Статья:

ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Бояркина Д.Е. ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНСТИТУТ ВОЗВРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Бояркина Дарья Евгеньевна
магистрант, Сибирский университет потребительской кооперации, РФ, г. Новосибирск

 

В современном правовом пространстве уголовного судопроизводства играет ключевую роль принцип всесторонности, объективности и полноты процесса доказывания при производстве предварительного расследования. В связи с указанным принципом особое внимание в научном сообществе уделяется процессуальным институтам, регулирующим порядок и сроки проведения следственных действий, предварительного расследования и судебного разбирательства. Один из таких институтов, оказывающих существенное влияние на ход уголовного процесса, – это институт возвращения уголовного дела прокурору на стадии назначения судебного разбирательства.

Названный процессуальный институт является одним из ключевых элементов в системе уголовного процесса. Этот институт позволяет устранить недостатки предварительного расследования и обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Вопрос о том, является ли статья 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), регулирующая основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору, самостоятельным правовым институтом, остается дискуссионным[1]. Многие авторы уточняют, что только совокупность правовых норм может составлять правовой институт, однако существует и другая точка зрения. Так, Е.А. Киримова считает, что «теоретически правовой институт может состоять и из одной правовой нормы, если она обеспечивает самостоятельное регулятивное воздействие на определенный участок отношений» [6, c. 14].

Отметим, что среди признаков, характеризующих правового института, выделяются следующие элементы: комплексность, сфера воздействия, систематизация норм по предмету регулирования, структурность, а также, единство и законодательный замысел. Перечисленные элементы относятся и к исследуемому институту возвращения уголовного дела прокурору:

1. Комплексность института возвращения уголовного дела прокурору проявляется в том, что он объединяет в себе нормы, которые урегулируют разные аспекты процесса уголовного судопроизводства. В частности, эти нормы касаются следующих вопросов:

- основания для возвращения дела прокурору (например, необходимость устранения существенных нарушений, препятствующих рассмотрению дела по существу).

- процедура возвращения дела (порядок принятия решения судом, сроки, условия).

- правовые последствия возвращения дела (обязанности прокурора, возможности обжалования решения).

2. Сфера воздействия института возвращения уголовного дела прокурору охватывает определенный этап уголовного процесса – стадию назначения судебного разбирательства. На этом этапе суд проверяет материалы дела на наличие оснований для передачи его в суд для рассмотрения по существу или, наоборот, для возвращения его прокурору.

3. Структурность и системность исследуемого института выражается в четкой иерархии и последовательности норм, регулирующих процесс возвращения дела прокурору. В российском уголовно-процессуальном законодательстве этот институт представлен рядом статей УПК, которые взаимосвязаны и последовательно описывают каждую стадию процесса.

4. И, наконец, единство и законодательный замысел проявляются в согласованности всех норм, регулирующих институт возвращения уголовного дела прокурору, с общей целью уголовного судопроизводства – обеспечение законности, справедливости и защиты прав участников процесса. Законодатель стремится к тому, чтобы нормы, касающиеся возвращения дела, работали в унисон с другими процессуальными институтами, такими как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и судебное разбирательство.

Институт возвращения уголовного дела прокурору представляет собой процессуальное явление, когда суд возвращает дело прокурору для устранения выявленных нарушений процессуального законодательства или необходимости дополнительного расследования [4, c. 143].

Основанием для такого возвращения могут быть различные обстоятельства. В качестве таких обстоятельств можно отметить: неполный сбор необходимых доказательств, нарушение законных прав участников судебного разбирательства, недостаточность следственных действий и т. д. Основания для возвращения уголовного дела прокурору указаны в статье 237 УПК РФ[1].

При наличии одного из перечисленных в законе оснований суд выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения. Отметим, что наличие ходатайств сторон судебного процесса не является обязательным условием для принятия такого решения.

Институт возвращения уголовного дела прокурору дает возможность уже на стадии назначения судебного разбирательства прокурору пересмотреть уголовное дело и внести необходимые коррективы для его успешного его завершения. В результате задействования исследуемого института появляется возможность более полного и объективного рассмотрения уголовного дела с учетом всех существенных обстоятельств.

На протяжении более чем двух десятилетий в сфере российского уголовно-процессуального права институт возвращения уголовного дела прокурору претерпел значительное развитие и изменения под воздействием решений Конституционного Суда. С согласия законодателя, который выступил в качестве технического архитектора данной концепции, предложенной верховным органом конституционного контроля Российской Федерации, суд получил право вернуть уголовные дела на досудебное расследование в случае обнаружения более серьезных квалификаций преступления [5, c. 119].

Важным этапом для укрепления института возвращения уголовного дела прокурору является принятие судебного решения от 08.12.2003 г. № 18-П, подтверждающего конституционность 1 ч. ст.237 УПК РФ [2]. В соответствии с указанным решением суд обладает правом вернуть уголовное дело прокурору для устранения выявленных в процессе назначения разбирательства нарушений, так как данные нарушения невозможно исправить в рамках судебного разбирательства. Если не устранить указанные нарушения, то объективность и законность судебного процесса при этом пострадает.

Преследуя цель – устранить значительные нарушения, препятствующие судебному рассмотрению дела по существу – институт возвращения уголовного дела прокурору непроизвольно затягивает судебное разбирательство. В связи с этим, возникает вопрос о продолжительности доработки дела прокурором. Не существует четко определенного временного интервала, в пределах которого должны быть устранены данные нарушения для возможности судебного рассмотрения дела. Сроки устранения нарушений прокурором определяются в соответствии с установленными законом сроками проведения предварительного расследования.

При обнаружении существенных нарушений судья имеет полномочия вернуть дело прокурору для их исправления. Таким образом, суд выступает в роли гаранта соблюдения прав участников процесса и обеспечения справедливости судебного разбирательства.

Итак, в уголовно-процессуальной практике особое значение приобретает институт возвращения уголовного дела прокурору. Этот институт представляет собой правовой механизм, который должен функционировать в строгом соответствии с установленными принципами законности, справедливости и эффективности уголовного судопроизводства. Несмотря на его потенциальную полезность в устранении процедурных нарушений, неправомерное применение данного института может привести к искусственному затягиванию процессуальных сроков, нарушению прав и законных интересов его участников, а также к подрыву доверия общества в целом к судебной системе.

Важным аспектом является разработка и внедрение четких критериев и процедур применения института возвращения уголовного дела прокурору, что поможет минимизировать риски злоупотреблений и обеспечит его эффективное использование. Кроме того, необходимо наличие строгого контроля за соблюдением этих процедур в рамках уголовного процесса. Это предусматривает не только законодательное регламентирование, но и практические меры по мониторингу соответствия действий правоохранительных органов установленным стандартам.

Также крайне важно обеспечение поддержки прокуроров в процессе расследования уголовных дел. Это включает в себя предоставление необходимых ресурсов для выполнения возложенных на них функций, что способствует более качественному и всестороннему расследованию, а также сокращению случаев возврата дел для устранения нарушений.

Таким образом, институт возвращения уголовного дела прокурору на этапе назначения судебного разбирательства является неотъемлемой частью уголовно-процессуальной системы Российской Федерации. При его грамотном использовании данный механизм способен значительно повысить качество уголовного судопроизводства, обеспечивая тем самым соблюдение и защиту законных интересов всех участников процесса. Это, в свою очередь, способствует укреплению законности и правопорядка, что является ключевой задачей правовой системы любого государства.

 

Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Определение Конституционного Суда РФ "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданки Курилко Лидии Михайловны о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 года N 18-П по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 21.12.2004 № 389-О // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/  (дата обращения 19.04.2024).
3. Ахмедъянова А.Р. Возвращение прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования // Е-Бсю. – 2023. – № 6 (81). – С. 595-601.
4. Бегова Д.Я. Основания возвращения судом уголовного дела прокурору // Закон и право. – 2022. – № 7. – С. 143-145.
5. Жилин И.А Институт возвращения уголовного дела прокурору: история и современность // Моя профессиональная карьера. – 2022. – Т. 2. – № 37. – С. 119-126.
6. Киримова, Е.А. Правовой институт: понятие и виды : Учеб. пособие / Е. А. Киримова; М-во образования Рос. Федерации. Сарат. гос. акад. права; Под ред. И. Н. Сенякина. – Саратов, 2000. – 52 с. 
7. Рябинина Т.К. Институт возвращения уголовного дела прокурору в системе уголовно-процессуальных средств, обеспечивающих право потерпевшего на защиту от преступлений и доступ к правосудию // Всероссийский криминологический журнал. – 2020. – №3. – С. 512-526.