Статья:

Реализация и проблематика Закона «Яровой»

Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Информационное право

Выходные данные
Чаплыгин А.С. Реализация и проблематика Закона «Яровой» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(41). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 67-72.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация и проблематика Закона «Яровой»

Чаплыгин Алексей Сергеевич
студент факультета магистратуры, Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Москва

 

PROBLEMATICS AND IMPLEMENTATION OF YAROVAYA LAW

 

Aleksey Chaplygin

Student Faculty of Master’s degree All-Russian State University of Justice, Russia, Moscow

 

Аннотация. В современном мире почти каждый имеет доступ в интернет, возможность обмениваться информацией, используя для этого  интернет-ресурсы и мобильную связь. В связи с этим потребовалось внести определенные поправки в законодательство, с целью пресечь деятельность злоумышленников, которые используют всевозможные ресурсы для своей противозаконной деятельности. В статье рассматриваются реальные проблемы, с которыми сталкиваются как операторы связи, так и обычные пользователи.

Abstract. In the modern world almost everyone has access to the Internet, the ability to exchange information using Internet resources and mobile communication. Consequently, it was necessary to make certain amendments to the legislation in order to prevent the activities of criminals who use all sorts of resources for their illegal activities. The article discusses the real problems faced by both Service provider and ordinary users.

 

Ключевые слова: оператор связи; трафик; информация; законопроект.

Keywords: service provider; web traffic; legislation.

 

Закон Яровой (пакет Яровой) - два законопроекта, декларировавшиеся авторами как имеющие антитеррористическую  направленность, данные поправки были введены в июле 2016 года.

В 2016 году был внесён встречный законопроект, предполагающий вступление «пакета Яровой» в силу с 2023 года.[1] Однако он до сих пор находится в Госдуме, формально не принятый и не отклонённый.

Пакет поправок состоит из двух федеральных законов:

  1. ФЗ от 6 июля 2016г.  № 374 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности". [2]
  1. ФЗ от 6 июля 2016г. № 375 ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризма  и обеспечения общественной безопасности». [3]

Принятые поправки дополнили федеральное законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Данные дополнения можно разделить на следующие части:

  • новые требования к операторам связи  и интернет-проектам;
  • расширение полномочий правоохранительных органов;
  • новые требования к перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;
  • усиление регулирования религиозно-миссионерской деятельности.

Согласно первому пакету поправок, который вступил в силу с 1 июля 2018 года, операторы связи обязаны хранить сообщения и звонки всех пользователей в течение 6 месяцев, а информация о фактах звонков, получения и отправки сообщений должна храниться 3 года. Также каждый год операторы обязаны увеличивать емкость хранилищ на 15% в течение пяти лет.

Вторая часть закона начала работать с 1 октября 2018 года. Она привнесла следующие изменения: все операторы связи должны хранить весь трафик каждого пользователя в течение 1-го месяца. Под  понятием «трафик» понимаются аудиозаписи, изображения, видеоролики и другой контент, требующий передачу данных между оператором связи и пользователем с использованием социальных сетей, мессенджеров, электронной почты и многих других ресурсов.

Поправки ввели новые требования к ресурсам, которые шифруют трафик. Теперь по запросу ФСБ компания обязана предоставить ключи шифрования, позволяющие этот трафик расшифровать. Отказ от предоставления  или игнорирование  запроса на предоставление ключей шифрования в установленный срок (10 дней) является нарушением статьи 13.31 КОАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020). В соответствии  с данной статьей, ФСБ должна составить протокол об административных правонарушениях. Если суд признает организацию виновной, то по отношению к данной организации будет применена санкция в виде штрафа от  восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. В том случае, если компания не предоставит ключи шифрования, Роскомнадзор вынесет ей предписание об устранении нарушения, на исполнение которого дается не менее 15 дней. «В случае неисполнения предписания Роскомнадзор может обратиться в суд с требованием заблокировать на территории России сервисы, ключи шифрования от которых отказываются предоставить. [4]  На данный момент уже есть прецедент, который связан с блокировкой месенджера «Телеграм»: в 2017 году было вынесено судебное решение, в соответствии с которым на «Телеграм» наложили штраф в  800 тысяч рублей из-за отказа передать ключи для расшифровки. В 2018 году Таганский суд Москвы вынес решение в пользу Роскомнадзора, что повлекло за собой блокировку месенджера на всей территории Российской Федерации. [5]   Данная ситуация сложилась после теракта в Питерском метрополитене: ФСБ сделала запрос ключей расшифровки для получения доступа к чатам  лиц, подозреваемых в теракте, однако компания «Телеграм» ответила отказом, так как по словам руководства компании данное требование технически неисполнимо, потому что ключи не хранятся на серверах месенджера, а находятся  на устройствах самих пользователей. Павел Дуров, основатель «Телеграм»,  также дал свой комментарий по поводу сложившейся ситуации. Он считает, что Телеграм никак бы не смог помочь в данной ситуации, так как номера подозреваемых либо никогда не были привязаны ни к одному аккаунту в «Телеграм», либо их аккаунты были удалены из-за неактивности. По словам Дурова, невозможно выполнить предъявляемые к ним требования с технической точки зрения  и в связи с тем, что это противоречит Конституции РФ, а именно статье 23, предоставляющую гражданам право на тайну переписок, телефонных переговоров и иных сообщений. По мнению основателя «Телеграм», требования ФСБ носили бы законный характер, если бы ограничивались поимкой террористов, однако требования основываются на передаче  универсальных ключей шифрования для получения доступа к сообщениям всех пользователей месенджера.

Правительство РФ приняло постановление № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео и иных сообщений пользователей услугами связи», в котором были даны разъяснения по ряду вопросов, связанных с хранением интернет-трафика, аудио-трафика, текстовых сообщений и т.д. [6]:

  • Оператор обязан хранить весь трафик на территории РФ, соответственно все сервера, на которых содержится информация, также должны находиться на территории РФ.
  • По согласованию с ФСБ допускается хранение трафика на «технических средствах накопления информации», принадлежащих другому оператору связи.
  • «Технические средства накопления информации» входят в состав оборудования, включающего систему СОРМ.
  • Операторы телефонной связи и услуг передачи данных для целей передачи голосовой информации хранят голосовой трафик и текстовые сообщения в полном объёме в течение 6 месяцев.
  • Интернет-провайдеры с 1 июля 2018 года хранят трафик в нулевом объёме, а с 1 октября 2018 года — в полном объёме. Ёмкость системы хранения должна равняться объёму трафика, переданному за 30 суток, предшествующих дате ввода в эксплуатацию технических средств накопления информации.

В Правилах прямо не указан срок, в течение которого должен храниться трафик. Исходя из текста нормативного акта, Интернет-провайдер обязан:

  • подсчитать, сколько трафика он пропустил за последний месяц;
  • установить накопители соответствующего объёма;
  • сохранять весь трафик пользователей в течение всего срока, пока хватает ёмкости установленных накопителей.

Увеличение емкости хранилища — это одна из главных проблем, с которой столкнулись компании. Это вызвано тем, что компании обязаны производить увеличение емкости за собственный счет, а это 10-20% капитальных затрат. Операторы оценивают свои затраты в десятки миллиардов рублей. Мегафон заявил о 40 млрд. рублей, МТС о потенциальных затратах в размере 50 млрд. рублей в течение пяти лет. Исходя из статистических данных трафик растет ускоренными темпами по статистике динамики роста интернет-аудитории с 2012 по 2019 год. Если сравнивать с данными на 2014 год, во всем мире число интернет-пользователей увеличилось более чем на 1,9 миллиарда, то есть на 75% за 5 лет.

В связи с этим операторы считают правильным внести определенные разъяснения и поправки. 20 апреля 2020 года прошел онлайн-форум  "Сети связи, контент и цифровые сервисы в России против COVID-19", где операторы рассуждали на тему: "Как выполнять "закон Яровой" в условиях резко возросшего объема трафика и не пора ли внести в него коррективы".

Директор департамента интернет и канальных ресурсов Блока по развитию операторского бизнеса Корпоративного центра ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Ольга Макарова напомнила, что "Закон Яровой" имел этапность введения и строился на том, что трафик в год растет не более чем на определенный процент. "Сейчас начался ввод оборудования по этому закону. Но мы не понимаем, как поведет себя трафик (прим. ComNews: в условиях пандемии и после ее завершения). И если устанавливать оборудование, есть опасность закупить лишние емкости и потратить деньги, которые мы могли бы использовать на расширение сети. Одно из наших предложений – при реализации "закона Яровой" ориентироваться на трафик, который был по состоянию на декабрь 2019 г. Потому что сценария, который есть сейчас, никто не ожидал", - сказала Ольга Макарова.

Алексей Соколов, директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО "Яндекс", заявил, что операторы должны собирать и записывать трафик, однако нужно внести определенность, какую именно информацию нужно собирать и как с ней дальше работать:  «Я не очень понимаю, как "органы" будут работать с петабайтами информации, например, с записями концертов. У меня странное чувство: мы говорим, что должны это сделать, а что именно сделать, мы четко не формулируем".

В ответ на высказывания представителей отрасли замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов сказал, что требуются не изменения в "закон Яровой", а изменения в постановлении правительства РФ №445 от 12 апреля 2018 г. Этот документ, определивший правила хранения операторами связи переписки, разговоров и иных сообщений пользователей, требует в течение пяти лет ежегодно на 15% увеличивать емкости технических средств накопления информации. "Консолидированное мнение отрасли, которое к нам поступило за подписью множества участников рынка, с просьбой о моратории на два года на 15%‑ный рост емкости, мы взяли в обсуждение. Мы доложили в правительство об инициативе операторов связи. Решение надо будет согласовывать, в том числе, и с коллегами из других ведомств. С одной стороны, с учетом роста трафика, нужно увеличивать емкости хранения даже больше, чем на 15%, а с другой стороны, необходимо учитывать состояния отрасли, которая сейчас вынуждена без подъема тарифов переваривать большие объемы данных. Надо найти компромисс между двумя трендами, которые являются противоположными", - прокомментировал Олег Иванов.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Безусловно данные поправки необходимы, так как по статистике на январь 2019 года в России насчитывается 109,6 миллионов интернет-пользователей, соответственно, уровень проникновения интернета находится на отметке 76%. Это означает, что потенциальный преступник может воспользоваться различными интернет  ресурсами, а также сервисами связи для своего преступного умысла. Чтобы правоохранительным органам было проще расследовать дело, необходимо то самое взаимодействие между операторами связи и органами. Однако, по моему мнению, и мнению различных операторов, стоит внести в ясность, какую информацию нужно хранить, а какую нет, ведь это сильно влияет на работу операторов. В связи с большими объемами трафика операторам приходится увеличивать свои хранилища, а это очень большие затраты, которые возложены на самих операторов. Также я считаю, что правоохранительные органы должны иметь доступ к информации лишь тех лиц, в отношении которых поступил запрос на основании уголовного дела. Свободный доступ к информации всех пользователей нарушает их Конституционные права, и это, в свою очередь, должно  быть исключено.

 

Список литературы:
1. http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/3DD578844A4BD88D43257FF5003FD13E/$File/1129775-6.PDF?OpenElement
2. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения...
3. Федеральный закон от 06.07.2016 N 375-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной...
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2020)
5. Решение Таганского районного суда г. Москвы № 2- 1779/2018
6. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 445 "Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео - и иных сообщений пользователей услугами связи"