].

Согласно закону, органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Кроме того, в законе предусмотрено, что для обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка и защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. А так же, от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» основной целью являлось обеспечение информационной безопасностью несовершеннолетних. Данный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей. [14].

Информационная безопасность детей (несовершеннолетних) – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информационная безопасность несовершеннолетних в Российской Федерации регулируется Концепцией информационной безопасности детей в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2023 №1105-р. Документ определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, нравственному развитию. Одна из положений Концепции: введение в российских школах уроков информационной безопасности и цифровой грамотности. [10].

Стратегическая цель информационной безопасности – развитие безопасного информационного пространства, защита общества в частности и российского, от деструктивного информационно-психологического воздействия.

Международно-правовые акты в частности являются соглашением между субъектами международного права и призваны оказывать регулирующее воздействие на межгосударственные отношения.

Принцип допустимости ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц закреплен в Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.29), в которой говорится о том, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе [1]; Международном пакте о гражданских и политических правах (п.3 ст.19 и ст.20) [2] ; Декларации Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека [3]; Конвенции ООН о правах ребенка. Статья 13 Конвенции гласит, что ребенок имеет право на свободу выражения информации. Статья 17 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государства-участники обеспечивают ребенку доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников [4]. «В европейском Союзе ключевым документом, классифицирующим и устанавливающим ответственность за компьютерные преступления является Convention on Cybercrime CETS № 185 (Конвенция Совета Европы о киберпреступности), принятая в Будапеште 23 ноября 2001 года» [5]. Цель конвенции- раскрытие признаков киберпреступлений для их фиксации в законодательстве стран-участниц и организации уголовного преследования. Кроме того, Конвенция обязывает интернет-провайдеров оказывать правоохранительным органам содействие в перехвате необходимой информации.

Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 13, 17, 34) обязывает государства-участников обеспечить разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничение прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода».

Базовым универсальным документом в области правового обеспечения защиты прав несовершеннолетних является Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Данное соглашение основано на принципе наилучшего обеспечения интересов ребенка, обязательств государств «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону», для чего они «принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ч.1 и ст.3) [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы относительно приоритетных направлений использования зарубежного опыта в Российской Федерации:

- Изучение зарубежного опыта реализации национальных проектов.

Это полезно не только для внедрения подобных программ, но и для анализа собственных ошибок, что позволит избежать повторения негативного опыта других государств.

- Усовершенствование миграционной политики.

Внедрение новых инструментов управления процессами трудовой миграции позволит усовершенствовать систему отбора и привлечения трудовых мигрантов в те отрасли и регионы, в которых наблюдается дефицит трудовых ресурсов.

- Реформирование государственной службы.

Опыт зарубежных стран в этой сфере поможет определить методы и способы организации государственной службы, которые будут уместны и применимы в отечественной практике.

- Развитие публичного управления.

При реформировании системы публичного управления в России необходимо учитывать зарубежный опыт децентрализации публичного регулирования социально-экономических отношений с развитием информационных коммуникаций управленческих структур.

- Совершенствование финансового контроля.

При реформировании системы государственного финансового контроля следует опираться на организацию финансового контроля в других странах, используя их положительный опыт.

Таким образом, главный акцент статьи заключается в том, что для достижения эффективной защиты несовершеннолетних в информационном пространстве необходимо обобщение как внутреннего, так и международного опыта, а также активное сотрудничество различных ведомств и участие общественности в формировании безопасного информационного окружения для детей.

 

Список литературы:
1. Всеобщая декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948г.) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
2. Декларация о средствах массовой информации и правах человека (провозглашена Резолюцией Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 23 января 1970г. №428) // Справочная правовая система «Гарант».
3. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) // Справочная правовая система «Гарант».
4. Конвенция о правах ребенка (принята в Нью-Йорке, 20 ноября 1989 г.) подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I (по состоянию на 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, М., 1993 г., Выпуск XLVI.
5. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации // Будапешт 23.11.2001. ETS N 185.
6. Конституция РФ (принята всенародном голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 20.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ// Российская газета. 25 декабря 1993г. № 237 (первоначальный текст).
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (провозглашена Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966.П.3 ст.19 и ст.20) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
8. Мержоев А.М. Проблема противодействия киберпреступности в современное время // Актуальные проблемы экономики и права: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, Ростов – на – Дону, 4 сентября 2020 года. – Ростов – на – Дону: Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Ростове – на – Дону, 2020.
9. Пузикова О.И., Опарин А.Ю., Гранин Д.С. Киберпреступность как одна из основных криминальных угроз ХХI века // Правовое образование: Сборник научных трудов, Ростов-на-Дону, 8 февраля 2021 года. – Ростов – на – Дону: Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Ростов – на – Дону, 2021. - С.39-345.
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023 № 1105-р «Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» 08.05.2023. №19.
11. Сустина Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации общества: Автореф. дисс. канд. наук – Москва, 2023. – 15-14 с. 
12. Туркулец В.А. Защита несовершеннолетних от преступных посягательств, совершаемых с использованием сети интернет: Автореф. дисс. канд. юрид. наук – Москва, 2024. – 10 с. 
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2024) // «Собрание законодательства РФ» 03.08.1998. №31.
14. Федеральный закон от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (в ред. от 23.11.2024) // «Собрание законодательства РФ» 31.07.2006. №31 (часть 1).
15. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 30.11.2024) // «Собрание законодательства РФ» 03.01.2011. №1.