Статья:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСОВ ТУРЦИИ

Конференция: LXXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Муртазина К.Т. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСОВ ТУРЦИИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(81). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСОВ ТУРЦИИ

Муртазина Кулями Тукеновна
соискатель степени доктора юридических наук PhD Докуз Ейлюль Университет, Турция, г. Измир

 

FUNCTIONS OF NOTARIES IN TURKEY

 

Kulyami Murtazina

Candidate for the degree of Doctor of Juridical Science, PhD Dokuz Eylul University, Turkey, Izmir

 

Аннотация. Слово нотариус   переводится с латыни как писец, секретарь [17, C.210] . И до сих можно сказать, что основная работа нотариуса связана с ведением записей, перепиской. Современный нотариат в Турции, с одной стороны, является частью государственного аппарата, с другой стороны, представляет собой объединение самозанятых лиц. Нотариальные документы способствуют предотвращению споров, что снижает нагрузку на судебные и правоохранительные органы. Нотариус, осуществляющий нотариальную деятельность, наделяет стороны определенными правами и обязанностями и документирует бесспорные права и факты.  Современному нотариату Турции предшествует очень богатая история, которую в доктрине подразделяют на три периода. Можно сказать, что нотариальные услуги совершались с периода Османской империи и привели к хорошо отлаженной мощной нотариальной системе в Турции. В современном обществе нотариус в Турции   имеет особый статус, а его нотариальные действия носят особый характер. Можно сказать, что от качества работы нотариуса зависит нормальное функционирование гражданского общества, его эффективность в защите имущественных и законных интересов граждан и юридических лиц.

Abstract. The word notary is translated from Latin as a scribe, secretary. And so far it can be said that the main work of a notary is connected with keeping records, correspondence. The modern notary in Turkey, on the one hand, is part of the state apparatus, on the other hand, is an association of self-employed persons. Notarial documents help prevent disputes, which reduces the burden on the judiciary and law enforcement agencies. A notary who performs notarial activities vests the parties with certain rights and obligations and documents indisputable rights and facts. The modern Turkish notaries have a very rich history, which is divided into three periods in the doctrine. It can be said that notarial services have been performed since the Ottoman period and have led to a well-established powerful notarial system in Turkey. In modern society, a notary in Turkey has a special status, and his notarial acts are of a special nature. It can be said that the normal functioning of civil society, its effectiveness in protecting the property and legitimate interests of citizens and legal entities depends on the quality of the work of a notary.

 

Ключевые слова: нотариат-нотариус-период до Танзимата; после Танзимата; республиканский период.

Keywords: notary-notary-period before Tanzimat; after Tanzimat; republican period.

 

Нотариат Турции имеет долгую историю в турецком законодательстве. В контексте формирования нотариата институционального уровня доктрина утверждает, что его целесообразно рассматривать в три этапа. "Это период до Танзимата, после Танзимата и Республиканский период»[15, C.31]. Танзимат – это политическая реформа 1839 года.

1) Период до Танзимата. Мы видим, что исламское право было очень распространено в Османском государстве в период до Танзимата. В классический период Османской империи нотариальную деятельность осуществляли кади и их помощники (наипы).

Прежде всего, источником права был Коран, основная книга исламского права. Об этом говорится в аяте 282 2-й Суры «Аль-Бакара». «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо». Говоря современным языком, писарь – это нотариус. Как видим, здесь закреплен принцип справедливости, а если на современном языке – принцип беспристрастности. Далее, хотелось бы  бы остановиться еще на одном важном моменте.  «А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. …Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы ее не запишите.»[8,C.77] Коран также регулирует вопросы наследства, раздела имущества, имущества супругов и другие вопросы общества в целях предотвращения споров в будущем.

Обязанности нотариуса в это время выполняли kâtib-i adiller (клерки). «Клерки записывали соглашения и сделки между сторонами в свои тетради, и они давали объяснения по поводу показаний и фактов перед судьей, когда это было необходимо» [2,C.35-36].

«Кади записывали свои различные сделки в шариатские регистры, упорядочив их в соответствии с определенным методом, называемым «sakk-ı şer’i » (сакк-и шер'и). Журналы sakk (сакк), подготовленные в этом контексте, представляют собой работы, содержащие образцы записей, хранящихся в судах по различным вопросам, чтобы помочь кади записать вопрос, который он вынес, и написать, какие фразы и в каком порядке. Особенность, которая отличает саккские журналы от шариатских журналов, заключается в том, что документы в основном редактировались и исправлялись учеными высокого уровня»[1,C. 21-23].

2) Период после Танзимата. Экономические и политические изменения в Европе коснулись и Османской империи. В результате в Османской империи появились новые правовые нормы и институты.  Османская империя следовала за реформами в Европе. С провозглашением Tanzimat Fermanı в 1839 году в истории турецкого права началась новая эра. Мы видим, что западные законы, особенно французские законы, были приняты в период Танзимата. В 1849 г. вступил в силу Ticareti Berriye (если дословно торговля на суше) Французского торгового кодекса, в 1853 г. вступила в силу заимствованная часть Ticareti Bahriye (морская торговля), а в 1860 г. были учреждены коммерческие суды. После них в 1868 году вступили в силу Ticaret ve Deavi Kalemi Nizamnamesi (Положение о Департаменте торговли и финансов) [12,C. 826, ].

«В этом контексте, в то время как существование шариатских судов сохранялось, а документарные обязанности кадисов продолжались, постепенно закладывались основы современных нотариальных услуг в рамках различных правил и под разными названиями для работы в рамках судов низамие (дословно регулярные) в период Танзимата [4,C. 53]. "

В период Танзимата было принято несколько важных правил, касающихся нотариуса. Первым из них является Dersaadet Ticaret Deavi Kalemi Nizamnamesi [3,C. 814-822]   (Положение о канцелярии торговли Dersaadet (Дерсаадет)) и  Ticaret-i Bahriye Deavi Kalemi Nizamnamesi [13,C. 823-824] (Положение о канцелярии морской торговли) от 26 июня 1868 года. Согласно статье 1 вышеуказанного положения «все виды договоров, доверенностей, поручительства, протеста, долгового обязательства и т.п. в области сухопутной и морской торговли, утверждение и оформление документа, его уведомление и перевод документов на турецкий язык  для представления в арбитражные суды были переданы Канцелярии Deavi [16,C.15]. До их создания этой деятельностью руководил Первый коммерческий суд Дерсаадет. Канцелярия Deavi была создана при Министерстве торговли и действовала при торговых (коммерческих) судах. Был принято, что это учреждение состоит из директора, главного секретаря, переводчиков, секретаря и сержантов по мере необходимости (ст. 1, 2) [3,C.814].

24 июля 1879 года   составители соглашений канцелярии Deavi были заменены  Mukavelat Muharrirleri Nizamnamesi (Положением для составителей контрактов), которые вступили в силу 4 августа 1879 года. «Процесс институционализации современной нотариальной службы в Османской империи действительно начался в 1879 году с Положения о составителях контрактов» [14,C.7]. Этим постановлением предусматривалось учреждение в каждом районном офисе должности составителя контрактов. Согласно статьям 2 и 3 этого закона, лицо, назначаемое Министерством юстиции в качестве составителя контракта, должно достичь 25-летнего возраста, не быть судимым за убийство и уголовные преступления, а также не иметь судимостей, не иметь плохое поведение, и должен был пройти проводимый в соответствии с процедурой экзамен. И каждый составитель контракта мог нанять одного или нескольких помощников, в зависимости от условий его места [9.C.338].

27 октября 1913 г. был принят Katib-i Adl Kanun-ı Muvakkati (дословно временный закон о секретаре (писаре). Этим законом было отменено Положение о составителях контрактов (Mukavelat Muharrirleri Nizamnamesi) [5,C. 843, 850]. Это законодательство стало важной отправной точкой в развитии современного нотариата. Статья 4 этого закона определяет следующие условия для назначения секретаря: 1. Быть османом, владеющим османским языком; 2. быть старше 25 лет и выполнить военную обязанность; 3. не быть осужденным за убийство или преступление против чести или достоинства, или быть отстраненным от государственной службы, или осужденным к любому другому ограничению дееспособности; 4. не быть дискредитированным после банкротства осуществляя торговлю; 5. не быть уволенным за действия, противоречащие достоинству и служебному положению лица; 6. предъявить удостоверение о хороших манерах, утвержденное местным городским советом и подписанное не менее чем пятью лицами, уверенными в своей честности и серьезности; 7. Доказать свое знание договоров и положений закона и коммерческого права и законодательства о справедливом секретаре на экзамене.

Согласно статье 10 вышеуказанного Закона, «секретарь, осуществляя свою деятельность, дает клятву Всевышним Аллахом "я не буду выдавать или утверждать документ, если я не уверен в установлении личности и  волеизъявлении лица; Я не приму никаких документов, которые я считаю фальшивыми, мошенническими, вредными для правительства Османской империи и национальных интересов;  я не буду действовать против закона, справедливости и справедливости, действуя с полной честью и честностью, принимая во внимание права и интересы всех заинтересованных сторон"[6,C.845].

Как мы видели, этот закон лег в основу действующего нотариального права.

После провозглашения Турецкой республики 29 октября 1923 г. произошли изменения в нотариальном законодательстве. В этот период в еще входившие в обязанности шариатских судов вопросы выдачи, утверждения и регистрации таких правовых действий как завещание, дарение, доверенность, были переданы в 1924 г. секретарям (kâtib-i adl). В 1929 г. был принят Закон № 1402 Katib-i Adl Kanununun ve Muaddel Bazı Maddelerinin Tadili Hakkında Kanun (о внесении поправок в некоторые статьи закона о секретарях и его изменения.  В этом законе из восьми статей секретарь (писец) назывался нотариусом, а Katib-i Adl Kanun (Закон о секретаре) был переименован в Закон о нотариате [7,C.490].  

Следующим важным шагом в нотариальном законодательстве является новый Закон о нотариате № 3456 от 15.06.1938 года, который был опубликован в «Официальном вестнике» от 28 июня 1938 года под номером 3945 и вступил в силу 1 сентября 1938 года[10, С.5]. Со временем вместо него быть принят действующий по сей день Закон о нотариате № 1512 , который был  опубликован 5 февраля 1972 г. [11, С.59].

Позднее в этот Закон были внесены изменения Законами №№ 2258, 2980, 3588, 4276, 4358, 4579, 5134, 5219, 5281, 5309, 5378, 5728, 5754, 6217, 6462, 6572, Декретами-законами №№ 691, 7069, 7188, 7413, 7417 [11, С.59].

В Турции действует нотариат латинского типа.   Согласно статье 1 Закона «О нотариате» № 1512 Турецкой Республики, нотариат в Турции является государственной службой [11, С.1]. Нотариусы оформляют сделки и выполняют другие возложенные законом обязанности для обеспечения правовой безопасности и предотвращения споров. Государственная нотариальная контора учреждается по месту нахождения каждого суда первой инстанции и отдельного мирового суда для совершения нотариальных действий в пределах юрисдикции этого суда.

Нотариаты делятся на четыре класса. Государственные нотариальные конторы первого, второго и третьего класса классифицируются Министерством юстиции после заключения Союза нотариусов Турции. В данной классификации за основу берутся численность, загруженность и доходы, находящиеся в юрисдикции каждого нотариата. Как правило, нотариаты, связанные с одним и тем же судом считаются принадлежащими к одному классу. Министерство юстиции проверяет статус государственных нотариальных контор каждые четыре года и объявляет о реклассификации в Официальном вестнике. Новые нотариальные конторы, открытые в течение четырехлетнего периода, классифицируются и объявляются в Официальном вестнике, не дожидаясь истечения срока, в соответствии с численностью, загруженностью и с учетом предполагаемого валового дохода. При этом те, кто будет переведен из нотариата четвертого класса в третий класс, определяются и объявляются в начале апреля каждого года. До объявления новой классификации применяется старая классификация.

Нотариусы в Турции делятся на три класса. Служба третьего класса начинается со дня начала работы в нотариате  впервые назначенного  в нотариат третьего класса  нотариуса. Минимальный срок службы нотариуса второго и третьего классов составляет четыре года. В конце этого периода повышение класса нотариуса зависит от положительного мнения, выраженного в документе об окончательном статусе, выданном инспектором юстиции. Повышение класса нотариата не влияет на класс нотариуса.

В Турции для того, чтобы стать нотариусом, необходимо получить нотариальное свидетельство, пройдя успешно стажировку у нотариуса в соответствии с положениями нотариального законодательства.

Не проходят стажировку у нотариусов лица, проработавшие в должности гражданских судей или военных судей или прокуроров, или окончив  юридический факультет назначенные на должности административных судей или прокуроров или получившие звание адвоката или сдавшие успешно адвокатские экзамены и получившие право осуществлять адвокатскую деятельность. После обращения таких лиц с ходатайством в Министерство юстиции с приложением необходимых по законодательству документов, указанных Министерство юстиции выдает им нотариальное свидетельство и их заносят в реестровую книгу лиц, получивших нотариальное свидетельство.  

Для поступления на нотариальную стажировку в соответствии со статьей 7 закона Турции «О нотариате» необходимо быть гражданином Турецкой Республики, достичь 21 года, но не быть старше возраста 40 лет; окончить юридический факультет и сдать успешно квалификационный экзамен; не иметь судимости, препятствующей назначению на государственную службу в соответствии со статьей 48 Закона о государственных служащих № 657 от 14.07.1965 года; не утратить квалификацию судьи, прокурора, государственного служащего или адвоката в результате окончательного решения об уголовной или дисциплинарной ответственности; не быть известным в своем окружении своими взглядами и поведением, не подходящими для профессии нотариуса; не заниматься работой, которая не может быть совмещена с работой нотариуса и нотариальной стажировкой; не быть ограниченным по решению суда; быть реабилитированным в случае банкротства; быть платежеспособным; быть трудоспособным; не иметь физической или умственной нетрудоспособности, которая мешает ему выполнять свои обязанности в качестве нотариуса непрерывно и должным образом; иметь место жительство по месту прохождения стажировки [11, С.2].

Продолжительность стажировки составляет один год. Стажировка проходит без перерыва.

По окончании стажировки нотариус по месту прохождения стажировки выдает отчет о его деятельности стажера. А руководитель нотариальной палаты направляет дело стажера в Президиум Союза нотариусов Турции вместе с адресом его проживания, написав собственное мнение. Председатель Союза нотариусов Турции направляет дело в Министерство юстиции, которое в течение 15 дней с момента поступления дела выдает стажеру нотариальное свидетельство либо отказывает в его выдаче. Этот документ дает право быть назначенным стажеру в одну из открытых нотариальных контор третьего класса. Тех, кто имеет нотариальное свидетельство, записывают в книгу, которая хранится в Министерстве юстиции, в соответствии с порядковыми номерами документов. Надо отметить, что стажеры получают оплату за стажировку со стороны Союзом нотариусов Турции, размер которой определяется с учетом мнения Министерства юстиции и оплачивается до даты выдачи нотариального свидетельства Министерством юстиции.

В соответствии со статьей  60 Закона «О нотариате» нотариусы удостоверяют все виды юридических сделок, которые не относятся по закону к компетенции других органов, удостоверят подлинность подписи на документах, удостоверяют на предъявленных документах образцы подписей и печати, дату, свидетельствуют копии документов и выписки из документов, переводы с одного языка на другой, направляют уведомления, извещения, протесты, регистрируют законом предусмотренные действия, выполняют другие действия, предусмотренные законами [11, С.15].

Нотариусы в Турции не относятся к служащим, они являются представителями свободной профессии.

Нотариусы сами зарабатывают, из своего дохода оплачивают налоги, взносы и заработные платы своим сотрудникам. В соответствии со статьей 112 Закона «О нотариате» размеры ставок за нотариальные действия определяются Министерством юстиции [11, С.59].

Ежедневная работа в нотариальной конторе начинается вместе с другими официальными учреждениями в этом месте. Рабочее время в официальных учреждениях начинается с 09:00 часов утра. Нотариальные палаты определяют ежедневные часы работы и отдыха нотариусов, являющихся членами палаты, сроком на один год на очередном общем собрании палаты, и уведомляет Союз нотариусов Турции и Министерство Юстиции.

Длительность работы нотариуса может быть на один час дольше, чем в других официальных учреждениях в этом месте. Нотариус не может принимать клиентов вне рабочего времени. Также нотариусам запрещается  принимать клиентов заниматься делами в праздничные дни и во время нерабочего времени, за исключением  удостоверения завещаний. (ст.ст.51,52 Закона «О нотариате») [11, С.14]. Прием на работу сотрудников нотариальной конторы, вопросы отпуска и болезни, заработной платы также регулируется также Законом «О нотариате» (глава 6 Закона «О нотариате»  [11, С.12-13]. Нотариус, принимая на работу работников, заключает договор на срок не менее одного года. Нотариат Турции строго квотирует численность нотариусов, что соответствует принципам международного нотариата. Отличительным признаком от нотариатов других стран является разделение нотариусов на классы.

Надо отметить, что государство в лице органов юстиции обеспечивается высокий контроль при повышении класса нотариусов. Все это обеспечило наличие в Турции нотариуса, состоящего  из высококвалифицированных нотариусов.  Нотариат Турции, пройдя долгий путь развития, является на сегодняшний день эффективным правовым институтом по защите прав и  законных интересов физических и  юридических лиц. 

 

Список литературы:
1. Ahmed AKGÜNDÜZ, “İslam Hukukunun Osmanlı Devleti’nde Tatbiki: Şer’iye Mahkemeleri ve Şer’iye Sicilleri”, İslam Hukuku Araştırmaları Dergisi, Sayı: 14, 2009, s. 21-23; Süleyman KAYA, “Mahkeme Kayıtlarının Kılavuzu: Sakk Mecmuaları”, Türkiye Araştırmaları Literatür Dergisi, C: 3, S: 5, 2005, s. 379-382, Seda ÖRSTEN ESİRGEN, ‘’ OSMANLIDAN CUMHURİYETE NOTERLİĞİN GELİŞİMİ’’,  II. Türk Hukuku Tarihi Kongresi Bildiriler,i 2016 Aralık, C.II, s.52.
2. BERKİ, Ali Himmet, Büyük Türk Hükümdarı İstanbul Fatihi Sultan Mehmet Han ve Adalet Hayatı, Türkiye Adalet Akademisi Yayınlarında Birinci Baskı , Ekim 2020, s.35-36.
3. Dersaadet Ticaret Deavi Kalemi Nizamnamesi, Düstur, I. Tertip, C. I, s. 814-822.
4. Ekrem Buğra EKİNCİ, Tanzimat ve Sonrası Osmanlı Mahkemeleri, İstanbul, Arı Sanat Kitabevi, 2004, s. 231, Seda ÖRSTEN ESİRGEN, s.53.
5. Katib-i Adl Kanun-ı Muvakkati, md. 3, 36. Düstur, II. Tertip, C. V, s. 843, 850.
6. Katib-i Adl Kanun-ı Muvakkati,  Düstur, II. Tertip, C. V, s. 845.
7. Katib-i Adl Kanununun ve Muaddel Bazı Maddelerinin Tadili Hakkında Kanun, 1402 sayılı , Düstur, III. Tertip, C. 10, s. 490. RG.12 Mart 1929.
8. КОРАН, перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, под редакцией Мухаммад Саид Аль-Рошд, издание десятое, Аль Фаджир Аль Ислами, Дамаск, 1428-2007, с.799.
9. Mukavelat Muharrirleri Nizamnamesi Düstür, I. Tertip, C.4, s.338.
10. Noter Kanunu No: 3456 Kabul tarihi: 15/6/1938/Закон о нотариате Турции от 13 июня 1938 года, С.25, https://www.resmigazete.gov.tr/arsiv/3945.pdf
11. Noterlik Kanunu No 1512 Kabul Tarihi : 18/1/1972, Yayımlandığı Resmî Gazete : Tarih : 5/2/1972 Sayı : 14090/ Закон о нотариате Турции от 18.01.1972 года, опубликованного в официальной газете 05.02.1972 года, с.59, https://www.mevzuat.gov.tr/mevzuatmetin/1.5.1512.pdf.
12. Ticaret ve Deavi Kalemi Nizamnamesi, Düstür, I. Tertip, C.1,стр. 826.
13. Ticaret-i Bahriye Deavi Kalemi Nizamnamesi, Düstur, I. Tertip, C. I, s. 823-824.
14. Seda ÖRSTEN ESİRGEN, OSMANLIDAN CUMHURİYETE NOTERLİĞİN GELİŞİMİ, Материалы Конгресса по истории турецкого права, с.49-86, //https://cdn.istanbul.edu.tr/FileHandler2.ashx?f=osmanlidan-cumhuriyete-noterligin-gelisimi_seda-orsten-esirgen.pdf.
15. ULUKAPI, Ö. Nöterlik Mesleği Noterlik Hak ve Yükümlülükleri, 2 Baskı, Konya 2010, s.31// https://cdn.istanbul.edu.tr/FileHandler2.ashx?f=osmanlidan-cumhuriyete-noterligin-gelisimi_seda-orsten-esirgen.pdf.
16. ULUKAPI, Ö., ATALI, Murat, Noterlik Hukuku ,Mimoza, 2013,401.
17. Fahrettin ATAR, “Noter”, Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi, C. 33, 2007, s.210.