О возможности применения виртуальной реальности в предварительном расследовании
Секция: Криминалистика; судебноэкспертная деятельность; оперативнорозыскная деятельность
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
О возможности применения виртуальной реальности в предварительном расследовании
ABOUT THE POSSIBILITY OF USING VIRTUAL REALITY IN A PRELIMINARY INVESTIGATION
Alexander Yashin
Senior lecturer, Saratov state law Academy, Russia, Saratov
Alexander Pronichkin
Student Of the Institute of lawmaking of the Saratov state law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. Современное общество предлагает государственным органам различные технологии для их использования в своей деятельности и следственные органы не исключение. В статье рассматривается практика применения технологии виртуальной реальности в предварительном расследовании в Российской Федерации и зарубежных странах, а также возможность закрепления такой технологии в российском законодательстве.
Abstract. Modern society offers various technologies to state bodies for their use in their activities, and investigative bodies are no exception. The article discusses the practice of using virtual reality technology in preliminary investigations in the Russian Federation and foreign countries, as well as the possibility of fixing such technology in Russian legislation.
Ключевые слова: предварительное расследование; виртуальная реальность; лазерное 3D-сканирование; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Keywords: preliminary investigation; virtual reality; 3D laser scanning; Criminal-procedure code of the Russian Federation.
Развитие общества не всегда имеет положительные плоды. Так становление цифровых технологий не только упрощает жизнь людей, но и делает возможным появление новых способов совершения преступления. Усовершенствование путей преступной деятельности предполагает возникновение новых технологий их раскрытия, поскольку игнорирование данного факта влечет к невозможности расследования преступлений. Об этом утверждают ученые-криминалисты, например, Алексей Алексеевич Эксархопуло считает, что «сферам деятельности, находящимся за пределами исторически сформировавшихся научных интересов криминалистики и ее предмета, можно и нужно искать пути научного-тактического технического или методического обеспечения… Современная криминалистика вполне могла бы стать источником таких исследований» [4]. Также, в интервью информационного агентства ТАСС руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ Зигмунд Ложис указал, что «по мере развития технологий криминалистика продвинулась далеко вперед… В зависимости от конкретных задач и категории уголовного дела сейчас мы имеем возможности фиксировать и анализировать множество новых видов следов» [5]. Одним из таких нововведений в методике расследования преступлений в мировой практике является применение виртуальной реальности.
Виртуальная реальность («VR» или «virtual reality») представляет собой искусственную цифровую среду, которая создается путем воздействия на человеческие рецепторы посредством использования специальной аппаратуры: костюм, перчатки или джойстики, шлем или очки, также некоторые предприятия обустраивают отдельные комнаты для полного погружения. Фактически VR заменяет реальность.
В Российской Федерации (далее – РФ) и зарубежных странах сформировалось несколько форм использования виртуальной реальности в криминалистике: виртуальная реальность как инструмент обучения и виртуальная реальность как инструмент расследования преступления.
Применение VR в обучении студентов-юристов, криминалистов, следователей, судебных медиков в настоящее время является экспериментальным и еще не получило повсеместного развития. Так, в Соединенных Штатах Америки (далее – США) в Юридическом колледже Далласа Университета Северного Техаса группа студентов создала виртуальное место преступления. В 2016 году Университет Оклахомы запустил виртуальную академическую лабораторию, использующую VR-технологию. Некоторые американские юридические школы применяют виртуальную реальность для создания 360-градусного видео, которые можно использовать, чтобы передать картину места преступления [2]. В РФ компания «Фундаментальные системы анализа» создала интерактивные тренинговые системы, которые позволяют моделировать различные следственные действия и создавать учебные кейсы для отработки материала, так на сайте компании существуют системы «Виртуальный осмотр места происшествия», «Виртуальный обыск (выемка)», «Конструктор места происшествия», «Система управления расследованиями» [8]. Дальнейшее использование виртуальной реальности позволит за меньшие сроки и более эффективно обучить высококвалифицированных юристов по сравнению со старыми методами обучения.
Применение VR-технологий как инструмента раскрытия преступлений является более неисследованным и экспериментальным по сравнению ее использования в обучении. Поскольку возникает много вопросов взаимодействия такой технологии и законодательства. Зарубежные и отечественные ученые с осторожностью смотрят на данную инновацию, но существуют и люди, которые видят в ней новые возможности.
В Швейцарии разработанное учеными из Института судебной медицины в Цюрихе программное обеспечение «Forensic Holodeck», которое воссоздает сцену преступления, основываясь на 3D изображениях, материалов с камер наблюдения и показаний свидетелей, помогло прокурору доказать действия стрелявшего, в последствии прокурор выиграл дело и суд вынес обвинительный приговор [3]. Также команда из Цюрихского университета успешно использовала «Oculus Rift» для воссоздания стрельбы, которая, как подтвердили полицейские, была точной [9]. Другие страны Европы, США и Канада также начинают исследовать область применения такой инновации.
Технология виртуальной реальности позволит наглядно отразить то или иное следственное действие. Поскольку в расследовании необходимо проанализировать каждую деталь, а VR не позволяет их упустить. «Сколково» утверждает, что данная инновация позволит сократить время оформления протоколов и повысить наглядность представления материалов дела в суде, а общее время работы следователя по осмотру места происшествия и заполнению документов уменьшится в 3 раза [6]. Старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Виталий Кузнецов заявляет: «Мы сейчас полным ходом апробируем сколковское решение в следственных органах… результаты исключительно положительные…» [6]
Процесс применения VR рассмотрим на примере осмотра места происшествия. При прибытии на место происшествия следователь с помощью лазера сканирует данное место или запечатляет его с помощью камеры, а затем полученные данные преобразуют в трехмерную сцену. О данной технологии говорил и руководитель Криминалистического центра Следственного комитета РФ Зигмунд Ложис: «Немалый интерес представляют технические возможности систем лазерного 3D-сканирования места происшествия, которые позволят с высочайшей точностью получать информацию с места происшествия в виде трехмерной модели» [5]. В отличие от традиционной панорамной съемки каждая точка на модели имеет свои координаты, которые исключают искажения при различных измерениях, например, расстояния или площади. VR-технология позволит решить такие вопросы как направление и траектория выстрела, размер фрагментов при взрывах и т.д. При дальнейшей работе с 3D моделью каждый фрагмент может быть снабжен материалами дела, например, показаниями свидетеля или заключением эксперта. Возможно использование библиотечно-справочного материала, которым может воспользоваться следователь.
Применение виртуальной реальности в расследовании имеет множество плюсов, но нужно указать и ее минусы. Такая технология требует больших финансовых вложений. Поскольку оборудованием VR должно быть обеспечено каждое управление следственного комитета по всей России, необходима поддержка государства. Дальнейшее ее применение позволит снизить финансовые расходы во много раз. Министерство Юстиции Великобритании возлагает большие надежды на виртуальную реальность, которая может не только снизить расходы, но и ускорить процесс расследования [1]. Другой вопрос возникает относительно времени создания 3D модели на основании лазерного сканирования или съемки на камеру. Сколько времени потребуется на их преобразование? Как этот процесс повлияет на сроки расследования, установленные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (далее – УПК РФ)?
Наибольший интерес вызывает возможность закрепления такой технологии в УПК РФ. Логичным представляется внесение изменений в главы 24-27 УПК РФ, устанавливающие основные правила и порядок проведения следственных действий. Возможно несколько вариантов фиксирования: путем применения конструкции «подлежит обязательному…» как в части 2 статьи 178 УПК РФ («Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию и дактилоскопированию») или путем обязательного указания использования VR-технологии в протоколе как в части 3 статьи 180 УПК РФ («В протоколах также должно быть указано… какие технические средства были применены…») [7]. Российский законодатель должен отнестись к данному вопросу с большой осторожностью и внимательностью, поскольку процессуальные требования в разных странах имеют значительные различия.
Развитие общества требует эволюции в криминалистике, направлением такой эволюции является виртуальная реальность. Данная технология обладает множеством плюсов. Однако имеются и минусы, осложняющие ее нормативно-правовое закрепление. Но не вызывает вопросов ее существенное влияние на институт предварительного расследования в Российской Федерации.