Статья:

Гуманистическое учение Абая

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Этика

Выходные данные
Жумагулов А.А. Гуманистическое учение Абая // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 15-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гуманистическое учение Абая

Жумагулов Азат Абуович
магистрант, Карагандинский государственный университет, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Аннотация. В деле воспитания человека очень важной составной частью является духовно-нравственное (умственное) воспитание. Этой проблемой многие мыслители занимаются с древних времен. Например, в древней Индии в священном писании «Веды», в древнем Китае Конфуций, Лао-цзы, в древнеиранском книги «Авеста» и многих других священных книгах мыслители писали о важности нравственности человека. Конфуций говорит: «Мудрый человек не желает другому того, чего себе не желает». Точно такие слова есть и в хадисах (завещаниях) Пророка Мухаммеда (с.а.с). Учение Конфуция состоит из пяти частей: 1. Человечность, 2. Справедливость, 3. Традиция (законы), 4. Ученость, 5. Верность.

Вообще, основой конфуцианского учения является человеколюбие. «Основа гуманизма – любить человека» говорится в одном из его изречении (Журнал «Аңыз Адам», № 9, 2012 г.).

Интересно, что гуманистические учения (взгляды) Абая тоже состоят из пяти частей. Это пять положительных качеств человека: 1. Стремление, 2. Труд, 3. Глубокое мышление (тэфеккур), 4. Умерен­ность, 5. Доброта.

Вместе с тем Абай предостерегает от пяти отрицательных качеств: 1. Сплетни, 2. Лжи, 3. Хвастовства, 4. Лени, 5. Расточительности.

Основы гуманистических учений Абая: этнопедагогика, взгляды мыслителей Запада и Востока.

Основной стержень учения Абая – тоже человеколюбие. «Люби все человечество, как своего брата» - говорил он.

Идея Абая – «полноценный человек».

Ключевые слова: духовно-нравственное (умственное) воспитание, гуманность, стремление, труд, глубокое мышление, умеренность, доброта, духовная деградация.

 

I. Пять положительных качеств моральной доктрины Абая

В стихотворении великого мыслителя Абая говорится о пяти добродетелях и злах человека. «Будь ближе к пяти добрам и будь далек от пяти зол» - предостерегает мыслитель. Вот они пять добродетелей: 1. Стремление 2. Труд 3. Глубокая мысль 4. Умеренность 5. Доброта. О пяти добрах Абай говорит как о пяти драгоценных вещах. Глубомыслящему человеку Абай четко дает различать добро от зла. И мы тоже стараемся вникнуть в суть сказанного Абаем.

1. Стремление

Что такое стремление? Это чувство человека жить, работать, учиться, развлекаться и т. п. там, где ему нравится. В детстве человек желает исполнить свое стремление. Например, учиться и работать где-то и хочет стать кем-то. Когда человек сильно желает, желание превра­щается в волю. Воля – решающее качество человека. Именно от воли зависит, достигнет человек или нет своей цели. В истории таких примеров немало. Взять хотя бы ученого Ломоносова. Он родился и рос в рыбацкой деревне. Блогодаря сильной воле он вырвался из своего круга, поступил на учебу и впоследствии стал знаменитым ученым.

2. Труд

Труд в жизни человека является одним из самых важных факторов. Потому что, человек со времен Адама и Евы жили и живут благодаря труду. Народная мудрость полна пословицем о труде. Например, «терпение и труд – всё перетрут» и т. д. Труд всегда, во всех общественно-экономических формациях был и остается локомотивом общества. Блогодаря труду общество развивалось, процветали культура и цивилизация. Труд в жизни человека тоже играет важную роль. Благодаря труду человек учиться, работает, созидает, становится профес­сионалам. Конечно, здесь речь идет только честном труде. «Что посеешь, то и пожнешь» –гласит народная мудрость. В этой связи важна роль ранней профориентации.

3. Глубокое мышление (тэфеккур)

Что такое глубокое мышление?

Через глубокое погружение в мысли – понимать всё могущество Творца, которое проявляется в любых объектах и явлениях природы и Вселенной. «Один час глубокого погружения в мысли равносилен одному году поклонения Всевышнему» [1, c. 29]. Для чего необходимо погружение в мысли? Потому, что глубокомыслящий человек способен гармонично и благополучно жить и работать с обществам, даже с миром. Ему ведомы загадки и тайны природы. Ему подвластны проблемы человека. Через определенное время глубокомыслящий человек становится праведным. Это архиважное качество.

4. Умеренность

Умеренность - одно из человекообразующих элементов. Когда умеренность слаба или затоптана, у человека верх берет ненасытный потребительский аппетит. Человек становится рабом своего желания. Лодка человеческого равновесия качается. Нарушается баланс чело­веческого равновесия. И он всё глубже погружается в омут алчности и ненасытности. Поэтому, умеренность – прежде всего. Об этом предупредил и Лао-цзы.

5. Доброта

Чувство доброты родственно с такими чувствами, как милосердие, прощение, добродушие и т. д. Эти чувства – божественный дар. Доброта – это свойство, которое сохраняет человечество от жестокости, мизонтропии и т. д. Сейчас в мире преобладают жестокость, всякого рода зло, духовное обнищание. Все эти явления наводят на мысли, что человечество нарушило баланс равновесия миропорядка. Все эти явления являются следствием упущения в системе образования, особенно в воспитании. Недаром великий аль-Фараби сказал: «Образование, данное без воспитания – злейший враг человечества».

II. Пять отрицательных качеств морального учения Абая.

1. Сплетни

Сплетни являются большим грехом для человека. Об этом в Коране подчеркнуто ясно [5, с. 54].

Что такое сплетни? Это когда отрицательно выражают свое мнение за спиной человека (то есть без присутствия того или иного человека о его телосложении, характере, происхождении, деле, слове, одежде). Без слов, даже, с помощью жеста, мимики посягание на достойнства человека является однозначно сплетней. Писать негативное мнение о человеке тоже входит в сферу сплетни [5, с. 53].

2. Ложь

Лгать и лжесвидетельствовать тоже является для человека большим грехом. В любом обществе, в любой религии лжецы были сурово наказаны. Например, в Коране об этом написаны в суре «Исра» 36 аят; в суре «Хадж» 30 аят и в суре «Фуркан» 72 аят.

По хадису лгать разрешается только при условии чтобы премирить двух воюющих или конфликтующих сторон.

3. Хвастовство

Хвастовство – отрицательное качество человека. В Коране об этом написано предельно ясно (Сура «Лукман»,18-аят; Сура «Қасас» 76-аят).

Отсюда вывод: никогда не хвастайся своим богатством или своей привилегией и т. д. не говори, “что всё сделал сам своими руками”. Так не бывает. Потому, что всё свершается по воле Всевышнего. Без воли Всевышнего ничего не свершается.

4. Лень

Одно из самых отрицательных качеств человека. Учёный Ф. Гюлен в книге «Үкілі үміт» сравнивает лень со страстью к комфорту. «Страсть к комфорту – это ненависть к труду, думать только об отдыхе и развлечениях. Ленивость – это думать только о материальном благе, комфорте и о физическом удовольствии» - пишет он [2, с. 132-133].

Автор дальше глубже анализирует о ленивости и даёт заклю­чение, что «в результате, общество состоящее из лентяев превращается в больное общество и становится колонией других» [2, с. 139].

5. Расточительность

Здесь Абай даёт понять, как быть экономным и бережливым. Действительно, осознаём ли мы всю значимость того, что у нас имеется? Например, у нас есть хлеб и всякие продукты (слава Создателю), но как мы относимся к хлебу и продуктам? Экономно и бережно ли мы относимся? Ответ: «Нет».

Это касается и относительно питьевой воды и воды вообще. Это касается и свободного времени. Как мы относимся к воде и времени? Ответ: «Плохо».

А в хадисе написано: «Даже на берегу моря будь экономен к воде» «Сборник хадисов» [3, с. 215-237].

Заключение

В настоящее время духновно-нравственное (умственное) воспи­тание личности особенно актуально. Потому, что человечество на пути своего развития достигло невероятных успехов в сфере науки и техники. Но, в духовной сфере человечество отстало от материального развития. Почему? Потому, что не было уделено должного внимания на развитие духовной сферы. В результате, нарушен баланс между материальной и духовной сферами, не сохранено равновесие. Впоследствии появились проблемы, и эти проблемы не решались вовремя. Эти нерешенные проблемы, увеличиваясь, превратились в глобальные проблемы. Например, экологические проблемы, проблемы ядерного вооружения, духовная деградация и многие другие. Теперь мы все вместе должны искать пути разрешения этих проблем. Немедленно.

PERICULUM IN MORA.

P.s. Нужно поднять на должный уровень духовную сферу. Тогда будет баланс между духовными и материальными сферами. Тогда будет мировой порядок.

 

Список литературы:
1. Гюлен Ф. Призма-1. – А., 2009. – 274 с.
2. Гюлен Ф. Үкілі үміт. – А., 2011.
3. Имам Науауи. Сборник хадисов. – А., 2011.
4. Жалевич А. Сокровища мировой мудрости. – М., 2014. – 725 с.
5. Ноғаев А. Даналық ойдан дән ізде. – А., 2013. – 470 с.
6. Журнал «Аңыз адам» . – № 9. – 2012.
7. Алтай Х. Коран-Карим. – Стамбул, 1991.