Статья:

Тенденции развития аграрного права России после вступления в ВТО

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Выходные данные
Мазунов А.Е., Кириллов И.О. Тенденции развития аграрного права России после вступления в ВТО // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции развития аграрного права России после вступления в ВТО

Мазунов Андрей Евгеньевич
студент, ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Кириллов Иван Олегович
студент, ФГБОУ ВО Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF AGRARIAN LAW IN RUSSIA AFTER JOINING THE WTO

 

Andrey Mazunov

Student of Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

Ivan Kirillov

Student of Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ аграрного права. Рассмотрены особенности установления договоренностей между ВТО и Россией. Выявлены основные проблемы, в частности проблема импортозамещения, санкций против Российской Федерации. Установлено, что направления позитивного развития российского сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса объективно требуют качественного правового регулирования.

Abstract. This article analyzes the international agrarian law. The features of establishing agreements between the WTO and Russia are considered. The main problems are identified, in particular the problem of import substitution, sanctions against the Russian Federation. It has been established that the directions of the positive development of Russian agriculture and the agro-industrial complex as a whole objectively require high-quality legal mediation.

 

Ключевые слова: аграрное право; ВТО; санкции; импортозамещение.

Keywords:  agrarian law; WTO; sanctions; import substitutione.

 

Начиная с 1972 года, правовое регулирование развития аграрного права в РФ осуществлялось с учетом международно-правовых норм. В настоящее время комплекс международного права представлен правом ВТО, нормами таких организаций, как Таможенный Союз, ЕврАзЭС, БРИКС, ШОС  и т. д.

Рассмотрим развитие международного аграрного права на примере ВТО. 

С 1 января 1948 года становление торговых и экономических отношений в мире обусловило создание ГАТТ – международной организации экономического сотрудничества. В качестве учредителей данной организации выступили 23 страны. В дальнейшем, 1 января 1995 году, ГАТТ преобразовалась в ВТО.  Основные цели ВТО:

  1. Глобальное экономическое сотрудничество;
  2. Обеспечение справедливости и открытости в многосторонней торговой системе. 

Необходимо отметить, что Россия также состоит в ВТО. Распоряжением Правительства РФ «О подписании Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации» была подтверждена готовность РФ вступить в мировую экономику, и 22 августа 2012 года РФ вступила в ВТО [3].

После того как Россия вступила в ВТО в 2012 году, ученые-правоведы и экономисты не устают публиковать все новые статьи с анализом перспектив и проблем, связанных с этим событием. Можно условно выделить три мнения:

1. Нейтральное. Например, профессор Александр Портанский считает, что присоединение к ВТО не приносит ни пользы, ни ущерба.

2. Критичное. Аналитик Алексей Козлов отмечает, что вступление в ВТО не дает России никаких очевидных преимуществ в краткосрочном периоде. Однако это событие является выгодным для других членов организации. Перспективы в долгосрочном периоде для России Козлов не рассматривает.

3. Негативное. Главный экономист российского отделения Deutsche Bank Ярослав Лисовик считает, что вступление в ВТО может отрицательно сказаться на экономике страны, особенно на обрабатывающей промышленности, из-за уменьшения импортных пошлин.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что все преимущества для России от членства во Всемирной торговой организации проявятся при условии грамотной внутренней и внешней политики только в долгосрочной перспективе.

Благодаря вступлению во Всемирную торговую организацию Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции.

Поэтому важное практическое значение имеет исследование генезиса формирования и развития собственно категории «продовольственная безопасность» на мировом уровне [6]. Проблемы эффективного развития отечественного сельского хозяйства в условиях ВТО требуют системного решения значительного количества экономических, социальных, организационных, экологических и правовых вопросов [7].

Обострившиеся противоречия между странами в сфере коммерции и замедление развития глобальной экономики привели к тому, что Всемирная торговая организация (ВТО) понизила прогнозы роста торговли на 2019 и 2020 годы. В этом году Российская Федерация выровняла баланс по экспорту и импорту сельхозпродукции.

Объем экспорта сейчас достигает порядка 25 млрд. долларов. Более 80% торговли РФ осуществляется именно по правилам ВТО, остальные 20% осуществляются в зонах свободной торговли и в рамках региональных торговых соглашений, которые у России есть с рядом стран, а также в рамках отдельных соглашений, которые заключены на пространстве СНГ.

Риски и угрозы всегда присутствовали в российском сельском хозяйстве, особенно природно-климатические [8], но в 2014 г. резко обострились политические риски в связи с политикой санкций против России, инициированных США, ЕС и примкнувшими к ним отдельными странами. Эта ситуация резко отразилась и на международно-правовом регулировании агропродовольственного рынка. 

По сути дела, ушла в тень продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), одной из задач которой является принятие международной политики в отношении соглашений по продукции сельского хозяйства (статья 1 устава ФАО от 16 октября 1946 г.) [9, c. 489]. Российское аграрное право сегодня, как никогда, становится востребованным для целей правового регулирования возникающих аграрных отношений в связи с переориентацией экономики России с европейских стран на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

К этому следует добавить и создание нового Европейско-Азиатского экономического союза, в который сегодня входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения; «дорожную карту» на вступление оформляет Киргизия. России предстоит сформировать адекватную позитивную взаимозависимость с Азией.

Сегодня отношения на агропродовольственном рынке с Российской Федерацией готовы выстраивать на деловой основе Монголия, Вьетнам, Япония и другие страны АТР, а также Аргентина, Бразилия, Чили и ряд других стран Южно-Американского континента.

Необходимо напомнить, что указом Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 г. «О принятии отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [2], а затем постановлением Российской Федерации № 778 от 7 августа 2014 г. [3] был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегии, из которых в течение одного года запрещен ввоз продукции в Российскую Федерацию.

Это обстоятельство актуализировало для России проблему импротозамещения на рынке продовольствия. Решение о снижении зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соответствует целям и задачам обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Российская Федерация обладает значительным потенциалом для развития сельского хозяйства: 42 % мировых запасов чернозема, 20 % чистой питьевой воды, почти 400 млн га сельскохозяйственных земель [4, c. 19].

С учетом того что из 122 млн га пашни на землях сельскохозяйственного назначения около 50 млн га сегодня не заняты сельскохозяйственным производством или на них в течение почти 20 лет не применялись синтетические минеральные удобрения, появилась возможность организациям органического сельского хозяйства производить продукты питания под брендами «органик-продукт», «био-продукт», «эко-продукт» [4, c. 19].

Решение проблемы импортозамещения потребует значительного вклада в сельское хозяйство финансовых средств и, конечно же, внедрения научных разработок в области растениеводстве и животноводства.

Без инноватики в сельском хозяйстве невозможно достичь желаемых результатов в племенном деле и в области селекционных достижений.

Все вышеизложенное и иные направления позитивного развития российского сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса объективно требуют качественного правового опосредования, и эту задачу должно решить российское аграрное право в тандеме с международными отраслями права.

К сожалению, открытым пока остается опрос судьбы международного права в понимании того, как оно функционировало до обострения политической обстановки в мире. 

 

Список литературы:
1. Федеральный закон № 264-ФЗ от 29декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. I. Ст. 27. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/  (дата обращения: 12.01.2021).
2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (ред. от 06.04.2020) "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293" // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
3. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru/(дата обращения: 12.01.2021).
4. Воронин Б.А. Международно-правовое регулирование агропродовольственного рынка // Международные суды: актуальные проблемы теории и практики: межвузовский сборник научных трудов. − Екатеринбург: УрГЮА, 2018. − Вып. 2 (6). − C. 19. 
5. Воронин Б.А. Экономико-правовые проблемы адаптации российского АПК к условиям ВТО // Аграрное и земельное право. 2018. № 9. 
6. Власов В.А. Историко-правовой аспект генезиса формирования и развития категории «продовольственная безопасность» на мировом уровне // История государства и права. 2020. № 1. С. 59-65.
7. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности российской федерации в условиях ВТО // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.
8. Власов В.А. Вопросы классификации угроз, влияющих на развитие системы продовольственного обеспечения региона // ФЭС: Финансы. Экономика. 2019. Т. 16. № 2. С. 50-55.
9. Ханнанова Т. Р., Воронин Б. А. Государственная аграрная политика: проблемы объективации // Право и политика. 2018. № 4. С. 489–498.