СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Секция: Всеобщая история
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
XCVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО В СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
SOCIO-ECONOMIC RELATIONS AND STATE SYSTEM IN THE SELJUK STATE
Palvan Meredov
Master's student, Turkmen State Pedagogical Institute named after Seytnazar Seydi, Turkmenistan, Turkmenabat
Аннотация. В данной статье раскрываются социально-экономическое отношения и государственное устройство в Сельджукском государстве в XI-XII вв. Описываются механизмы государственного устройства и внутренней политика Сельджукидов.
Abstract. This article reveals the socio-economic relations and state structure in the Seljuk state in the 11th-12th centuries. The mechanisms of state structure and internal policy of the Seljuk’s are described.
Ключевые слова: Сельджукское государство, Малая Азия, Хорезм, Государство, Иран, Сельджукиды, Хорасана.
Keywords: Seljuk state, Asia Minor, Khorezm, State, Iran, Seleucid’s, Khorasan.
После победы над Газневидами и овладением Хорасана Сельджукиды приступили к строительству своего государства. Этот процесс начался во время правления Тогрула.
Огромную роль в завоевательной политике сельджукидов и в формировании общественных отношений играл институт армии, представляющий собой на тот момент родоплеменное ополчение. Благодаря своим войскам Сельджукиды смогли одержать победу над профессиональной многочисленной армией Газневидов и стать главными в регионе. До образования сельджуками своего государства в Хорасане их военная организация представляла собой легкую кавалерию, вооруженную, луками, саблями и копьями [2, c. 148–153]. Она была простым, удобным решением в условиях походной жизни. Неприхотливые и выносливые Сельджукиды, как правило, обходились без обоза, вследствие чего могли быстро атаковать и отступать.
Кроме того, сельджуки руководствовались тактикой внезапных вылазок, действовали из засад и просто не давали возможности Газневидам использовать преимущества большой, профессиональной армии. Анализируя одно из сражений с сельджуками, Масуд Газневи говорил: «Так вот и будет. Будут показываться менее двух тысяч всадников, похищая верблюдов, и нас позорить, а столь великая рать, идущая в боевом порядке, не сможет дать достойного отпора» [6, c. 9].
При Малик-шахе, в период наивысшего подъема сельджукского государства, структура армии стала меняться. Наряду с ополчением появляется постоянное войско из воинов-профессионалов гулямов, получавших за службу жалование. Гулямы могли состоять на службе у султана, везира или других высших сановников государства. Пополнение армии происходило также за счет рабов – мамлюков Средней Азии. Привезенных пленников обращали в ислам, учили военному делу и отправляли в поход. Став профессиональными воинами, рабы могли обрести свободу и подняться по социальной лестнице.
Еще одним нововведением Малик-шаха стало создание кавалерийского ополчения и войск вассальных государств. Благодаря нововведениям общая численность вооруженных сил Великих Сельджуков при его правлении достигала 400 тысяч человек [2, c. 154].
Содержание такой многочисленной армии требовало огромных денежных расходов, поэтому для их снижения государство ввело институт «иктадара» или «икта». Иктом назывался условный надел, выделяемый за службу, с которого владелец мог оставлять себе часть налогов, выплачиваемых населением этого надела. Такие наделы выделялись в различных частях империи с тем, чтобы куда бы ни пошли воины, их везде ждало заработанное жалование и содержание.
В свою очередь, обладатель икта был обязан отобрать из числа местных жителей определенное число людей, вооружить их и полностью экипировать, обучить военному делу и содержать за свой счет. После объявления мобилизации владелец икта вместе со своим отрядом, командиром которого он являлся, был обязан встать под знамена султана [1, c. 92]. Таким образом, государство сельджуков снимало с себя расходы на создание и подготовку кавалерии.
Икта имела право получить денежное содержание и чиновничья верхушка, и члены правящей династии Сельджукидов. Тем самым происходило сокращение государственных расходов на нужды еще и штата чиновников, в том числе – сборщиков налогов. Кроме того, мукта (так назывались держатели икта) ставились в непосредственную зависимость от султана – верховного собственника всего земельного фонда державы Сельджуков [1, c. 93].
В последствие в течение XI – первой половины XII вв. временное право иктадара превратилось в пожизненное, а затем и наследственное. Иктам стал не только взимаемый налог с населения временного надела, но и сама земля, а также результаты труда, населявших ее крестьян.
Все это привело к усилению центробежных сил в лице феодализирующейся знати. Получая отдельные области на правах наместников, владельцы икта со временем отрывались от центральной власти и становились самостоятельными правителями, не подвластными государственной администрации. Уже при Малик-шахе образовались султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, которые лишь номинально завесили от него.
С середины XI в. в государстве Сельджукидов очень активно стало развивается земледелие на основе искусственного орошения. В Хорасане, Гургане и Хорезме эта практика приобрела особенно большой размах. Мукты в своих наделах возводили плотины и строили подземные и самотечные каналы, водоподъемные сооружения. Ирригационные системы были широко представлены в Мервском оазисе. Важную роль в орошении Мервского оазиса играла Мургабская плотина. На орошаемых землях выращивали ячмень, пшеницу, рис, виноград, дыни, различные фрукты, особенно груши. Помимо зерновых, огородных и бахчевых, выращивались и технические культуры, такие как в хлопок, разводились тутовые деревья для получения шелка [3, c. 37].
Вследствие развития земледелия, на высоком уровне в исследуемый период находилась агротехника и земледельческие орудия труда. Широкое распространение получили такие инструменты как плуг с железным лемехом, серпы, мотыги, лопаты, кирки, деревянные грабли и другие [1, c. 25].
В период экономического подъема в государстве сельджуков было хорошо развито ремесло. В XI–XII вв. бурное развитие экономики нашло свое отражение в ремесле Хорасана, Гургана и Хорезма. Ремесленная продукция исследуемого периода была довольно высока в техническом и художественном отношении, что наглядно демонстрировали такие ремесленные направления как ковроткачество, керамика, ювелирное дело. Наивысшего расцвета достигла чеканка на металле, раскраска тканей, золотое и серебряное литье. Ремесло имело товарную направленность, производимая продукция была предназначена не только для местного потребления, но и для продажи на внешнем рынке [5, c. 150].
Одним из крупных центров транзита во второй половине XI–XII вв. являлся Хорезмский оазис. Торговые караваны везли сюда из Камской Булгарии беличьи, соболиные, горностаевые и другие меха, рабынь и молодых невольников. Купцы из Поволжской Буртасии доставляли гулямов, красивых невольниц, шкурки красных лисиц. Хорезмийские купцы скупали привозные товары для перепродажи в различные страны Востока. Они с большой выгодой сбывали меха соболей, выдр, шкурки каракулевых ягнят, одежду, сухие фрукты и овощи. Торговцы и перекупщики вывозили также из Хорезма соленую рыбу, бобровые шкурки, строительный камень и другие товары. Большим спросом пользовались местные сладкие дыни, вывозившиеся тысячами для продажи в соседних областях. В Хорасан, Гурган и Хорезм привозились товары, как из Восточной Европы, Западной Азии, Дальнего Востока, так и из Закавказья и Византии. Они проникали в Иран и сопредельные области Средней Азии в основном через сельджукские владения Передней и Малой Азии.
В XI в. особенно интенсивными были торговые связи с кочевниками. Большая часть богатств хорезмийцев являлась результатом их торговли с окрестными степными племенами. Площадь города Ургенча была местом большого оживленного торга привозным скотом. В Ургенче располагались склады товаров; отсюда купцы направлялись в Поволжье, Хорасан и Гурган.
Таким образом, можно заключить, что в период расцвета сельджукидская держава находилась на высоком уровне экономического развития. Во многом такое положение дел было обусловлено централизаторскими мерами, которые в XI в. стали проникать во все сферы жизни общества, сама государственная структура формировалась с расчетом на усиление вертикали власти, пока этот процесс не был прерван.
Держава Сельджукидов управлялась султаном, власть которого передавалась по наследству от отца к сыну. В государстве сохранялся также институт опекунов – атабеков. Атабеки были наставниками и воспитателями при малолетних принцах-наследниках. Им в наследственное управление выделялись отдельные области в государстве. К XII в. атабеки, которые имели большое влияние на своих воспитанников, часто отстраняли их от власти и объявляли себя независимыми правителями [1, c. 172].
Вторым человеком после султана был везир, руководящий системой центральных учреждений – диванов. В последний входил ряд правительственных учреждений: государственная канцелярия (диван-и инша), высший финансовый орган (диван-и истифа), контрольно-инспекционное (диван-и ишраф), армейское (диван-и джайш) и другие ведомства. Существовал также верховный султанский диван (диван-и хасс), который одновременно заведовал всем коронным имуществом, в том числе землями. Отдельные области империи назывались вилайетами и управлялись амидами. В вассальных государствах власть от имени султана Великих Сельджуков осуществляли местные правители [1, c. 106].
Центральная администрация дублировалась провинциальными структурами. Собственного централизованного аппарата управления в империи не существовало. Поэтому сельджуки привлекали на гражданскую службу образованных людей из местного населения. Одним из таких был могущественный везир при султане Алп-Арслане, а потом при Мелик-шахе, выдающийся государственный деятель, выходец из Ирана Низам ал-Мульк.
Низам ал-Мульк ввел систему подготовки чиновничьих и богословских кадров. Если ранее преподавание религиозного суннитского учения осуществлялось в порядке частной инициативы в различных мечетях и молельнях, то теперь эта деятельность стала подконтрольна государству и осуществлялась в специальных для этого учреждениях – в медресе. Эта инициатива была выдвинута ал-Мульком для борьбы с шиитским течением мусульманства [4, c. 57].
В государстве Сельджукидов существовала разветвленная система налогообложения. Крестьяне, простые скотоводы, ремесленники несли бремя различных феодальных повинностей и страдали от поборов. Налоги делились на обычные, узаконенные правом шариата и аваризы – чрезвычайные сборы.
Основным налогом был поземельный налог харад, взимаемый с основной массы крестьян. Целой серией налогов облагались кочевые племена, в частности, туркменские, кочующие на восточном побережье Каспия. Для них существовал налог за использование пастбищ. Земли под пастбища распределялись беками, аксакалами, сюбаши подвластных родов и племен [1, c. 134].
После смерти Великого султана Малик-шаха и его визира Низама аль-Мулька, в течение 30 лет возглавлявшего административный аппарат империи, некогда единое государство распалось. В конце XI – начале XII в. сельджукская империя была охвачена феодальной раздробленностью. В этот период держава Сельджукидов распалась на ряд самостоятельных государств. Происходит обособление западно-сельджукских владений в Закавказье, Иране, Ираке, Сирии, Малой Азии. Появляются независимые султанаты: Хорасанский, Иракский и Румский. Северный Хорасан и юго-западные области Средней Азии выделяются в самостоятельный Восточно-Сельджукский султанат.
Итак, сельджукское государство изучаемого периода представляет собой вариант кочевой монархии, где власть султана со временем, особенно с окончанием активных военных походов, становилась номинальной, а реальная власть сосредотачивалась в руках военной элиты, являющейся собственником земли и пастбищ. При этом в государстве присутствуют зачатки вертикали власти в виде таких институтов как система диванов, административно-территориальное деление во главе с наместниками, разветвленный бюрократический аппарат, развитая система налогообложения. В экономическом плане держава Сельджукидов находилась на высоком уровне развития. В ней активно развивалось земледелие, агротехника, экстенсивное кочевое или полукочевое отгонное скотоводство, строительство оросительных сооружений, ремесла, торговля. Это развитие обеспечивалось эксплуатацией крестьян, находящихся в самом низу социальной иерархии и постоянно испытывающих бремя многочисленных налогов.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)