Статья:

Правовое регулирование ненадлежащей рекламы

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Сагидуллина Ю.А. Правовое регулирование ненадлежащей рекламы // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 49-53.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование ненадлежащей рекламы

Сагидуллина Юлия Азатовна
магистрант, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Legal regulation of inappropriate advertising

 

Julia Sagidullina

master's degree, South Ural State University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены такие понятие как ненадлежащая реклама и ее виды, их соотношение, законодательство, регулирующее данные понятия, проблемы правового регулирования ненадлежащей рекламы. Необходимо усилить государственный контроль и надзор в целях предупреждения правонарушений в сфере рекламной деятельности.

Abstract. In this article we consider such notions as improper advertising and its types, their correlation, legislation regulating these concepts, problems of legal regulation of improper advertising.

 

Ключевые слова: недостоверная реклама; ненадлежащая реклама; недобросовестная реклама; правовое регулирование; рекламная деятельность.

Keywords: unreliable advertising; improper advertising; unfair advertising; legal regulation; advertising activities

 

В наше время трудно представить себе предпринимательскую деятельность без рекламы. Он окружает нас повсюду: на телевидении, на радио, в книгах и в других средствах массовой информации. Для предпринимателей реклама - это, конечно, способ продвижения продукта или услуги для получения прибыли. Рынок полон различных видов рекламы. Но проблема заключается в том, что, преследуя прибыль, компании часто забывают обратить внимание на законность своих действий и нарушают законодательство о рекламе. Для этого, чтобы избежать правонарушений в данной сфере, необходим тщательный государственный контроль и надзор за рекламой деятельностью предпринимателей.

Трудно представить успешную реализацию большинства товаров и услуг, особенно новых продуктов без хорошей рекламной поддержки [1, с. 57].

В Законе «О рекламе» установлены определенные требования к содержанию рекламы, по времени, местоположению и по способам его распространения.

Реклама, которая нарушает требования, установленные Федеральным законом «О рекламе», считается ненадлежащей.

Соответственно, использование такой рекламы приведет к различным мерам ответственности.

Актуальность данной темы подтверждается нормативными актами антимонопольных органов по фактам пресечения ненадлежащей рекламной деятельности.

Основным законом, регулирующим рекламные отношения, является Федеральный закон «О рекламе». В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама признает информацию, распространяемую каким-либо образом, в любой форме и любыми способами, направленными на неопределенный круг лиц и направленную на привлечение внимания к предмету рекламы, формирует или поддерживает интерес и рекламирует его на рынке.

Основным законом, регулирующим рекламу, является Федеральный закон «О рекламе». Определение «ненадлежащая реклама» также упоминается в Законе, но оно недостаточно раскрыто. Другими словами, «ненадлежащая реклама» - это реклама, которая нарушает требования законодательства Российской Федерации.

Положения о надлежащей (ненадлежащей) рекламе сложно применить в связи с тем, что данные требования зачастую имеют оценочные категории и имеют некоторый нравственно – этический подтекст. Трудно судить о том, причинен ли вред личности, чести и достоинству гражданина или компании, тождественны ли товары, которые рекламируют, а так же формирует ли реклама какое-либо негативное отношение к некоторым людям и побуждают ли совершать противоправные действия [2, с. 80].

Согласно письму Федеральной Антимонопольной службы от 1 октября 2009 года, № АК/34209, ненадлежащей рекламой является широко распространенная информация о конкретном продукте, в котором нарушены требования к его содержанию, времени и способу распространения [3]. В случае если в рекламе отсутствует вся необходимая информация, как приобретается и используются товар, если искажается смысл информации, данная реклама вводит в заблуждение, нет предупреждения о вреде алкоголя и курения, то такая реклама будет запрещена. Нельзя использовать в рекламе слова и выражения иностранного происхождения, приводящие к изменению смысла информации. Данные требования направлены в первую очередь на защиту прав и интересов общества в целом.

Комиссия УФАС по Калининградской области посчитала, что реклама службы вызова такси, которая приходила на смс - сообщения абонентов без их согласия будет являться недобросовестной. Данная реклама нарушает ч. 1 ст. 18 закона «О рекламе», в котором установлено, что распространение рекламы по сети электросвязи разрешено только после согласия на это абонента. В случае обращения гражданина с требованием отменить рассылку, рекламодатель незамедлительно должен прекратить распространение [4].

По законодательству РФ реклама может быть только добро­совестной и достоверной. Данные понятия закреплены в п. 2 и 3 ст. 5 Закона «О рекламе».

Данные понятия являются видами ненадлежащей рекламы. Каждая из них имеет свои критерии. Так, например, понятие недобро­совестной рекламы можно охарактеризовать как использование некорректной информации, сравнивающую с товаром конкурента, информацию, порочащую так же репутацию, честь и достоинство конкурента. Так же если данная информация является актом недобросовестной конкуренции. А недостоверная реклама – это та реклама, которая содержит в себе информацию, не соответствующую действительности.

Доказать, что данная реклама недобросовестная – довольно непросто. Для этого необходимо объективно оценить весь замысел рекламодателя.

Можно привести один пример с недобросовестной рекламой. По телевизору однажды показывали ролик кваса с названием «Никола», слоганом которого было: «Квас Никола. Пей Николу». Понятно, что это явное противопоставление к напиткам «Coca cola» и пепси кола. На слух эта реклама воспроизводится как: «Квас - не Кола. Пей Николу» Так как реклама согласно ст. 3 ФЗ «О рекламе», это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, то данную компанию можно отнести к недобросовестной. Некорректное сравнение данных понятий с использованием слухового восприятия. Рекламодатели часто пытаются использовать данный метод, когда товары сравнивают, не открыто, а скрыто пытаясь, например, на слуховом уровне, показать недостатки конкурентов, тем самым возвысив свои достоинства. Такая реклама будет считаться недобросовестной.

В действующем Законе «О рекламе», понятие неэтичной рекламы не установлено. Зато установлено, что в рекламе нельзя использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, что позволяет сделать вывод о том, что реклама, нарушающая данные требования, будет считаться неэтичной.

Такие понятия как «непристойный образ», «бранные слова», «оскорбительный образ (сравнение, выражение)» в Федеральном законе «О рекламе» не раскрыты и не объективны и доказать все это достаточно непросто и зависит от многих факторов.

Конечно, ни один рекламодатель не станет использовать для распространения своей рекламы оскорбления, ненормативную лексику, непристойные образы и сравнения. Поэтому они часто прибегают к приему ассоциативных связей, когда все перечисленные выше элементы заменяются различными синонимами, словами схожими к этому смыслу, схожими по звучанию и словами, имеющие двойной смысл [5].

Случаи, связанные с нарушениями в рекламной деятельности довольно разнообразны и не идентичны. Но, тем не менее, за долгое и продолжительное время в судебной практике накопилось достаточно опыта и рекомендаций, способствующие снижению количества нарушений в сфере деятельности рекламы [6, с. 15].

Таким образом, отмечая острую потребность в рекламе, недопус­тимо использование ненадлежащей рекламы. В настоящее время роль рекламы сильно возросла. Возросли и правонарушения в данной сфере. Именно поэтому данная тема стала так интересна для изучения юристам.

 

Список литературы:
1. Алексеева С.С. Юридическая ответственность как средство регулирования правоотношений в сфере рекламы / С.С Алексеева. – М.: Реклама и право, 2011. – 13 с. 
2. Хорошилов А.А. Признаки и критерии ненадлежащей рекламы: примеры из практики / А.А Хорошилов. – М.: Арбитражная практика, 2010. – 80 с.
3. Письмо ФАС РФ от 1 октября 2009 г. № АК/34209 «О разъяснении некоторых положений Федерального закона «О рекламе» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Решение УФАС по Калининградской области от 21 февраля 2013 г. № Р-23/2012 // Архив УФАС по Калининградской области.
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» // Вестник ВАС РФ, 2012. № 12.
6. Баранова М.В. Юридическая подготовка специалистов для сферы рекламной деятельности: проблемы и перспективы / М.В. Баранова. – М.: Реклама и право, 2011. – 15 с.