Статья:

Влияние Западных стран на формирование ценностей российский студентов (на примере трех вузов г. Кирова)

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная философия

Выходные данные
Маслова В.А., Трапезников М.В., Кошева К.С. Влияние Западных стран на формирование ценностей российский студентов (на примере трех вузов г. Кирова) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 63-67.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние Западных стран на формирование ценностей российский студентов (на примере трех вузов г. Кирова)

Маслова Вера Алексеевна
студент, Кировский государственный медицинский университет, РФ, г. Киров
Трапезников Михаил Владимирович
канд. филос. наук, Кировский государственный медицинский университет, РФ, г. Киров
Кошева Кристина Сергеевна
студент, Кировский государственный медицинский университет, РФ, г. Киров

 

Аннотация: в данной статье приводится сравнение главных жизненных целей молодежи России 70-х, 90-х XX века, и настоящего времени (2017 год), а также сравнение приоритетов молодежи России (новое время - 2017 год) с Западными странами (2016 год). Выявлено незначительное влияние Западных стран на Россию.

 

Ключевые слова: ценностные ориентиры, студенты, карьера, религия, семья и дети, статус в обществе.

 

Что такое высшие ценности общества? Когда они возникли, под влиянием каких факторов? Известно, что они играют очень важную роль не только в обществе, но и в жизни каждого человека. Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, сосредо­тачивая вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения. Ценности людей формируются под влиянием многих факторов: в зависимости от политической и экономической ситуации в стране, на основании опыта прошлых поколений, под влиянием окружающего общества индивидуума и т. д. Они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний, формируются с течением жизни человека. Если в стране стабильная экономическая ситуация, у людей появляется больше времени на духовное само­совершенствование, на общение друг с другом, создание семьи, рождение детей и т. д. В конечном итоге изменяются и ценности.

Что думали философы по этому поводу? Сократ считал, что такие понятия как «добродетель и красота» являются основой морального поведения человека. Протагор считал, что каждый человек уже является ценностью, как мера существующего и несуществующего. Аристотель выделял следующие блага: ценимые (божественные: душа и разум); хвалимые (дерзкая похвала); возможности (сила, богатство, красота, власть и т. п.). Кант центральной категорией в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю.

Молодые люди (в частности студенты) – это категория людей, которые «создают будущее» всей страны. Именно от их ценностных ориентаций зависит то, какой будет наша страна через n лет. Именно поэтому важно осознавать, в связи с чем формируются их жизненные ценности, что влияет на этот процесс. Отличаются ли ценности студентов Запада и России? Поскольку в начале статьи мы выделили то, что ценности формируются в зависимости от многих факторов, можно предложить, что они будут различаться.

Актуальность работы:

1. Ценности определяют мировоззрение человека.

2. Ценности - элемент структуры формирования личности.

3. Формирование духовного облика студента происходит в меняющихся социально-политических условиях.

4. Расширяется социальная самостоятельность студентов.

5. Происходит переоценка ценностей. Поэтому, на современном этапе развития общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются студенты профессиональных образова­тельных учреждений, их жизненные планы установки.

Цель работы:

1) сравнить основные ценности студентов 70-х, 90-х годов, настоящего времени (2017 год) - на примере 3-х университетов г. Кирова друг с другом, и ценности студентов России (2017 год) с ценностями студентов современной молодежи Запада.

2) выявить возможную динамику в России и влияние западных стран на формирование ценностей у российских студентов.

Материалы и методы:

В исследовании приняли участие студенты трёх вузов г. Кирова в возрасте от 18 до 23 лет: ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России (КГМУ), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ) и ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Волго-Вятский институт (филиал). Был произведен опрос студентов этих вузов с целью узнать у каждого из них 4 наиболее значимых ценностей в их жизни. Далее проводилась статистическая обработка полученных ответов. Были выделены 5 пунктов, которые повторялись максимальное количество раз: семья и дети, карьера и профессиональный рост, статус в обществе и власть, религия. Эти данные были положены в основу интернет-опроса в котором студентам нужно было выбрать из данных позиций одну наиболее важную для них. Опрос был опубликован на сайтах представленных выше ВУЗов. В течение 7 дней в нем приняло участие 689 студентов КГМУ, 719 студентов ВятГУ и 143 студента МГЮА.

Также в интернете были найдены статьи, в которых рассматри­вались жизненные ценности молодого поколения за прошлые десятилетия и статьи зарубежных стран о приоритетах молодого поколения в настоящее время. На основании изученных данных найденного материала и проведенной статистической обработки опроса был проведен сравнительный анализ согласно поставленным целям.

Результаты и обсуждение:

Таким образом, наиболее приоритетными жизненными ценностями современных студентов оказались семья, материальный достаток, успешная карьера, статус в обществе и религия.

Таблица 1.

Сравнение наиболее приоритетных жизненных ценностей молодого поколения за 70-е, 90-е и настоящее время (2017 год)

Жизненная ценность

70-е

90-е

2017 г.

Семья/дети

33 %

15 %

46 %

Карьера/деньги

30 %

47 %

27 %

Религия

25 %

13 %

6 %

Статус в обществе

12 %

25 %

21 %

 

По данным таблицы (Таблица 1.) можно увидеть, что в период с 70-х по 90-е годы XX века произошло снижение значимости семьи/детей в два раза и за это же время значимость карьеры/денег и статуса в обществе для молодого поколения увеличилось практически во столько же раз. Мы предполагаем, что причинами данных изменений являлись в первую очередь изменение политического и экономического режимов в стране. В 70-е годы во главе СССР находился Брежнев. Главной задачей СССР с середины 50-х годов был выход из чрезвычайной программы мобилизационного социализма и переключение энергии военного и восстановительного периодов на развитие и модернизацию всех сфер общественной жизни. С начала 90-х XX века наша страна погрузилась в глубокий экономический кризис (период «перестройки»), инфляция рубля, увеличение нелегального бизнеса, когда люди шли на все ради денег, повышения в должности и укрепления статуса в обществе в 90-е годы. В период с 90-х годов по настоящее время значимость семьи для российских студентов выросла практически в 3 раза, а важность карьеры/денег уменьшилась на 20 %. Это может быть связано с тем, что в настоящее время стабилизировалась политико-экономическая ситуация в стране по сравнению с прошлыми десятилетиями. В отношении религии наблюдается тенденция к уменьшению с 25 % (70-е годы) до 6 % (2017 г.). Данные по сравнению ценностей студентов российских вузов за 2017 год и жизненных ценностей молодого поколения Запада за 2016 год представлены ниже (Таблица 2.)

Таблица 2.

Сравнение наиболее приоритетных жизненных ценностей молодого поколения России 2017 г. и Запада за 2016 год

Жизненная ценность

Россия (2017 год)

Запад (2016 год)

Семья/дети

46 %

22 %

Карьера/деньги

27 %

40 %

Религия

6 %

11 %

Статус в обществе

21 %

27 %

 

По данным таблицы видно, что на 1-ом месте среди ценностей студентов России находится семья и дети (46 %), на Западе данный показатель меньше почти в 2 раза (22 %). Что касается карьеры/денег, ситуация противоположная – 40 % на Западе против 27 % в России. Религия на Западе так же превалирует. Процентное различие значимости статуса в обществе не сильно различно. Большая часть населения западных стран считает, что собственный бизнес – это способ решения многих проблем. Поэтому на первом месте в списке их приоритетов является карьера и деньги, то есть в первую очередь для них важна финансовая независимость. В отчете GoldmanSachs также говорится, что современная молодёжь откладывают значительные этапы, такие как брак и дети. Он сообщил, что средний возраст вступления в брак в западных странах составляет 30 лет, по сравнению с 23 в 1970-х годах. Это первое поколение, которое лучше понимает Интернет как бизнес-инструмент, чем прошлые поколения.

Выводы:

1. По результатам исследования мнение о том, что молодое поколение России перенимает ценностные установки Запада ошибочно. Конечно, во многом Россия стремится быть похожей на Запад, перенимает многое от Западных стран, но все же наша страна идёт своим особенным путём, у нас есть свои обычаи и традиции, особый менталитет, который не просто понять людям, живущим за границей, в том числе и свои ценности. Также сказывается то, что мы живем на разных территориях, в разных условиях, у нас отличается управление страной, политико-экономический режим, связи с другими странами.

2. На выбор жизненных ориентиров в студенческом возрасте влияют многие факторы: социальный статус, возраст, профессиональная мотивация, материальный достаток, окружение и в большей степени политико-экономическая ситуация в стране.

3. Выявление жизненных ориентиров и ценностей студентов, а также знание интересов молодежи, позволяет наиболее эффективно построить учебно- воспитательный процесс, предотвратить возможные негативные последствия, возникающие вследствие нерешенности отдельных проблем и вовремя реагировать на меняющиеся запросы общества.

 

Список литературы: 
1. Казаринова-Волшебная Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е.К. Казаринова-Волшебная, И.Г. Комиссарова, В.Н. Турченко // Социологический журнал, 2012. № 6. С. 123-124.
2. Свертков И.А. Политическая социализация молодежи в условиях транс-формации России (конец XX- начало XXI века) // И.А. Свертков: Воронеж – 2010. 
3. Спасенникова Е.А., Губина Н.В. Формирование жизненных ценностей современной молодёжи, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/38950711-Formirovanie-zhiznennyh-cennostey-sovremennoy-molodyozhi-e-a-spasennikova-student-gr-4407-nizhnekamsk-chemical-technological-institute-nhti.html (Дата обращения: 09.11.2017).
4. «What do young people value?» written by Rosamond Hutt, Formative Content, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/what-do-young-people-value/ (Дата обращения: 09.11.2017).