Статья:

Анализ основных проблем и направлений совершенствования правоохранительной функции Следственного комитета РФ в сфере противодействия коррупционным угрозам финансовой безопасности и финансовому суверенитету России

Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Осипов Д.В. Анализ основных проблем и направлений совершенствования правоохранительной функции Следственного комитета РФ в сфере противодействия коррупционным угрозам финансовой безопасности и финансовому суверенитету России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLIX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(49). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 28-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ основных проблем и направлений совершенствования правоохранительной функции Следственного комитета РФ в сфере противодействия коррупционным угрозам финансовой безопасности и финансовому суверенитету России

Осипов Давид Вячеславович
магистрант, Высшей школы государственного аудита (факультета), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

ANALYSIS OF THE MAIN PROBLEMS AND DIRECTIONS OF IMPROVING THE LAW ENFORCEMENT FUNCTION OF THE INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF COUNTERING CORRUPTION THREATS TO FINANCIAL SECURITY AND FINANCIAL SOVEREIGNTY OF RUSSIA

 

David Osipov

Master's student, Higher School of State Audit (Faculty), of Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данном исследовании автор рассматривает проблему проявления коррупции на различных уровнях власти и предлагает некоторые направления по совершенствованию правоохранительного механизма при противодействии подробным общественно опасным деяниям. Автор приходит к выводу о том, что основы противодействия коррупции на федеральном уровне напрямую зависят от антикоррупционной деятельности субъектов правоохранительной деятельности, осуществляющих полномочия на уровне субъекта. Существенное значение представляется деятельность Следственного комитета РФ в вопросах противодействия коррупции.

В свою очередь, коррупция, как негативное общественно опасное явление образует одну из основных и сложно преодолимых угроз, представляющую опасность для финансовой безопасности и финансового суверенитета России. В работе рассматриваются различные теоретические подходы к определению понятия и сущности коррупции.

Abstract. In this study, the author examines the problem of corruption at various levels of government and offers some directions for improving the law enforcement mechanism in countering detailed socially dangerous acts. The author comes to the conclusion that the fundamentals of combating corruption at the federal level directly depend on the anti-corruption activities of law enforcement entities that exercise their powers at the level of the subject. The activities of the Investigative Committee of the Russian Federation in matters of combating corruption are of significant importance. In turn, corruption, as a negative socially dangerous phenomenon, forms one of the main and difficult to overcome threats that pose a threat to the financial security and financial sovereignty of Russia. The paper considers various theoretical approaches to the definition of the concept and essence of corruption.

 

Ключевые слова: коррупция; финансовая безопасность; финансовый суверенитет; правоохранительный механизм; угрозы экономической и финансовой безопасности; Следственный комитет РФ.

Keywords: corruption; financial security; financial sovereignty; law enforcement mechanism; threats to economic and financial security; Investigative Committee of the Russian Federation.

 

Коррупция — это явление, которое существовало на протяжении всей истории и присуще многим странам мира, в большей или меньшей в степени.

С момента возникновения государств коррупция проявляется, как негативное, в некотором смысле «разрушающие», социально-политическое явление.

На каждом из этапов развития нельзя не учесть и повышение общего уровня латентности, выраженного в появлении, разработке новых схем и преступных механизмов реализации коррупционного преступления. В течение долгого времени коррупция представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной и финансовой безопасности Российского государства.

Содержание коррупции возможно определить как симбиоз различных действий или бездействий должностных лиц, который выражается в противозаконном получении денежных средств, услуг, льгот или имущества лицом, которое уполномочено на осуществление общественно-значимых или государственных функций, а также в предоставлении таких преимуществ. Существуют большое количество разных подходов, которые определили методологию к пониманию «явления коррупции». На основе их анализа, возможно выделить три группы подходов.

Первый подход связан с понятием «взяточничество», в свою очередь, второй подход – «с подкупом государственных должностных лиц». Третья группа связана с совершением преступных деяний, при которых факт проявления коррупции связан с нарушением должностным лицом «служебных полномочий».

В свою очередь, Я.И. Гилинский определил коррупцию как некий социальный институт, который тесно связан с политическим и экономическим институтом [2, с. 25]. По его мнению, на сегодняшний день в Российской Федерации коррупция очень тесно и прочно вписана в систему государственного управления.

Обобщив различные взгляды и рассмотрев распространенные позиции, можно выделить и определить следующие обязательные признаки коррупции:

1) Наличие особого субъекта — должностное лицо, или иное лицо, наделенное какими-либо полномочиями;

2) Цель у субъекта — личное обогащение, или другие корыстные цели;

3) Деяние, выраженное в превышении субъектом своих полномочий [4].

Таким образом возможно предложить дополнительное авторское определение данного понятия, объединив указанные признаки: Коррупция — это виновный симбиоз различных действий или бездействий должностных лиц, который выражается в противоправном (безосновательном) получении денежных средств, услуг, льгот или имущества лицом с целью личного обогащения путем превышения таким лицом полномочий, которыми оно наделено в силу закона или иного правового акта.

Антикоррупционная деятельность является приоритетным направлением внутренней государственной политики [2]. В рамках ведомственного регулирования, антикоррупционная деятельность определяется, как вид деятельности государства, его органов, должностных лиц, институтов гражданского общества, предпринимателей, частных лиц, направленная на снижение уровня коррупции, устранение (локализацию, нейтрализацию, ликвидацию и т.д.) коррупциогенных факторов и противодействие коррупционному поведению [5, с. 17]. Основу антикоррупционной деятельности образует антикоррупционная политика, направленная на повышение уровня правосознания различных должностных лиц, исключающая их коррупциогенность. Так, по мнению Потомского В.В., Антикоррупционная политика Российской Федерации является важнейшим направлением государственной политики, цель которой заключается в выражении неприятия коррупции, а именно: в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации (ликвидации) негативных последствий [7, с. 57].

Кроме того, важным представляется отметить, что преобладающее большинство преступлений коррупционной направленности в соответствии с УПК РФ отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, поэтому ведущая роль в борьбе с коррупцией принадлежит именно данному субъекту правоохранительной деятельности. Противодействии коррупции гласными и негласными способами, путем реализации различных профилактических мероприятий и образует правоохранительную функцию Следственного комитета РФ.

В рамках осуществления функций по противодействия коррупции, Следственный Комитет РФ сталкивает со следующими проблемами:

1. Во-первых, оперативные службы в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий нередко получают важную информацию, которая не доводится до сведения следственных органов в полном объеме из-за недооценки полученных факторов. В связи с этим утрачивается возможность сбора дополнительных доказательств.

2. Продолжает оставаться невысоким уровень взаимодействия Следственного Комитета с законодательно-представительными органами всех уровней (усложненный порядок взаимодействия).

3. Ещё одной существенной проблемой, влияющей на оперативность предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности, является длительность проведения финансово-экономических, бухгалтерских и других сложных судебных экспертиз, необходимых для квалификации коррупционных преступлений. Подобная проблема приводит к увеличению сроков предварительного следствия [8].

Основным источником антикоррупционной деятельности и политики следует признать Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ О противодействии коррупции [2].

Во исполнение приведенного законодательного акта, каждый государственный служащий в обязательном порядке подвергается антикоррупционному воспитанию. Под данным термином следует понимать выработку социальных качеств, при которых человек нетерпимо относится к любым фактам проявления коррупции. Следует отметить, что для эффективного противодействия коррупции и повышению уровню финансовой безопасности и в рамках укрепления финансового суверенитета необходимо повышать уровень правосознания и воспитания, прививая нетерпимый уровень среди должностных лиц (уполномоченных субъектов) к любым фактам проявления коррупции.

Эффективное противодействие коррупции может осуществлять в результате использования комплексного подхода, нацеленного на уникальные особенности каждого субъекта. Подобные особенности, такие, например, как общий уровень правосознания населения субъекта и прочие особенности, и должны находить отражение и учитываться в рамках программы противодействия коррупции каждого субъекта, а не существовать лишь для формальности в стандартизированном виде. Подобные программы в рамках отдельно взятых субъектов, как составных элементов федеративного государства, должны ложиться в основу реализации правоохранительного механизма и подлежать обязательному соблюдению со стороны субъектов правоохранительной деятельности. Следует дополнить, что основы противодействия коррупции на федеральном уровне напрямую зависят от антикоррупционной деятельности субъектов правоохранительной деятельности на уровне субъекта.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ О противодействии коррупции // Российская газета. № 266. 2008.;
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Гарант;
4. Финансовая безопасность. Финансовые расследования / А. Г. Хабибулин, В. Н. Анищенко, А. В. Молчанов и др. — Москва: Москва, 2020. — 572 с.;
5. Анищенко Е.В. Коррупция как системная угроза стратегической стабильности и экономической безопасности субъектов Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 26. Государственный аудит. 2015. № 14;
6. Кириллов К.М. Понятия коррупции и коррупционной преступности: доктринально-правовой подход // Вестник РУК. 2017. №1. С. 25-27.;
7. Потомский В.В. Антикоррупционная политика России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. С. 55-58.
8. Свечников Н.И., Дорофеева Т.А. Правоохранительная деятельность Следственного комитета по противодействию коррупционным преступлениям // Вестник ПензГУ. 2018. № 2 (22)