Адвокат-представитель как основной субъект, оказывающий квалифицированную юридическую помощь по гражданским делам
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Адвокат-представитель как основной субъект, оказывающий квалифицированную юридическую помощь по гражданским делам
В современном мире адвокатура является особым юридическим институтом, благодаря которому заинтересованные лица защищают свои нарушенные права и законные интересы. В XXI веке, наравне с признанием прав и свобод человека и гражданина в глобальном масштабе, участились случаи пренебрежительного отношения к ним.
Ввиду неоспоримости и важности защиты прав человека, адвокатура как инструмент и средство, позволяет гражданам, не имеющим достаточных знаний в области юриспруденции, защищать свои права и интересы, отстаивать свою правоту в судебных инстанциях. Российский законодатель, закрепив за гражданами широкий круг прав, не забыл о том, что следует обеспечить их соответствующую защиту. Независимость и самостоятельность России стала фундаментом для последовательного повышения уровня защиты и охраны человека и гражданина, его прав и законных интересов [6].
Право на юридическую квалифицированную помощь также тесно соотносится с правами и свободами человека. На международном уровне уже давно наблюдается рост потребности в правовой помощи, неуклонно растет социально-правовая значимость юридической профессии. Статья 48 Конституции России фактически подтвердила право человека на получение юридической помощи от квалифицированных специалистов [3]. Закрепление названного права в Российской Федерации подчеркнуло необходимость регламентации и детальной конкретизации деятельности адвокатов по гражданским делам, что обуславливает цель настоящего исследования [7].
Первоочередной задачей любого адвоката является защита законных прав и интересов людей, опираясь на их правосубъектность или наличие субъективных обязанностей и прав. По справедливому утверждению А.Н. Латыева, обеспечение субъективных прав и гарантирование их безусловного соблюдения следует считать основной целью деятельности адвокатуры, которую следует относить к негосударственным объединениям правоохранительной деятельности [5].
Исполнение адвокатурой своих непосредственных функций регулируется принятыми нормативно-правовыми актами и Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» является основополагающим в их ряду. Все законодательство, регулирующее осуществление адвокатской деятельности, опирается на принципы защиты основных прав и свобод, гарантированных ст.46 Конституцией Российской Федерации [10].
Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации, право на свободный доступ к профессиональной юридической помощи гарантированно имеет каждый гражданин государства [3]. Инструментом реализации вышеупомянутых прав и есть правоохранительный институт, называемый адвокатурой, который имеет все возможности и необходимые инструменты, гарантированные законом, оказывать необходимую юридическую защиту. Для того, чтобы обеспечить максимальную доступность качественной правовой помощи для всех категорий населения, независимо от их материального положения, предоставление подобной помощи большинством юридических учреждений на первичном этапе проводится на без оплатной основе.
Несмотря на существование значительного количества уполномоченных органов власти в правоохранительной и правозащитной сфере, адвокатура по праву занимает среди них обособленное положение. Длительное время формы организации адвокатской деятельности, включая адвокатские бюро, оставались без должного внимания: виной этому стала социалистическая система, сложившаяся в странах Советского Союза, где, в принципе, понятие защиты и охраны не воспринималось серьёзно, не говоря уже о необходимости развития и поддержки деятельности адвокатов.
Важно пояснить, что адвокатура не относится к правоохранительным органам, но обладает охранительной функцией. Данный вывод базируется на том, что правоохранительные органы создаются по инициативе государства, обладают правом применения принуждения. Тем не менее, адвокатура может рассматриваться как субъект правоохранительной политики.
Подтверждение этой мысли мы находим в Концепции правоохранительной политики, которая была разработана Рабочей группой Российской академии наук в 2011 году. Согласно положениям данной Концепции, адвокатура отнесена к числу субъектов формирования и реализации правоохранительной политики. Важно заметить, что в период с 1922 г. по 1980 г. адвокатура имела характер государственного органа власти, следовательно, имела прямое отношение к правоохранительной деятельности. Вне закона были объявлены адвокаты, осуществляющие частную практику [4].
В настоящее время ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами [10]. Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатура – это профессиональное сообщество и институт гражданского общества, потому не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления [10].
Для обеспечения доступности адвокатуры органы власти закрепляют за ней гарантии независимости, позволяя в предусмотренных законом случаях предоставлять адвокатам юридическую помощь бесплатно. В тоже время следует отметить, что адвокаты не входят в систему органов исполнительной власти, не являются должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
Бесплатная юридическая помощь оказывается лицам имеющим предоставляемые государством льготы или доходы ниже прожиточного минимума, а именно:
1. Истцам, при возбуждении судебных процессов по неуплате алиментов, по возмещению вреда здоровью в следствие производственной травмы, по получению компенсаций потери кормильца и пр.
2. Ветеранам ВОВ при возбуждении судебных процессов, не связанных с коммерческим предпринимательством.
3. Гражданам при оформлении пенсий или пособий по нетрудоспособности.
4. Гражданам несправедливо репрессированным по политическим причинам при назначении реабилитации.
5. Несовершеннолетним правонарушителям, содержащимся в специальных исправительных учреждениях.
В целях выполнения принятых на себя обязательств законный представитель постоянно согласовывает свои действия с судом, так как они регламентируются Гражданским процессуальным кодексом [2]. Отношения, устанавливаемые между доверителем и представителем, соответственно регламентируются Гражданским кодексом РФ [1], Семейным кодексом РФ [8], Трудовым кодексом РФ [9], по своей сути являющимися нормами материальных правовых взаимоотношений.
На уровне адвокатских образований к адвокатам применяются разнообразные меры корпоративного поощрения. Обычно такие меры предусмотрены и закреплены в уставах адвокатских образований. То есть, на территории России не развита система мер поощрения адвокатов, ввиду чего предлагается:
а) ввести и закрепить дополнительные меры материального стимулирования для адвокатов, например, путем освобождения от уплаты взносов или их части на адвокатскую деятельность;
б) размещать регулярно в СМИ информацию о номинантах на значимые награды, с целью их публичного обсуждения и приобщения общественности к данному вопросу;
в) применение различных мер поощрения в отношении помощников и стажеров адвокатов.
Подводя итоги, отметим, что в стране, посредством принятия необходимой законодательной базы, созданы все условия для нормального осуществления адвокатурой своих непосредственных обязанностей, хотя некоторые нормативные акты и требуют некоторой корректировки, что непременно будет сделано в процессе усовершенствования законодательной базы путем внесения необходимых изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Улучшение оказания юридической помощи и защиты зависит также и от качества предоставляемых услуг самими участниками адвокатских объединений и от поддержки и доверия населения, на защиту которого, в первую очередь, и нацелена их деятельность.