Статья:

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Ковешников А.О. ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ

Ковешников Антон Олегович
студент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, РФ, г. Люберцы
Кирпичев Александр Евгеньевич
научный руководитель, проф. гражданского права, д-р юрид. наук, доц. Российской таможенной академии, РФ, г. Люберцы

 

PECULIARITIES OF PARTICIPATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN PUBLIC PROCUREMENT

 

Anton Koveshnikov

Student of the Department of Civil Law, Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

Alexander Kirpichev

Scientific supervisor, Professor of Civil Law, Doctor of Law, Associate Professor, Russian Customs Academy, Russia, Lyubertsy

 

Аннотация. Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет весьма значимую роль в экономике России, способствуя развитию конкуренции, созданию рабочих мест и росту инновационного потенциала страны. Государственная политика поддержки МСП нашла свое отражение в нормативно-правовой базе, регулирующей участие вышеуказанных субъектов в публичных закупках. В статье рассмотрены правовые аспекты, определяющие особенности участия субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках, включая анализ действующего законодательства, а также проблематики правоприменения.

Abstract. Small and medium-sized enterprises (SMEs) play a very significant role in the Russian economy, contributing to the development of competition, job creation and the growth of innovative potential. The State policy of supporting SMEs is reflected in the regulatory framework governing the participation of such entities in public procurement. The article examines the legal aspects that determine the specifics of the participation of SMEs in state and municipal procurement, including an analysis of current legislation, as well as the problems of law enforcement. Small and medium-sized enterprises (SMEs) play a very significant role in the Russian economy, contributing to the development of competition, job creation and the growth of innovative potential. The State policy of supporting SMEs is reflected in the regulatory framework governing the participation of such entities in public procurement. The article examines the legal aspects that determine the specifics of the participation of SMEs in state and municipal procurement, including an analysis of current legislation, as well as the problems of law enforcement.

 

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, публичные закупки, права, преференции, государственная поддержка.

Keywords: small and medium-sized enterprises, public procurement, rights, preferences, government support.

 

Государственная поддержка сектора МСП в России осуществляется посредством различных механизмов. К таковым можно отнести особые условия участия субъектов МСП в публичных закупках. Правовое и организационное регулирование участия субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках осуществляется в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Кроме того, применяются положения Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2], который регламентирует закупки отдельных видов юридических лиц, включая государственные корпорации и унитарные предприятия. Наряду с Федеральными законами, приведенными выше, ключевую роль в нормативном регулировании играют правительственные документы такие, например, как Постановление № 1352 от 11 декабря 2014 года [3, с. 21], устанавливающее обязательные требования по выделению закупок для субъектов МСП, Постановление № 1401 от 22 декабря 2018 года, определяющее минимальный объем закупок у субъектов МСП в рамках Закона № 223-ФЗ [2].

Действующим российским законодательством закрепляются особенности участия МСП в публичных закупках. Так, с принятием и вступлением в силу Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был дополнен состав лиц, получающих преференции в рамках государственных и муниципальных закупок, изменились требования по объему поддержки субъектов МСП, был отменен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов МСП.

Закон № 44-ФЗ закрепляет обязательства государственных заказчиков по обеспечению участия субъектов МСП в закупках. В частности [1]:

1. Обязательная доля закупок. Заказчики обязаны проводить не менее 25 % конкурентных процедур среди субъектов МСП (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). При этом, например, в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обеспечивается информационная прозрачность: заказчики обязаны публиковать закупочные планы и отчетность, что облегчает субъектам МСП доступ к информации и участию в тендерах [2; 4, с.  28]. Таким образом, заказчики обязаны проводить специальные закупочные процедуры, которые ориентированы исключительно на участие субъектов МСП. Это означает ограничение круга участников закупки, что снижает конкуренцию со стороны крупных компаний [5, с.  82]. В свою очередь со стороны контролирующих органов, таких как Федеральное казначейство и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), осуществляется ежегодный мониторинг за выполнением требований о квотах на участие МСП.

  1. Преференциальный режим. Для субъектов МСБ предусмотрен ряд упрощений:
    • сокращение размера обеспечения заявки (не более 1 % от начальной максимальной цены контракта);
    • возможность предоставления банковской гарантии вместо денежных средств;
    • упрощённые требования к документам и отсутствие необходимости предоставления финансовых гарантий для участия в ряде контрактов с низкой стоимостью.
  2. Закупки у единственного поставщика. В рамках малого объема закупок (до 600 тысяч рублей) заказчики могут заключать контракты с субъектами МСП без проведения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Наряду с правовыми положениями Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» особенности закупок по закону № 223-ФЗ закону включают [2]:

  • проведение специализированных конкурентных процедур, участие в которых разрешено исключительно субъектам МСП;
  • обязательное размещение плана закупок с указанием объемов, выделенных для субъектов МСП, в единой информационной системе.

Таким образом, юридические аспекты участия субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках определяют их правовой статус, порядок участия, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством.

Несмотря на законодательное закрепление, реализация особых прав субъектов МСП в публичных закупках в ходе участия в них на практике сталкивается с рядом трудностей. Одной из первых сложностей участия в закупках для государственных и муниципальных нужд является сложность в подготовке портфеля документов заявителя. Так в частности, несмотря на упрощенные требования к подаче заявок и обеспечение контрактов, со стороны субъектов МСП отмечаются жалобы на бюрократические барьеры, такие как необходимость детального документального подтверждения статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, что увеличивает время подготовки к участию в закупках [5, с.  62]. Также на практике субъекты МСП сталкиваются с рядом юридических трудностей. Среди основных проблем – завышенные требования к квалификации участников, отсутствие прозрачности в формулировке технических заданий и сложность процедуры обжалования решений.

Всю совокупность существующих проблем в процессе соблюдения преференций при участии субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках, можно разделить на следующие группы:

  1. Сложность доступа к закупкам. Малые предприятия сталкиваются с высокими требованиями к квалификации, сложностью подготовки тендерной документации и ограниченностью ресурсов для выполнения крупных контрактов.
  2. Непрозрачность процедур. В некоторых случаях заказчики искусственно ограничивают доступ субъектов МСП, устанавливая избыточные требования или формулируя условия закупки под конкретных участников.
  3. Проблемы контроля. Механизмы мониторинга выполнения квот закупок у МСП остаются недостаточно эффективными, что приводит к уклонению отдельных заказчиков от исполнения своих обязательств.

Примеры судебной практики за 2022–2023 годы, касающиеся особенностей участия субъектов МСП в публичных закупках, демонстрируют ключевые аспекты применения законодательства:

1. Дело об отмене закупки из-за нарушения прав МСП. В одном из случаев заказчик установил требование о наличии опыта выполнения аналогичных контрактов на сумму, которая превышает средний показатель для МСП. УФАС признало это дискриминацией, так как такие условия противоречат части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ. Суд поддержал решение антимонопольного органа, подтвердив незаконность завышенных требований к МСП, которые не соответствуют специфике закупки.

2. Закупки малого объема. Рассматривались случаи, когда закупки малого объема использовались для упрощенного доступа МСП к государственным контрактам. Например, по данным Корпорации МСП, в 2022 году такие закупки составили 375 млрд рублей, что облегчило вход на рынок для начинающих предпринимателей [8]. Это поддерживается упрощением документации и минимизацией бюрократических процедур, что было подтверждено в судебных разбирательствах, связанных с жалобами на дискриминацию в этих закупках.

3. Ошибки в проведении закупок у субъектов МСП. Заказчики иногда допускают ошибки в размещении тендерной документации, что приводит к жалобам. Например, в деле 2023 года участник жаловался на некорректное указание порядка расчетов, что усложняло участие МСП. УФАС установило, что действия заказчика нарушали нормы части 8 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, и предписало изменить условия закупки.

Судебные дела демонстрируют важность соблюдения правил, установленных для поддержки МСП, таких как равные условия участия в публичных закупках, отсутствие завышенных требований и прозрачность процедур.

Учитывая имеющиеся проблемные аспекты, в целях обеспечения эффективного участия субъектов МСП в публичных закупках представляется целесообразным:

  1. Усилить контроль за соблюдением квот. Рекомендуется внедрение автоматизированных систем анализа закупок, позволяющих оперативно выявлять нарушения.
  2. Снизить административные барьеры. Упрощение требований к тендерной документации, расширение возможностей для подачи заявок в электронном формате снизят издержки для субъектов МСП.
  3. Повышение уровня информированности. Проведение обучающих мероприятий, разработка методических рекомендаций для субъектов МСП способствуют повышению их готовности к участию в закупках.

Резюмируя изложенное авторами, можно сделать ряд выводов. Публичные закупки представляют собой значительный инструмент для развития МСП, предоставляя предпринимателям доступ к крупным государственным заказам и стимулируя их участие в экономике страны. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках представляет собой важный механизм стимулирования их экономической активности и развития конкурентной среды. Правовая поддержка МСП в сфере закупок способствует не только развитию самого сектора, но и укреплению национальной экономики в целом.

Правовая регламентация участия субъектов малого и среднего предпринимательства в публичных закупках имеет решающее значение для развития конкурентной среды и поддержки малого бизнеса. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» способствуют расширению участия МСП в закупках, улучшая доступ к контрактам и снижая административные барьеры [4, с. 55].

Действующая нормативная база создает благоприятные условия для МСП, однако с одной стороны эффективная реализация законодательных положений требует устранения выявленных правоприменительных проблем и совершенствования контроля за соблюдением установленных норм. С другой стороны, важно подчеркнуть, что успешное участие в публичных закупках требует от самих субъектов МСП соблюдения сложных правовых норм и процедур. В первую очередь речь идет о соблюдении правовых основ участия МСП в публичных закупках.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 08.04.2013, ст.1652.
2. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 30 (ч.I), 25.07.2011, ст.4571.
3. Беляева О.А. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в корпоративных закупках // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 2. С. 20–23. 
4. Вайпан В.А. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: учебное пособие / В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2017. – 92 с.
5. Государство и малый бизнес в России: проблемы гармонизации законодательства и практики его применения: монография / под редакцией С. А. Ивановой. – М.: Прометей, 2019. – 152 с.
6. Плещенко В. И. Актуальные изменения механизмов планирования закупок у субъектов малого и среднего бизнеса в рамках закона № 223-ФЗ / В. И. Плещенко // Менеджмент качества. – 2019. – № 4. – С. 296-300.
7. Умнова М. Г. Развитие участия малых и средних предприятий в государственных закупках в России / М. Г. Умнова, П. Д. Козлова // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 12. – С. 3205-3222.
8. Официальный сайт АО «Корпорация «МСП» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://corpmsp.ru  (дата обращения: 30.11.2024).