Статья:

Принципы государственной службы: правовое регулирование и проблемы практической реализации

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Гусейнов Г.А., Алиева Э.Б. Принципы государственной службы: правовое регулирование и проблемы практической реализации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 26-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы государственной службы: правовое регулирование и проблемы практической реализации

Гусейнов Гаджи Абдулгамидович
магистрант юридического института, Дагестанского государственного университета, РФ, г. Махачкала
Алиева Эльмира Башировна
доцент юридического института, Дагестанского государственного университета, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. В статье исследуются теоретические и практические аспекты принципов государственной службы, являющиеся основополагающими требованиями и руководством в процессе профессиональной деятельности государственных служащих. Выявлены основополагающие принципы в соответствии, с которым выстроен механизм функционирования системы деятельности государственных служащих.

 

Ключевые слова: государственная служба; принципы; механизмы функционирования; государственная власть; профессиональная деятельность.

 

Государственная служба в Российской Федерации организована и действует в соответствии с определенными принципами, закрепленными в законодательстве Российской Федерации. Государственная служба является фундаментальной категорией государственного управления.

Однако в законодательстве нет единого определения принципа государственной службы.

В ст. 3 Федерального закона о системе государственной службы Российской Федерации приведены следующие принципы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционных различий между субъектами государственной власти и полномочиями федеральной государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) законность;

3) приоритетное право и свобода человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательный характер их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы;

6) отношения государственной службы и муниципальной службы;

7) профессионализм и компетентность государственных служащих;

8) защита государственных служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность как со стороны государственных органов, так и со стороны физических и юридических лиц (реализация принципов построения и функционирования системы государственных услуг, а также государственных услуг в соответствии с федеральными законами) ,

Согласно ст. 4 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации, помимо вышеизложенного, указываются следующие принципы: 1) стабильность государственной службы; 2) доступность информации о государственной службе; 3) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами [1].

В соответствии с принципом федерализма и с учетом административно-территориального устройства государственная служба подразделяется на федеральную, под юрисдикцию Российской Федерации и службу субъектов федерации, подведомственную им.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба, под которой понимается вид государственной службы, являющийся профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению выполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации: федерация, лица, занимающие государственные должности в Российской Федерации, и лица, занимающие государственные должности в субъектах федерации;

- военная служба, являющаяся видом федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную службу граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасность государства;

- правоохранительная служба, определенная законом, как вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительных органов в государственных органах, службах и учреждениях, которые выполняют функции по обеспечению безопасности, правопорядка, по борьбе с преступностью, для защиты прав, свобод, а также законных интересов.

При классификации принципов государственной гражданской службы условно можно выделить три группы принципов: конституционный, организационный и вспомогательный [2].

Конституционные принципы определяются положениями Конституции Российской Федерации и, как уже упоминалось, закреплены в Федеральном законе о системе государственной службы Российской Федерации.

Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы и ее отдельных элементов, а также правовых институтов, включая институт государственной гражданской службы.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина устанавливается ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая регулирует, что права и свободы человека и гражданина имеют прямое применение, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и являются обеспечивается справедливостью. Суть принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина заключается в создании условий для активного участия населения в государственном управлении и организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина России в социальной, экономической и других областях.

Рассмотрим принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, он отражает сущность государственной службы как весьма значимого вида деятельности по обеспечению исполнения, осуществления полномочий федеральных государственных органов, где профессионализм следует понимать как глубокое, всестороннее знание (владение) практические навыки в определенной области общественно-полезной деятельности, и в равной степени обязывает государственных служащих владеть процедурой деятельности органов государственной власти, знать свои права и о язве, а также активно (в полном объеме) выполнять функции в соответствии с полномочиями, предусмотренными законом, должностными должностями (инструкциями), иметь подготовку (соответствующую) в области теории управления, конституционной, административной и других отраслей права, связанных с их профессиональной деятельностью.

В развитие этого принципа Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 68 от 21 февраля 2019 года «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3]. Утверждено Положение о порядке повышения квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Положение определяет порядок повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Профессиональное развитие государственного служащего осуществляется на протяжении всего периода его государственной службы в Российской Федерации на систематической основе и заключается в приобретении новых знаний и навыков, развитии его профессиональных и личных качеств с целью сохранения и повышения уровня квалификации, необходимой для надлежащего исполнения служебных обязанностей.

Профессиональное развитие государственных служащих включает в себя:

− дополнительное профессиональное образование (продолжительность обучения по программам непрерывного образования составит не менее 16 часов, по программам профессиональной переподготовки − не менее 500 часов); семинары, тренинги, мастер-классы, другие мероприятия, направленные в первую очередь на ускоренное приобретение новых знаний и навыков государственными служащими; конференции, круглые столы, официальные стажировки, другие мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;

− самостоятельное изучение государственными служащими учебных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на едином специализированном информационном ресурсе, предназначенном для профессионального развития государственных служащих, созданном на основе Единой информации Система управления персоналом Государственной гражданской службы Российской Федерации.

Также предусмотрена возможность обучения федеральных государственных гражданских служащих на основании образовательных сертификатов.

В дополнение к профессионализму анализируемый принцип также включает в себя компетенцию государственных служащих, где понятие «компетентность государственного служащего» происходит от понятия «компетентность государственного органа».

Таким образом, принципы играют решающую роль в системе государственной службы. В частности, принципы профессионализма и компетентности ставят перед собой задачу повышения уровня системы государственной службы. Поскольку рост показателей эффективности самого государства как субъекта управления напрямую зависит от этого роста.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063. 
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // РГ. 31.07.2004. № 162.
3. Указ Президента РФ от 21 февраля 2019 г. N 68 "О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации"// СЗ РФ. 25.02.2019. № 8. ст. 765.
4. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: учебник для бакалавров / В. Д. Граждан. 5-е изд., перераб. и доп. − М.: Изд-во: «Юрайт», 2013. − 641 c.
5. Киреева Е. Ю. Знание российского законодательства – пропуск на службу // Государственная служба. − 2014. − № 2 (86). − С. 5-9.
6. Лапыгин Ю. Н., Ерашова О. В. Модели компетенций государственных гражданских служащих // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. − 2013. − № 9 (2). − C. 189-208.
7. Попова О. В. Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации – самостоятельный государственно-правовой институт // Государственная власть и местное самоуправление. − 2012. − № 2. − С. 21-28.
8. Шуралева С. В., Ваньков А. В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник ПУ. Юридические науки. − 2012. − № 1.− С. 192-201.