Статья:

Концепция стратегических нарративов в анализе международных отношений

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.

Выходные данные
Рубцова А.А. Концепция стратегических нарративов в анализе международных отношений // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 25-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концепция стратегических нарративов в анализе международных отношений

Рубцова Антонина Александровна
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

The concept of strategic narratives in the analysis of international relations

 

Antonina Rubtsova

Ph.D. student, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Статья посвящена изучению концепции страте­гических нарративов в современных международных отношениях. Концепция рассмотрена в контексте усиления влияния цифровых медиа на глобальные политические процессы.

Abstract. The article deals with the concept of strategic narratives in current international relations. The concept is scrutinized with regard to the rising influence that modern digital media have upon global political processes.

 

Ключевые слова: цифровые медиа; масс-медиа; международные отношения; концепция стратегических нарративов; Интернет в международных отношениях; Алистер Мискиммон.

Keywords: digital media; mass media; international relations; concept of strategic narratives; Internet in international relations; Alister Miskimmon.

 

В настоящее время цифровые масс-медиа переживают небывалый рост. Подобные тенденции наблюдаются даже в странах с консерва­тивной культурой масс-медиа. Например, в Италии, где главными каналами получения информации долгое время оставались печатные газеты и телевидение, онлайн медиа проходят через фазу подъёма, а доходы печатных медиа уже к 2014 году сократились на 30 % [4]. Одновременно с этим происходит и увеличение числа аудиторий, вовлечённых в их использование. В России количество Интернет-пользователей выросло с 25,4 % до 72,8 % за декаду с 2008 по 2018 год [9].

Кроме того, существенно расширились функции самих медиа-площадок. Ход последних электоральных кампаний по всему показал, что в Интернете и социальных сетях ведётся активная агитация и борьба за голоса избирателей. Так, многие авторы сходятся на том, что президентская кампания Дональда Трампа получила подобный успех благодаря максимально широкому охвату цифровых инструментов и социальных сетей [10]. Другой пример - итальянская политическая партия «Движение 5 звёзд», которая набрала свою популярность благодаря интерактивным цифровым медиа. Анализ блога лидера «Движения 5 звёзд» Беппе Грилло показывает, что он стал третьим наиболее посещаемым блогом в мире и ежедневно привлекал более 5 миллионов посетителей [3, c. 85]. Эти и другие примеры доказывают, что Интернет и социальные медиа расширяют пространство полити­ческих дебатов и трансформируют его в более открытое и доступное измерение.

Однако, акторами в цифровом медиа пространстве выступают не только отдельные политические деятели и партии, но и государства. Они реализуют национальные стратегические интересы с помощью международных медиа площадок, через которые глобально вещают свой нарратив. Влиятельные государства-игроки на международной арене имеют собственные «рупоры» - Al-Jazeera, BBC, France TV, Russia Today, CNN, Press TV Ирана. Выбор каналов информации и повестки не является случайным или абсолютно объективным. Он направлен на выгодное взаимодействие с аудиториями, придание легитимности своим политическим шагам и расширение числа сторонников. Изучение этого вопроса – как политические акторы оказывают влияние друг на друга и на пользователей Интернета по всему миру с помощью новых медиаканалов – представляет главный интерес концепции «стратегических нарративов».

Авторы данной концепции британские учёные Алистер Мискиммон, Бен О’Лоулин и Лаура Розелле говорят, что изучение стратегических нарративов государств позволяет понять их роль и цели в системе международных отношений [7, c. 240]. Сами нарративы, процесс их формирования и способ трансляции в информационное пространство могут объяснить ключевые тенденции развития международных дел.

В основу теории стратегических нарративов легла работа «Сила коммуникаций» испанского социолога Мануэля Кастельса, которая объяс­няет влияние коммуникаций на международные отношения [2, c. 571]. Кастельс писал «сетевом обществе», которое подвергает изменениям все события, происходящие на международной арене и формируют новые типы отношений.

Профессор Лондонского королевского колледжа Лоуренс Фридман также исследовал использование стратегических нарративов. В 2006 году он изучил стратегическое развёртывание нарратива для противодействия противнику в военных конфликтах. В своей работе «Трансформация стратегий» Фридман пишет, что в краткосрочной перспективе нарративы могут структурировать ответы других на развитие событий [5, с. 103]. А в долгосрочной перспективе они позволяют заставить всех – в самой стране и за её пределами – поверить именно данному нарративу, сформировать интересы, идентичность и понять, куда движется развитие международных отношений.

Алистер Мискиммон и его коллеги описывают нарративы как структуры, которые позволяют людям связывать ежедневные события, которые, на первый взгляд, не имеют связи. Нарратив имеет определённую структуру: первоначальная ситуация или определённый порядок, проблема, которая нарушает этот порядок и, наконец, решение проблемы, которое приведёт к его восстановлению. Стратегические нарративы помогают политическим акторам не только распространить своё влияние, но и изменить среду, в которую они вносятся. Алистер Мискиммон, Бен О’Лоулин и Лаура Розелле говорят, что коммуникации и сила являются основой для стратегического нарратива [6, с. 352].

Подобный подход был упомянут ещё в 2011 году в речи аналитика внешней политики США и учёного-политолога Энн-Мари Слотер. Она говорила, что стратегический нарратив Америки должен не только стать историей, которую каждый житель Соединённых Штатов сможет понять и идентифицировать со своей жизнью, но и выйти за пределы национальных границ, заставить другие нации прислушиваться и стараться соответствовать [1].

Идея о том, что нарратив государства может стать примером для подражания других акторов международных отношений соотносится с со знаменитой концепцией мягкой силы [8, c. 208]. Её автор Джозеф Най утверждает, что нарратив США должен быть призван помогать другим странам ориентироваться в мировом порядке, возникшем после Холодной войны. Согласно учению Ная, мягкая сила опирается на искусство быть привлекательным. Таким образом, целью американского нарратива он называет привлечение сторонников и утверждение легитимности ненасильственным путём.

Таким образом, концепция стратегических нарративов включает в себя положения других теорий, но в то же время впервые формулирует связь между масс-медиа в виде современных цифровых онлайн площадок и изменениях в международных отношениях.

Анализ стратегических нарративов, которые передаются через медиасредства, помогает понять, как акторы намеренно влияют на общественное мнение. Не смотря на то, что этот подход появился относительно недавно, ещё не набрал глубокого и всестороннего академического признания и эмпирически не был полномасштабно исследован, он предлагает ценную парадигму для изучения нарративов в современной внешней политике стран и их имиджа на международной арене и в других странах.

 

Список литературы:
1. A National Strategic Narrative. Slaughter, Anna-Marie. Preface. Woodrow Wilson Center [Электронный ресурс] // www.scifun.org URL http://www.scifun.org/Readings/A_National_Strategic_Narrative.pdf (Дата обращения: 08.02.2018).
2. Castells, Manuel. Communication Power. Oxford, New York: Oxford University Press. 2009. – 571 p.
3. Dal Lago, Alessandro. Populismo digitale. La crisi, la rete e la nuova destra. Raffaello Cortina Editore. – 2017. – C. 85
4. Digital News Report. Italy. Reuters Institute for the study of journalism, University of Oxford. [Электронный ресурс] // digitalnewsreport.org URL: http://www.digitalnewsreport.org/survey/2016/italy-2016/#fn-4051-2 (Дата обращения: 08.02.2018).
5. Freedman, Lawrence. The Transformation of Strategic Affairs. The Adelphi Papers. – 2006. – 103 p.
6. Miskimmon, Alister, O’Loughlin, Ben, Roselle, Laura. Forging the World: Strategic Narratives and International Relations. University of Michigan Press. 2017. – 352 p. 
7. Miskimmon, Alister, O’Loughlin, Ben, Roselle, Laura. Strategic Narratives: Communication Power and the New World Order. Abingdon: Routledge. 2013. – 240 p.
8. Nye Joseph S. Soft power: The Means to Success In World Politics. Public Affairs. 2009. – 208 p.
9. Проникновение Интернета в России. Исследование GFK [Электронный ресурс] // gfk.com URL: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (Дата обращения: 08.02.2018).
10. Соловей В.Д. Цифровая мифология и избирательная компания Дональда Трампа // Полис. 2017. №5 [Электронный ресурс] // politstudies.ru URL: http://www.politstudies.ru/article/5310 (Дата обращения: 08.02.2018).