Статья:

От Всеобуча к Осоавиахиму: стрелковая подготовка гражданского населения

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Отечественная история

Выходные данные
Галюкевич А.П. От Всеобуча к Осоавиахиму: стрелковая подготовка гражданского населения // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

От Всеобуча к Осоавиахиму: стрелковая подготовка гражданского населения

Галюкевич Александра Павловна
студент Санкт-Петербургского Государственного университета, Институт Истории, РФ, г. Санкт-Петербург

 

From Vseobush to Osoaviakhim: Firearms training of the civilian population

 

Aleksandra Galyukevich

student of the IV course, St. Petersburg State University, Institute of History, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена системе обучения военному делу гражданского населения, и как она трансформировалась с течением времени с после октябрьских событий до начала Великой Отечественной войны. Был подробно рассмотрен процесс обучения в стрелковом деле главного приемника Всеобуча Осоавиахима, недостатки подготовки населения в данной организации.

Abstract. This article is dedicated to the system of education in military affairs to the civilian population, and its transformation over time from post-October events to the beginning of the Great Patriotic War. Also, the process of training in the shooting case of the main receiver of the Vseobuch Osoaviakhim is studied in details, as well as the shortcomings of training the population in this organization.

 

Ключевые слова. Всеобуч; вно; осоавиахим; ворошиловский стрелок; стрелковая подготовка

Keywords: vseobuch; vno; osoaviakhim; Voroshilovsky shooter; rifle preparation

 

Накануне Октябрьской революции В.И. Ленин считал, что постоянное войско должно быть заменено вооруженной пролетарской милицией. Однако реальность оказалась такова, что новую образовавшуюся республику нужно было защищать от немецких и белогвардейских частей.

15 января 1918 года на совещании делегатов III съезда проект декрета о создании РККА был вынесен на заседание Совнаркома. Первоначально армия существовала на демократических и добровольческих началах. Однако это не помогло в полной мере, так как такая армия в первых боях с немецкими войсками показывала свою неэффективность, поэтому начинается всеобщая воинская мобилизация.

В докладе военного руководителя ВВС председателю Совнаркома в середине марта 1918 года значится задача: «Немедленно приступить к формированию кадровой армии и к обучению населения» [1, с. 89]. Большую роль в выполнении этой задачи взял на себя Всеобуч - всеобщее военное обучение трудящихся без отрыва от производства и учебы. Решение о нем было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов [2, с. 7]. В газете «Известия» появляется статья с призывом: «Каждый рабочий, каждая работница, каждый крестьянин и каждая крестьянка должны уметь стрелять. Из винтовки, из револьвера, из пулемета…» [3, с. 1].

Юридическое закрепление Всеобуча происходит 2 апреля 1918 года, когда ВЦИК издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Обязательное обучение осуществлялось по 96-часовой программе в течение 8 недель, проводились по разным возрастным группам. Такая мера помогла в скором времени создать многочисленную армию, которая умела пользоваться оружием, и могла противостоять врагу [2, с. 13].

Важность такого органа подчеркивается тем, что 7 мая 1918 года создается отдел по всеобщему военному обучению при военном-управлении Всероглавштаба, 6 декабря 1918 года  он был развернут в управление, а 14 января 1919 года - в Главное управление всеобщего воинского обучения [4, с. 68].

После Гражданской войны начинается как сокращение Красной армии, так и свертывание системы Всеобуча, но это не значит, что военным обучением стали пренебрегать. Наоборот, теперь, когда армия стала уже не столь многочисленна, проблема обучения военному делу перешла к общественным организациям.

Первая из таких организаций - это Военно-Научное общество (ВНО), созданное при Военной Академии РККА в ноябре 1920 г. [5]. Общество, которое ставило перед собой задачу всестороннего повышения мощи Красной Армии, а также вовлечения трудящихся масс в активную работу по укреплению обороны страны, широкое распространение среди населения военных знаний.

27 июля 1926 г. Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне Советского Союза. Впоследствии, все добровольные военизированные общества объединяются на совместном заседании I Всесоюзного съезда Авиахима и 2-го Совета ОСО [6]. На этом съезде они сливаются в Осоавиахим. Так в январе 1927 г. было создано главное общество по обучению гражданского населения военному делу.

Осоавиахим продолжил обучение гражданского населения военному делу, в частности стрелковому делу. Основной формой военной подготовки были кружки военных знаний, которые существовали еще в пору ВНО. Кружки организовывались двух типов: первоначального – для совершенно незнакомых с военным делом ; нормального – для граждан, которые уже проходили военное обучение. Тем самым можно подчеркнуть преемственную политику Осоавиахима по отношению к ВНО, а ВНО в свою очередь к Всеобучу.

Однако многие факторы, на тот момент, мешали успешному прохождению обучения советских стрелков. В этот перечень, во-первых, входит недостаток материальной базы (учебные, боевые винтовки и патроны), во-вторых, слабая организация на местах, и, в-третьих, недостаточное финансирование ячеек общества. Все проблемы упираются в то, что организация строилась целиком и полностью на добровольных началах. Государство не тратило на подготовку деньги из бюджета страны, все оплачивалось гражданами, которые вносили каждый месяц членские взносы. Деньги также получали и с помощью осоавиахимовских лотерей, так что общество обеспечивало себя самостоятельно, и как следствие его личного бюджета часто не хватало.

Для популяризации стрелкового спорта сначала в 1932 г. было введено звание «Ворошиловский стрелок», а в 1934 г. оно было уточнено, и разделено на две категории I и II для более качественной классификации. При этом добавлялось, что отработка «Ворошиловского стрелка II степени» должна была производиться уже из боевого оружия, а не учебного, как было прежде [6].

Однако проверки стрелков Осоавиахима, которые проводили каждый год давали неудовлетворительный результат. В отчетах за 1935 г., например, было выяснено обстоятельство, что при приеме норм на звание Ворошиловского стрелка нормы засчитываются по последнему разу, то есть  в один день стрелок мог стрелять до 3-х раз по одной и той же задаче и, если последний раз выполняет норму, то ему выдается значок. Но помимо этого показателем плохой работы со стрелками являлось и то, что неудовлетворительные результаты показывали не только рядовые стрелки, но и мастера стрелкового дела. В связи с этим можно сказать, что даже если в официальных сводках количество «Ворошиловских стрелков» росло, то достигалось оно не качественной отработкой методики стрельбы, а снижением требований на местах [7].

К сожалению, неудовлетворительная работа оставалась и после различных проверок и лозунгов наладить работу общества. В 1938 г. по прежнему отмечается некачественная подготовка. Несмотря на большие цифры, перевыполнения плана сдаче норм на Ворошиловского стрелка, подготавливалось ничтожное количество высококвалифицированных стрелков [8].

На момент 1939 г. начинает налаживаться подготовка стрелков. Единственной проблемой было до сих пор отсутствие боевых винтовок и патрон, поэтому план подготовки Ворошиловских стрелков 2-й ступени срывается, но зато по другим статьям план даже перевыполняется, чего не было за историю стрелкового комитета [9].

В заключении можно сказать, что тот импульс, который дали послереволюционные события отразился на дальнейшем обучении граждан военному делу, так как советское правительство после Гражданской войны понимало огромное значение обученных резервов граждан, тем самым был подготовлен большой резерв людей, которые стали сражаться в годы Великой Отечественной войны.

 

Список литературы: 
1. Молодцыгин М.А. Красная Армия: Рождение и становление, 1917-1920 гг.  - М.: ИРИ, 1997. - 233 с.
2. В.И. Ленин, КПСС о подготовке молодежи к военной службе : Документы и материалы, 1917-1984 / [Сост. И.В. Кравцов]. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1985. - 224 с.
3. Товарищи! // Известия. - 1918. - 5 марта. 
4. Реввоенсовет Республики : Протоколы, 1918-1919 : Сб. док / Федер. арх. служба России, Рос. гос. воен. арх., Ин-т рос. истории Рос. акад. наук; [Сост.: Каряева Т.Ф. и др. Редкол.: Дайнес В.О. и др.]. - М. : Рус. мир, 1997. - 640 с. 
5. Мостинский И.В. Осоавиахим СССР: Сращивание  общественной организации с государственным аппаратом (1935-1941 гг.). - [Электронный ресурс].  - Режим доступа http://hist.msu.ru. (дата обращения 04.11.2017)
6. Крюкова Л.В. Цели создания и направления деятельности Осоавиахима в 1930е годы// Научные проблемы гуманитарных исследований. – [Электронный ресурс]. – 2010. - № 4. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 04.11.2017).
7. ЦГА СПб. - Ф. 879. - Оп. 4. - Д. 2. - Л.109
8. ЦГАИПД СПб. - Ф. 24.  - Оп. 8. - Д.569а. - Л. 13.
9. ЦГАИПД СПб. - Ф. 24.  - Оп. 8. -  Д. 10.  - Л. 33.