Статья:

Проблемы закупки препаратов для государственных нужд

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Круглова А.С., Назарова Н.А. Проблемы закупки препаратов для государственных нужд // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 5(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 31-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы закупки препаратов для государственных нужд

Круглова Ангелина Сергеевна
студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – ННГУ, РФ, г. Нижний Новгород
Назарова Надежда Александровна
канд. юрид. наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского – ННГУ, РФ, г. Нижний Новгород

 

PROBLEMS OF PURCHASING MEDICINES FOR STATE NEEDS

 

Angelina Kruglova

Student, National research Nizhny Novgorod state University named N.I. Lobachevsky – UNN, Russia, Nizhny Novgorod

Nadezhda Nazarova

Candidate of Law Sciences, assistant professor, National research Nizhny Novgorod state University named N.I. Lobachevsky – UNN, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Государственные закупки являются одним из приоритетных направлений развития здравоохранения в последние годы. В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с совершенствованием системы закупок для государственных нужд, а также внедрением их в современную медицину.
Absract. Public procurement has been one of the priority areas of healthcare development in recent years. This article discusses the main problems associated with improving the procurement system for public needs, as well as their implementation in modern medicine.

 

Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки; контрактная система; бюджетные средства; торговые наименования; медучреждения и аптечные пункты; Федеральная антимонопольная служба.
Keywords: State and municipal purchases; the contract system; budget funds; trade names; medical institutions and pharmacies; the Federal Antimonopoly service.

  

Государственные закупки подразумевают собой процесс приобретения определенных товаров и услуг на бюджетные средства для удовлетворения государственных нужд. В настоящее время этому процессу уделяется повышенное внимание. С введением в действие Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предполагалось достичь позитивного воздействия на контрактную систему госзакупок [10].  Однако как показала практика, в действующем законодательстве и современной литературе имеется ряд проблем, которые условно можно разделить на две части: проблемы заказчиков при размещении закупок и проблемы в сфере госзакупок, выявленные Федеральной антимонопольной службой.

Среди проблем заказчиков при размещении закупок можно выделить такие проблемы, как: при описании объектов закупки, дублирования позиций в справочнике закупаемой продукции, с базой поставщиков, и другие. Что же касается проблем в сфере госзакупок, выявленных Федеральной антимонопольной службой, то основными из них являются: отсутствие исчерпывающего перечня способов закупок в законе; проведение бумажного конкурса при повышении значимости субъективных критериев оценки; отсутствие эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства [7,с.38-40]. Все эти проблемы можно условно объединить в одну – достаточно высокий уровень коррупции на рынках государственного и муниципального заказа, вмешательство органов контроля в процесс госзакупок, вследствие чего могут возникнуть неблагоприятные последствия, начиная от траты бюджета до ущерба здоровья пациентов. В частности, такая ситуация произошла в Челябинской области – через конкурс и по предписанию ФАС были закуплены диализаторы по цене в 4 раза ниже, чем аналогичные устройства. Результат – резкое ухудшение самочувствия граждан, подрыв их здоровья  [13, с.120-124].

Другой, не менее важной проблемой является то, что действующее законодательство не сформулировало в полной мере понятийный аппарат, что приводит к трудностям в реализации положений о закупках для государственных нужд. Например, в законе о контрактной системе особое внимание уделяется эффективности осуществления госзакупок, но в то же время в законе отсутствует нормативно закрепленное определение понятия эффективности, что ведет к некоторым сложностям [3]. В данном случае основным  направлением деятельности является не поиск нарушений, а их предупреждение. Это можно достичь путем организации специализированных форумов, а также увеличения числа обучающих семинаров [9, с.94-97].

С 2017 на территории РФ реализуется третий этап утвержденной Правительством РФ Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года, подразумевающий собой внедрение эффективных моделей обеспечения населения необходимыми  лекарственными средствами [6]. Кроме того, одной из ее важнейших составляющих является ревизия фармацевтического рынка. Для каждого непатентованного лекарственного наименования должна быть выстроена линейка конкретных препаратов с аналогичными свойствами, в случае чего каждый пациент будет гарантированно обеспечен необходимыми эффективными средствами.

Обеспечение учреждений здравоохранения лекарственными средствами чаще всего осуществляется двумя способами: централизованной поставкой или путем самостоятельного размещения заказа [1,с.17-31].  Часто сами учреждения здравоохранения не занимаются приобретением лекарственных препаратов, а обеспечиваются ими в централизованном порядке. Например, согласно ст.4 и ст.4.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в РФ установлены виды государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на всей территории страны [12].

Так как сам Перечень лекарств, закупаемых по Торговым наименованиям, до сих пор не сформирован, вместо брендов мы получаем дешевые препараты с сомнительной эффективностью. По данным Росздравнадзора, структуры, контролирующие качество поставляемых на рынок лекарственных препаратов, имеют возможность проверить только 2 % всех поступающих в Россию лекарств. Но стоит заметить, что в настоящее время существуют Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями. Также, заказчики вправе закупать по торговым наименованиям любые препараты, которые невозможно заменить. Существенным условием здесь является то, что им необходимо обосновать такую закупку с учетом объективной потребности в соответствующих препаратах, учитывая возможность достижения максимального результата лечения заболеваний  [5].

Еще одна проблема связана с препаратами, произведенными в России не по стандартам GMP. В настоящее время около 20% фармпредприятий в России перешли на эти стандарты. В качестве дополнительной меры по обеспечению качества в контрактах на поставку лекарственных средств должны быть предусмотрены условия поставок производителем всех (или отдельных) серий продукции с сертификатами анализа лабораторий [4, с.170-172].

Аналогичная ситуация складывается с закупками по программе «Остро необходимых лекарственных средств» (ОНЛС). Согласно ст.80 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», допускается закупка препаратов по торговым наименованиям для больного при индивидуальной непереносимости, однако механизм таких закупок достаточно сложен и растянут по времени [11].  В результате врачи медучреждений вынуждены реагировать на многочисленные жалобы пациентов, желающих получать бренды или другие дженерики препаратов, ссылаясь на наличие индивидуальной непереносимости или аллергической реакции на препараты, закупленные централизованно Министерством здравоохранения [4, с.170-172].

Хотелось бы отметить и тот факт, что хаотичная смена лекарственных средств оказывает пагубное влияние на качество жизни пациентов. Следовательно, закупаемый медицинский препарат не может быть заменен иным аналогичным лекарственным средством, и указание торговой марки данного медикамента в аукционной документации является обязательным.

Из этого вытекает еще одна проблема – отсутствие единой системы профподготовки и аттестации кадров в сфере закупочной деятельности. Еще в 2015 году были утверждены методические рекомендации к подобному обучению Министерством экономического развития России и Министерством образования России, однако они носят лишь рекомендательный характер. И как следствие этого, в настоящее время существует большое количество учебных центров, позволяющих получить минимальные знания в этой области за невысокую плату. Отсюда можно, соответственно, догадаться, об уровне профессионализма таких работников. Также, следует отметить и низкий уровень качества сервисных функций единой информационной системы (ЕИС). С переходом с 2018 года на электронные торги, нагрузка на данные технологии увеличилась. Заказчики теперь обязаны пройти регистрацию, но успеет ли система автоматизации за данными изменениями – большой вопрос.

Следует также отметить, что 7 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минздрава России №4н от 14 января 2019 года, который ввёл новые рецептурные бланки и обновил правила назначения лекарств. Теперь с согласия пациента или его законного представителя рецепт может быть создан в форме электронного документа. Преимущество этого нововведения в том, что система электронных рецептов помогает подобрать препараты в зависимости от их наличия в аптеках. Как это происходит? В онлайн-режиме врачу показывается ассортимент лекарств в аптеках и медучреждениях, что позволяет оперативно заменить лекарство на его аналог в случае отсутствия нужного препарата в аптеке [2].

19 марта 2020 Минздрав издал приказ № 198н, согласно которому руководители медучреждений должны обеспечить дистанционную выписку лекарственных средств. Однако отметим, что закон не предусматривает выдачу электронных рецептов на медицинские изделия, такие как очки или контактные линзы. Поэтому рецепты на них можно выписать только в бумажном виде, после непосредственного приема у врача. В целом, дистанционное лечение существенно упрощает подбор методики лечения пациентов. Система обеспечивает правильность назначения препарата, его дозировку, используется в качестве справочника для врачей. Кроме того, что немаловажно, назначаемый рецепт сравнивается с другими назначениями пациента, чтобы не навредить его жизни и здоровью. Приказ не содержит каких-либо ограничений на заболевания, по которым препараты можно будет выписывать дистанционно, но если вам необходимо получить новый рецепт для еще не подтвержденного диагноза, то нужно будет обратиться к врачу. Это связано с тем, что в России еще нельзя ставить диагноз и назначать лечение удаленно [8].

Совершенно очевидно, что дальнейшее совершенствование системы госзакупок тесно переплетается с развитием информационных технологий, внедрением их в медицинскую сферу. При этом нужно отметить, что успех развития телекоммуникаций в данной области напрямую зависит от умения оценивать целесообразность внедрения инноваций в медучреждение в каждом отдельном случае, с учетом не только скорости контактирования и удобства использования, но и возможности предупреждения неблагоприятных последствий.

 

Список литературы:
1. Актуальные проблемы и пути повышения эффективности финансирования здравоохранения// Вопр. Экономики и управления для руководителей здравоохранения.-2011.-№11.-С.17-31
2. Колчушкина О. Электронные рецепты: новый этап перехода к электронному медицинскому документообороту / Документооборот, 2019
3. Кузьмина Т.В. Актуальные проблемы правового регулирования государственных закупок / Academy, 2017
4. Лучинина Е.В., Шелехова Т.В., Богословская С.И., Зайцева М.Р., Белова И.М., Белова О.Л. О проблемах, возникающих при закупках лекарственных препаратов / Саратов, Саратовский государственный медицинский университет им. Разумовского Минздрава России, 2015
5. Обзор судебной практики Верховного суда РФ N 4 (2017)
6. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 13.02.2013 №66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года и плана ее реализации»
7. Рахматуллин Н.Р. Некоторые проблемы осуществления государственных закупок / Евразийская адвокатура. 1(32), 2018
8. Саркисян Д., Карцев Д. при участии  Нисанбековой Э., юриста «Правозащиты Открытки». Минздрав разрешил выписывать рецепты дистанционно, а Дума – заказывать лекарства онлайн. Как это работает? / Meduza, 2020 год
9. Федотов Д.А. Проблемы функционирования контрактной системы государственных закупок в России и возможные пути их решения / Хроноэкономика, 2019
10. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (последняя редакция)
11. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ (последняя редакция)
12. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» о 17.07.1999 №178-ФЗ (последняя редакция)
13. Шацкий Д.Е. Совершенствование государственной контрактной системы: причины возникновения проблем и пути их решения / Вестник университета №2, 2018