Статья:

К вопросу о понятии экономической безопасности региона

Конференция: XLVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Касяненко О.М. К вопросу о понятии экономической безопасности региона // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVII междунар. науч.-практ. конф. — № 12(47). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 58-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о понятии экономической безопасности региона

Касяненко Оксана Михайловна
магистрант, Юридического института Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

В последнее десятилетие в Российской Федерации все интенсивнее происходит осознание значимости экономической составляющей в системе национальной безопасности. Экономическая безопасность представляет собой материальную основу национальной безопасности, определяет реальные возможности в обеспечении других видов безопасности, является составным элементом общей системы национальной безопасности, представляет собой основу для функционирования всех ее элементов – военной, технической, информационной, продовольственной, экологической и т. д. Через систему экономической безопасности реализуются важнейшие национальные интересы страны: защита и поддержка отечественных предпринимателей и законных финансовых структур, сохранение и развитие кадрового потенциала страны, повышение уровня жизни.

Очевидно, что экономическая безопасность является видовым понятием национальной безопасности. При этом следует отметить, что соотносятся эти понятия как частное и общее. Нетрудно заметить, что оба понятия «безопасность» и «национальная безопасность» имеют следующие признаки: безопасность выражается через состояние защищенности. Для национальной безопасности это защищенность личности, общества и государства, во втором случае – их жизненно важных интересов. И в том, и другом случае интересы – это потребности, удовлетворение которых обеспечит существование и возможности устойчивого развития личности, общества и государства; безопасность выражается через противодействие угрозам. При этом и в том, и другом случае они бывают внутренними и внешними. Следует отметить, что в двух указанных правовых актах понятие «угрозы» не являются тождественными. В Законе РФ «О безопасности» угроза формулируется через совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В Стратегии угроза – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойным качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Исходя из названных правовых норм, можно сделать вывод, что, определив национальные интересы Российской Федерации, а также внешние и внутренние угрозы в сфере экономики, можно дать относительно точную трактовку понятия «экономическая безопасность» с правовой точки зрения. Необходимо признать, что не все ученые-юристы принимают определение «экономическая безопасность» как состояние защищенности личности общества и государства от внешних и внутренних угроз в сфере экономики. Например, К. А. Стрельников считает, что под экономической безопасностью необходимо понимать состояние государственно-правовой обеспеченности экономических интересов, направленных на достижение определенных целей, основанное на эффективном использовании и преумножении национальных ценностей [7].

Дополнение названных определений с позиций экономических наук позволит более глубоко понять сущностные характеристики понятия «экономическая безопасность». Так, академик Л. И. Абалкин определил экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику [1].

Близким к определению национальной безопасности, содержащимся в Стратегии, является определение понятия «экономическая безопасность», данное А. В. Возжениковым. В его понимании экономическая безопасность – есть защищенность экономических интересов государства и его экономического суверенитета от дискриминации и экономического диктата посредством экономических санкций, запретов и ограничений, а также от внутренних угроз экономическому потенциалу государства в условиях нестабильности экономических отношений и перестройки системы [4].

В условиях существования мегаполисов А. Б. Корсак определяет экономическую безопасность как невозможность нанесения вреда системообразующим свойствам целеустремленности, интегративности, эмерджентности и синергативности, определяющим защищенность интересов его населения и хозяйствующих субъектов [5].

В инвестиционной сфере под экономической безопасностью подразумевают состояние, при котором гарантированы условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику. При этом обеспечение такой безопасности в инвестиционной сфере достигается проведением комплекса политических, технико-экономических, социальных и других государственных мероприятий, направленных на снижение инвестиционных рисков и угроз. С точки зрения защиты хозяйствующих субъектов от недружественных поглощений экономическая безопасность – это состояние имущественных отношений и институтов управления собственностью, при которых обеспечивается правовая и экономическая защищенность собственников, выражающаяся в эффективном формировании и использовании производственных и финансовых ресурсов при возникновении угроз. Анализ научных трактовок экономической безопасности показал, что в научных трудах это понятие рассматривается в качестве выражения состояния объекта экономической безопасности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов [5].

По справедливому мнению А. Ц. Хатаева [8], условно можно выделить следующие основные методологические подходы к определению сущности экономической безопасности: отождествление понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность», выражение содержания этих категорий через посредство защиты национальных, государственных и общественных интересов; определение экономической безопасности в качестве механизма обеспечения устойчивости экономики государства, социально-экономической системы, а также независимости экономики от воздействия внешних рынков, экономической политики международных институтов, властных структур страны; определение сущности экономической безопасности в виде национальной экономической безопасности как состояния национального хозяйства, обеспечивающего экономический суверенитет, увеличение экономического потенциала и повышение качества жизни при участии в международной экономической системе. При этом содержание экономической безопасности определяется с учетом глобализации мирового хозяйства, влияния внешних и внутренних угроз. А. Ц. Хатаев рассматривает понятие «обеспечение экономической безопасности» как экономико-правовые отношения, способствующие независимости государства, созданию условий для стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижению экономического роста. Это обусловлено тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие «национальная безопасность» будет более полным при оценке жизнеспособности экономики, ее устойчивости к возможным внешним и внутренним угрозам [8, c. 21].

В целом в сфере государственного управления обеспечение экономической безопасности – это деятельность государственных органов по осуществлению государственной политики, направленной на эффективное управление силами и средствами, с одной стороны, для создания условий устойчивого экономического роста Российской Федерации, достижения достойного качества и уровня граждан жизни экономическими методами, с другой – по осуществлению противодействия преступности в экономической сфере, которое включает профилактику экономической преступности, собственно борьбу с криминальными проявлениями, а также устранение причин и условий, порождающих такие явления. Следуя последним тенденциям законотворчества, разработчики Стратегии дали определение системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Отталкиваясь от законов формальной логики, можно предположить, что система обеспечения экономической безопасности включает определенную часть указанных сил и средств, целью которого является противодействие внутренним и внешним угрозам в экономике России.

 

Список литературы:
1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 4.
2. Беседин М. Ю. Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: автореф. дисс. … к.э.н. М., 2007. С. 7. 
3. Варсеев В. В. Управление органами внутренних дел по обеспечению экономической безопасности: Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2015. – 174 с.
4. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 43. 
5. Корсак А. Б. Система обеспечения экономической безопасности мегаполиса: автореф. дисс. … д.э.н. М., 2008. С. 14. 
6. Кучумов А. В. Обеспечение экономической безопасности в инвестиционной сфере России: автореф. дисс. … к.э.н. М., 2007. С. 9. 
7. Стрельников К. А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного государства: автореф. дисс. … к.ю.н. Нижний Новгород, 2004. С. 3. 
8. Хатаев А. Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности: монография. М., 2007. − 172 c.