Статья:

О некоторых проблемах ответственности органов местного самоуправления

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Егорова Т.С., Аминов И.Р. О некоторых проблемах ответственности органов местного самоуправления // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 80-84.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О некоторых проблемах ответственности органов местного самоуправления

Егорова Татьяна Сергеевна
студент Института Права Башкирского государственного университета РФ, г. Уфа
Аминов Ильдар Ринатович
канд. юрид. наук, доцент, Института Права Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

ON SOME PROBLEMS OF RESPONSIBILITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

 

Tatiana Yegorova

Student of the Institute of Law Bashkir State University, Russia, Ufa

Ildar Aminov

Cand. jurid. Sci., Associate Professor, Institute of Law Bashkir State University, , Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема ответственности органов и должностных лиц местного самоуправ­ления перед населением и государством, и реализация ее на практике, а также даются предложения по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего правовые основы ответственности местного самоуправления.

Abstract. The article considers the actual problem of responsibility of bodies and officials of local government to the community and to implement it in practice, and provides proposals to improve current legislation governing the legal basis of responsibility of local government.

 

Ключевые слова: местное самоуправление; ответственность; государство; должностное лицо; власть; население.

Keywords: local government; responsibility; government; official; power; population.

 

Местное самоуправление в Российской Федерации является основной частью конституционного строя. Это в наибольшей степени приближенный к населению субъект управления. Грамотно организо­ванное местное самоуправление позволяет удовлетворять самые важные жизненные потребности населения, эффективно используя имеющиеся местные средства, и, таким образом, устранять социальную напряженность и повышать доверие населения к органам власти на территории муниципального образования.

Главной чертой института местного самоуправления является самостоятельное решение населением вопросов, касающихся непосред­ственного обеспечения жизнедеятельности и обособленность от органов государственной власти, из этого аспекта вытекает ответ­ственность органов и должностных лиц местного самоуправления за исполнение возложенных на них функций и решения задач, которые им делегированы. В настоящее время выделяются многообразные формы, различные основания и устанавливается круг субъектов, перед которыми данная мера наступает. Правовой основой является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], а именно статьи 71-72, в которых говорится о том, что основанием наступления ответственности органов, депутатов, членов выборного органа, должностных лиц местного самоуправления перед населением определяется уставами муниципальных образований, а перед государством решением суда, в случаях нарушения Конституции РФ, иных законов или за ненадле­жащее выполнение отдельных государственных полномочий.

Принцип ответственности, в свою очередь, предполагает точное выполнение порученных обязательств и направлен на эффективную деятельность по достижению обозначенных целей и установок, относя­щихся к местному уровню власти. Кроме этого сюда также включается защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в том или ином муниципальном образовании. В данном случае предусма­тривается применение населением муниципальных образований разно­образных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, содержащиеся в уставе муниципалитета.

Основным барьером, в реализации ответственности органов местного самоуправления, является недочеты в законодательстве, которое регулирует институт ответственности перед населением, так же недоста­точно объективно прописаны нормы, определяющие ответственность перед государством. Хотя и систематично совершенствуется данная область в законодательстве, но отсутствует единая основа, регламен­тирующая процедуры привлечения к такому виду ответственности. Следует обратить внимание и на тот факт, что в правовой системе нет точного, легального, то есть установленного законом или иным нормативно-правовым актом определения понятия - юридическая ответственность. При применение настоящего термина возникают различного рода сложности для исследования данной правовой категории. Если «ответственность» рассматривается разнообразно, то каждый из исследователей подчеркивает своё внимание на той стороне явления, которую считает в наибольшей степени значимой. В любом случае под ответственностью должна пониматься мера государственного принуждения, за совершение действий или бездействий, которые запрещены законом и нормами морали [3, с. 554].

В теории права выделяют следующие виды ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материаль­ная, конституционно-правовая [1, с. 147]. То есть, как мы видим, в каждой отрасли права существуют своя мера ответственности, так как без наличия собственного института ответственности ни одна отрасль не может функционировать должным образом. Нас же интересует конституционно-правовой вид, потому что население - основной субъект властных отношений на территории муниципального образования. Поэтому санкции при реализации данного института ответственности перед населением носят конституционно-правовой характер. Конституционно-правовая ответственность впервые нашла свое отражение не в правовых актах, а в научных изучениях, и, по сопоставлению с другими видами появилась сравнительно недавно.

В отечественном законодательстве, невзирая на установление некоторых мер конституционно-правовой ответственности, соответ­ствующий термин не применяется. Конституция Российской Федерации не рассматривает конституционно-правовую ответствен­ность в качестве отдельного института. О многом говорит и то, что слово «ответственность» находит свое применение лишь в трех ее статьях: ст.41, 54, 122, при этом в последней речь идет преимущественно об уголовной ответственности [2].

По сравнению с российской практикой, зарубежный опыт показывает прямое конституционное и законодательное закрепление конституционно-правовой ответственности в качестве его особого вида ответственности в муниципальной сфере. Например, в Конституция Польши [4, с. 673] в ст. 198 предусмотрена ответственность лиц за нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей. В ст.142 Федерального конституционного закона Австрии [4, с. 11] предусмотрена ответственность органов Федерации и земель, их должностных лиц за совершенные правонарушения. Рассмотрение опыта правового регулиро­вания вопросов конституционно-правовой ответственности других государств имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Но в вопросе использования моделей конституционно-правовой ответственности, положительно себя зарекомендовавших за рубежом, необходимо проявлять предусмотрительность, а также учитывать особенности России. В связи с этим речь не может идти о простом заимствовании иностранных механизмов.

Итак, мы пришли к выводу, что без определенного отражения конституционно-правовой ответственности в нормативных правовых актах весьма затрудняется развитие как теории юридической ответственности, так и ее практическая реализация. На наш взгляд имеется необходимость принятия специального закона о конститу­ционно-правовой ответственности. Предлагается принятие как единого «конституционного кодекса», так и специальных федеральных законов, посвященных конституционно-правовой ответственности в сфере местного самоуправления. Планируемая цель всех этих актов – конкре­тизировать конституционные нормы в соответствие с тем, как это предусмотрено по отношению к другим видам юридической ответственности.

Таким образом, мы можем выделить следующую немаловажную проблему, связанную с слабо отрегулированным вопросом о внутри­системной ответственности в системе органов местного самоуправления. В этом случае в большой степени Федеральный закон № 131-ФЗ [5] предоставляет этот вопрос на усмотрение самого муниципалитета, путем конкретизации в уставе муниципального образования. Но в то же время нужно подчеркнуть, что сами предпосылки существования такого рода ответственности мы должны искать в принципах формиро­вания системы местных органов самоуправления. В противовес этому закон устанавливает компетенцию и полномочия как представительного органа местного самоуправления, так и главы муниципального образования. Складывая и обобщая их, можно сказать, что они носят комплексный характер, устанавливающий целиком направленность деятельности как всей системы органов местного самоуправления, так и эффективность решения вопросов местного значения конкретного муниципального образования. Естественно, что с учетом местных и иных особенностей муниципального образования они конкретизируются и дополняются, закрепляясь в уставе муниципального образования. Но при этом основа для выявления этих полномочий, исходя из принципа законности, должна определяться именно на уровне федерального законодательства. Без всякого сомнения, имея в виду особую значимость вопросов решаемых представительным органом местного самоуправления и главой муниципального образования, следует предположить, что возложение ответственности на соответствующий орган местного самоуправления связывается с осуществлением соответствующих исключительных полномочий, а также эффектив­ностью их осуществления. Таким образом, в настоящее время законодательство о местном самоуправление нуждается в усовершен­ствование, а именно внесение поправок и существенных дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5]. В котором должны быть предусмотрены и конкретизированы основания наступления ответственности органов и должностных лиц перед населением и государством, в частности. На наш взгляд закон должен определять основание и порядок наступления ответственности в связи с утратой доверия населения. Недостаточно того, что это устанавливается населением муниципального образования в уставе муниципального образования. Так как Российская Федерация обширная страна, в ее составе имеется большое количество субъектов, которые различаются между собой традициями и иными историческими ценностями, и также, имеются различия в уставах. С нашей точки зрения, ответственность должна наступать на всей территории страны абсолютно за равнозначные проступки, которые необходимо указать в законодательстве на федеральном уровне. То есть, еще раз повторимся, нужен специальный закон, который бы регулировал данный вопрос.

 

Список литературы:
1. Васильев С.А., Заикин С.С., Комарова В.В., Осавелюк А.М. Муниципальное право России // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 3. - 194 c.
2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 6 - 559 с.
4. Окуньков Л.А. Конституции государств Европы // Под общ. ред.: Окуньков Л.А. - М.: Норма, 2001. - 2456 c.
5. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.