Правовой и ретроспективный анализ государственной программы «Дальневосточный гектар»
Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовой и ретроспективный анализ государственной программы «Дальневосточный гектар»
Anastasia Fedosova
student-master of the Kursk State University (KSU), Russia, Kursk
Аннотация. В данной статье проводится правовой и ретроспективный анализ организационно-правовых аспектов государственной программы «Дальневосточный гектар», рассматривается вопрос о необходимости решения проблем, возникающих у граждан при их участии в реализации данной программы. Предлагается комплекс законодательных инициатив по ее совершенствованию.
Abstract. This article provides a legal and retrospective analysis of the organizational and legal aspects of the state program "Far Eastern Hectare", discusses the need to solve the problems that arise for citizens with their participation in the implementation of this program. We propose a set of legislative initiatives to improve the program discussed in this article.
Ключевые слова: экономическая политика; государственная программа; Дальневосточный гектар; земельные участки; земельное право.
Keywords: Economic policy; Government program; Far Eastern hectare; land; land law.
Согласно Конституции, территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними [4]. Общеизвестно, что на сегодняшний день политика государства направлена на развитие указанных территорий, совершенствование и изменение норм земельного и градостроительного законодательства, принятие ряда законов и подзаконных актов, регулирующих направления развития страны в целом и отдельных её регионов в частности.
Одним из таких направлений выступает государственная программа «Дальневосточный гектар». Данная программа реализуется всего пару лет на основании принятого весной 2016-го года Федерального закона № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — 119-ФЗ) [8], а также норм Земельного кодекса РФ [3] и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» [7].
Цель данной программы была изложена её инициаторами при внесении закона на рассмотрение в Государственную Думу РФ, где указывалось, что он «направлен на решение вопросов привлечения граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, снижение оттока местного населения, а также ускорение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» [5].
Земельные участки, согласно 119-ФЗ, предоставляются в безвозмездное пользование на основании заявлений граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, а также других видов использования земельного участка, установленных российским законодательством [8]. Следует отметить, что закон содержит перечень требований к форме и содержанию заявления о предоставлении земельного участка. Так например, заявителю необходимо указать свои ФИО, номер лицевого счета, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, его площадь и так далее. Порядок предоставления, основания для отказа в предоставлении земельного участка и многие другие вопросы также регламентированы нормами 119-ФЗ.
«Оформление участка по программе «Дальневосточный гектар» проводится бесплатно, через интернет из любой точки мира с помощью Федеральной информационной системы «НаДальнийВосток.РФ». В течение первого года заявителю необходимо определиться с видом использования участка, через три года - задекларировать ход освоения. К завершению пятилетнего срока пользования участок можно безвозмездно получить в собственность или длительную аренду» [2], - указывается на официальном сайте государственной программы. Кроме того, в рамках данного проекта гражданам оказываются меры государственной поддержки в освоении новых земель: льготный кредит, социальные льготы, льготы на жилье и ЖКУ, оплата «подъёмных» переезжающим в регионы и многие другие.
Важно отметить, что «Дальневосточный гектар» привлёк внимание многих граждан нашей страны, о чем свидетельствуют данные, отображённые в электронном сервисе «НаДальнийВосток.РФ». К октябрю 2018 года было подано 123548 заявок, 78040 заявок находились на рассмотрении, а 45508 участков уже было отдано в пользование [6].
Говоря не только о значимости, но и эффективности данной государственной программы, нельзя не обратиться к историческому опыту нашей страны. Реформы Петра Аркадьевича Столыпина аналогичным образом были направлены на переселение граждан на свободные земли Сибири и Дальнего Востока. Известный советский историк, специалист в области политической истории России Арон Яковлевич Аврех, исследуя судьбу Столыпинских реформ, в своих работах отмечал следующее: «В незаселённые и неосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока предполагалось переселить 30 миллионов крестьян из малоземельных европейских регионов страны. Удалось переселить до февральской революции по официальным отчётностям лишь около 10 миллионов. Почти 20% крестьян через 2-3 года продали земельные участки и отправились в города, и лишь 3,5 млн переселенцев остались в восточных регионах и стали значительной частью их населения. Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе» [1], однако сейчас мы смело можем заявить, что желаемый эффект был достигнут лишь частично.
С учётом опыта земельных реформ прошлого столетия, а также современных реалий, для эффективной реализации программы «Дальневосточный гектар», на наш взгляд, следует:
- во-первых, усилить контроль со стороны уполномоченных органов за рациональным использованием полученных земель в соответствии с их назначением,
- во-вторых, совершенствовать кадастровую базу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для быстрого и достоверного обновления базы с целью предоставления гражданам актуальных сведений о земельных участках,
- в-третьих, привлечь высококвалифицированных юристов для работы с гражданами в целях быстрого и эффективного разрешения возникающих споров и проблем,
- в-четвёртых, привлечь лиц, основной деятельностью которых является законотворчество, для предотвращения возникающих при реализации государственной программы проблем на законодательном уровне,
- в-пятых, увеличить перечень мер государственной и региональной поддержки граждан в освоении новых земель.
Комплекс предложенных мер, по нашему мнению, эффективно скажется на дальнейшей реализации государственной программы «Дальневосточный гектар», а также предотвратит ряд негативных последствий, которые могли бы возникнуть в будущем.