Статья:

Разработка механизмов эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с национально-культурными объединениями

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Гриценко Н.В. Разработка механизмов эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с национально-культурными объединениями // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 31-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка механизмов эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с национально-культурными объединениями

Гриценко Надежда Вячеславовна
магистрант, Северо-Западный институт управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» - СЗИУ РАНХиГС, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Development of mechanisms of effective interaction of executive authorities of the Volgograd region with national and cultural associations

 

Nadezhda Gritsenko

Graduate student at the North-West Institute of Management branch of RANEPA, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье освящен феномен «национально-культурная автономия». На основе анализа деятельности этнических объединений на примере Волгоградской области рассмотрены содержание и направление взаимодействия национально-культурных объединений с органами исполнительной власти. Предложенные в работе механизмы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с национально-культурными объединениями позволяют решить проблемы существующего механизма их взаимо­действия.

Abstract. Article is devoted to "national and cultural autonomy". On the basis of the analysis of activity of ethnic associations on the example of the maintenance of the Volgograd region the directions of interaction of national and cultural ties with executive power are considered. Mechanisms of effective interaction of executive power of the Volgograd region offered in work with national and cultural associations allow to solve problems with the existing mechanism of their interaction.

 

Ключевые слова: национально-культурные автономии; межэтни­ческие отношения; национально-культурные объединения; органы исполнительной власти; механизмы взаимодействия.

Keywords: national and cultural autonomies; interethnic relations; national and cultural associations; executive authorities; interaction mechanisms. 

 

Вопрос взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объединениями является одним из акту­альных на сегодняшний день. Современная социально-политическая обстановка в Российской Федерации, а также межнациональные отношения в мире определили важнейшую задачу – разработать механизмы эффективного взаимодействия органов власти с национально-культурными объединениями. Под термином «национально-культурные объединения» будем понимать национально-культурные автономии.

Национально-культурную автономию принято считать одной из форм проявления общественной активности, которая призвана обеспечивать взаимодействие между гражданами и органами власти. Её деятельность регулируется ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии». Согласно федеральному закону, под национально-культурной автономией понимают форму национально-культурного самоопределения, представляющую собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [9].

Другими словами, национально-культурная автономия – это форма выражения коллективной воли части многонационального государства, поэтому её можно рассматривать как элемент форми­рующегося гражданского российского общества.

В настоящее время данная форма общественных объединений является связующим звеном во взаимодействии граждан различных конфессий с органами власти. Так, например, А.З. Сулейманов отмечает, что «национально-культурные автономии берут на себя роль объектив­ных критиков недостатков государственной системы, роль связующего звена между обществом и государством» [6; с. 154]. Таким образом, ввиду тесного и постоянного контакта органов власти с нацио­нальными объединениями целесообразно разработать механизмы их эффективного взаимодействия.

На территории Российской Федерации находится множество городов с полиэтническим составом населения. Ярким примером является Волгоградская область. Она отличается полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, что накладывает отпечаток на межнациональные отношения в области [8]. В связи с этим, возрастает общественная потребность в осуществлении продуманной, сбалансированной политики в области управления этнокультурным разнообразием населения города-героя Волгограда [3, с. 22]. Однако, реализация национально-этнической политики Волгограда невозможна без участия национальных общественных организаций. Исходя из этого, считаем целесообразным:

1. Рассмотреть деятельность субъектов федеративного государства по взаимодействию органов государственной власти с национально-культурными объединениями.

2. Провести анализ существующего механизма взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объеди­нениями Волгоградской области, что позволит выявить особенности, недостатки, динамичность, а также эффективность их совместного функционирования.

3. Изучить проблемы существующего механизма взаимо­действия органов исполнительной власти с национально-культурными объединениями.

4. Разработать механизмы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти с национально-культурными объединениями Волгоградской области.

Продуктивность национально-культурных объединений опреде­ляется, прежде всего, тем, насколько они могут выразить интересы той или иной этнической группы, донести их до сведения органов государственной власти и правоохранительных структур и т. д. Именно реально действующие национально-культурные общественные объединения способны содействовать поддержанию межнационального согласия и формированию межэтнической толерантности.

На основе анализа научной и научно-публицистической литературы, периодической печати, а так же электронных ресурсов сети интернет, выявлено, что на сегодняшний день наиболее активное влияние на гармонизацию сферы межэтнических отношений в Волгоградской области оказывает областная общественная организация развития культуры «Дом дружбы». Данная организация представляет собой активную группу представителей большинства национальных общин Волгограда. В состав данной группы входят русские, украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы, удины, осетины, корейцы, дагестанцы и др. «Дом Дружбы» является связующим звеном, способствующим гармонизации межнациональных отношений в русле формирования гражданской идентичности – нахождения общих наднациональных ценностей [4].

Вопросами межнациональных отношений занимается комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Структурным подразделением данного комитета является отдел по реализации государственной политики и межнациональных отношений. Отдел осуществляет деятельность во взаимодействии с терри­ториальными органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления Волгоградской области, национально-культурными автономиями, национальными обществен­ными объединениями, организациями и гражданами. Отдел занимается разработкой различных мероприятий в сфере государственной национальной политики, проведением мониторинга состояния меж­этнических отношений, а также разработкой проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Волгоградской области. Одной из важнейших задач отдела является содействие деятельности национально-культурных автономий, национальных общественных объединений в рамках законов Российской Федерации и нормативно-правовых актов Волгоградской области [2].

Привалова М.Е., рассматривая национально-культурные объеди­нения как инновационный потенциал региона в современной России [5, с. 138-142], отмечает, что деятельность национально-культурных объединений Волгограда осуществляется в основном в формате этнокультурных мероприятий (проекты, семинары, работа творческих коллективов и т. д.). Кроме того, в регионе слабо проводят мероприятия по адаптации представителей соответствующих наций к окружающей социокультурной среде, защите их прав и свобод, а также развитии сотрудничества с другими национальными общественными объединениями и национально-культурными автономиями. Вместе с тем отмечается, что деятельность национально-культурных объеди­нений региона имеет высокую степень закрытости.

Основными факторами, сдерживающими развитие деятельности национальных общественных объединений, по мнению Приваловой М.Е., являются:

· недостаточная активность в реализации проектной деятель­ности и привлечении финансирования со стороны государства и других грантодающих организаций;

· незаинтересованность молодежи в деятельности организаций;

· недостаточная степень сотрудничества национально-культурных объединений между собой.

Таким образом, для ослабления влияния сдерживающих факторов развития деятельности национальных общественных объединений, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо совместно с институтами гражданского общества способствовать созданию проектов и программ, привлекающих финансирование в общественные организации.

Для решения проблем взаимодействия органов власти и национально-культурных объединений необходимы следующие условия:

1. Наличие общей цели (например, укрепление государственности).

2. Охват наибольшего количества проживающих в городе представителей тех или иных национальностей. Данное условие предполагает выявление формальных и неформальных лидеров. Именно через лидеров информация может передаваться органам исполнительной власти, что способствует выявлению существующих проблем и нахождению путей решения конфликтных ситуаций.

3. Повышение качества публичных услуг государства населению. Данное условие достижимо при достоверном знании органами власти потребностей и интересов населения за счёт выявления интересов общества общественными объединениями.

Исходя из условий, необходимых для решения проблем взаимо­действия органов власти и национально-культурных объединений, можно выделить следующие задачи:

1. Выявление и идентификация интересов этнокультурного сообщества.

2. Представление лидерами сообщества общих национально-культурных интересов перед органами власти.

3. Участие в поиске решения проблем и путей удовлетворения социальных потребностей местных сообществ, а также национальных проектов России.

4. Стимулирование органами власти организации межнациональ­ных фестивалей и праздников.

Исходя из этого, для упрочнения межэтнических отношений, а так же для профилактики напряженности и предотвращения национальных конфликтов в Волгоградской области следует выделить следующие направления деятельности национально-культурных объединений:

· разработка предложений в законы и нормативные акты, программы по проблемам национальных и межэтнических отношений;

· участие в переговорном процессе и подготовка совместных публичных обращений;

· издание специальных выпусков периодической печати;

· учреждение содружеств и районных центров национальных культур;

· участие в межведомственных комиссиях, экспертно-консульта­тивных советах при органах законодательной и исполнительной власти;

· сбор гуманитарной помощи, добровольчество и т. д.

Выполнение национально-культурными объединениями рас­смотренных направлений деятельности позволит не только избежать межнациональных конфликтов, но и упрочнит контакт с органами исполнительной власти Волгоградской области.

Выявленные в ходе исследования задачи и основные направления, позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимо развивать региональное законодательство в области поддержки национально-культурных объединений, а также нормативную регламентацию их деятельности. Так, например, в Волгоградской области целесообразно совершенствовать существующие законы по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объединениями.

Во-вторых, предусмотреть привлечение национально-культурных объединений к разработке программ гармонизации межэтнических отношений на постоянной основе.

В-третьих, осуществлять информационную и методическую поддержку руководителей объединений и председателей этнических советов для осуществления поиска решения проблем и путей удовлетворения социальных потребностей местных сообществ.

Четвертое. Необходимо расширять практику встреч руководителей объединений с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Пятое. С целью стимулирования органами власти организации межнациональных фестивалей и праздников целесообразно разработать дополнительный механизм нормативно-правового регулирования по обеспечению эффективного использования субъектами РФ и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов РФ.

Подводя итог сказанному, исходя из задач по решению проблем взаимодействия органов власти и национально-культурных объеди­нений, а также направлений их деятельности для профилактики напряженности и предотвращения национальных конфликтов, а также для эффективного взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объединениями можно выделить следую­щие механизмы.

1. Механизм реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объединениями.

2. Механизм привлечения национально-культурных объединений к участию в разработке программ гармонизации межэтнических отношений (на постоянной основе).

3. Механизм привлечения финансирования в общественные организации.

4. Механизм проведения встреч руководителей объединений с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Механизм нормативно-правового регулирования по обеспечению эффективного использования субъектами РФ и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов РФ.

6. Механизм реализации информационной и методической поддержки руководителей объединений и председателей этнических советов для осуществления поиска решения проблем и путей удовлетворения социальных потребностей местных сообществ.

7. Механизм социальной поддержки и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, проживающих на территории Волгоградской области.

8. Механизм организационно-технического обеспечения деятель­ности органов государственной власти Волгоградской области и национально-культурных объединений по развитию Национальной электронной библиотеки Волгоградской области.

9. Механизм предупреждения и устранения предпосылок социально-экономических и межнациональных конфликтов, в том числе способствующих совершению террористических актов и формированию региональной социальной базы терроризма.

10. Механизм стимулирования органами власти организации межнациональных фестивалей, праздников и др.

 

Список литературы:
1. Арьков В.В. Приоритетные направления деятельности национально-общественных объединений в процессе формирования гражданской идентичности // Социосфера. – 2013. № 4-1. – С. 194–199.
2. Губернатор и Правительство Волгоградской области. Волгоградские общественные объединения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volganet.ru (Дата обращения: 25.11.17).
3. Дмитриева Т.Н. Национально-культурные автономии – наследие институционализированной этничности или фактор групповой изоляции мигрантов? отклик на статью Е.И. Филипповой «мультикультурализм как политика и как фигура речи» // Право и политика. – 2016. № 9. – С. 1162 1168.
4. Официальный сайт администрации Волгограда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.volgadmin.ru/ru/MPSociety/Culture/NOO.aspx (Дата обращения: 10.11.17).
5. Привалова М.Е. Национально-культурные объединения как инновационный потенциал региона в современной России: социологический анализ // Вестник. – 2013. № 2. – С. 138-142.
6. Сулейманов А.З. Роль общественных организаций в формировании национального самосознания // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. № 1. – С. 153-155.
7. Суслов А.А. Этнокультурные меньшинства и власть // Социология города. – 2012. № 1. – С. 21-29.
8. Управление Минюста России по Волгоградской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unro.minjust.ru/NKAs.aspx (Дата обращения: 30.11.17).
9. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" ред. от 04.11.2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 05.10.17).