ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И АСЕАН В АТР
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И АСЕАН В АТР
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND ASEAN IN THE ASIA-PACIFIC REGION
Valeriia Bushneva
Student, Moscow State Linguistic University, Russia, Moscow
Аннотация. Интеграционные объединения в настоящее время можно считать главным фактором устойчивости в мировой экономике. Учитывая реалии современного мира, Россия стремится расширить пространство деловых связей, которые не подчиняются давлению США. Развитие отношений России со странами АСЕАН строится, прежде всего, на соблюдении собственных национальных интересов каждой страны. В статье рассматриваются перспективы взаимодействия России и АСЕАН с учетом происходящих в мире событий, дается оценка состояния ресурсов, имеющихся возможностей.
Abstract. Integration associations can now be considered the main factors of stability in the global economy. Given the realities of the modern world, Russia is seeking for expanding the space of business ties that do not obey US pressure. The development of Russia's relations with the ASEAN countries is based, first of all, on the observance of each country's own national interests. The article examines the prospects for cooperation between Russia and ASEAN, taking into account the world`s events, and assesses the state of resources and available opportunities.
Ключевые слова: интеграционные объединения; диалоговое партнерство; национальные интересы; перспективы; взаимодействие.
Keywords: integration associations; dialogue partnership; national interests; prospects; interaction.
Диалоговое партнерство Россия – страны АСЕАН получило развитие с июля 1996 года. Хотя само объединение стран АСЕАН образовалось 8 августа 1967 году в Бангкоке (Таиланд), тогда же и была подписана Декларация АСЕАН (Банкокская декларация).
В принятой в 1967 году декларации АСЕАН изложены цели и задачи, позиции стран-учредителей относительно состава участников Ассоциации. Организация объявлялась открытой для присоединения также и других государств Юго-Восточной Азии, которые разделяют ее цели, принципы и задачи.
АСЕАН — это первое в Юго-Восточной Азии объединение, созданное в целях экономического и культурного взаимодействия по инициативе стран региона и без участия западных стран [1]. Такое свободное развитие АСЕАН продолжается и в настоящее время, несмотря на происходящие изменения в мировом масштабе.
На первом плане экономического сотрудничества России и АСЕАН продвижение своих собственных проектов в области транспорта, энергетики, промышленности, финансов, в гуманитарной сфере (образование, культура) и других перспективных проектов, которые способны в ближайшем будущем, принести прямую долгосрочную выгоду народам всех этих стран.
Модель новых отношений, в основе которых приоритетность собственных национальных интересов, без оглядки на давление могущественных стран, становится мощным конкурентным преимуществом Азиатско-Тихоокеанского региона. Лидерство АСЕАН на мировой арене определяется его открытостью, нацеленностью на конкретный результат.
Взаимное сотрудничество стран АСЕАН и России построено на системе так называемых «диалогов» или «диалоговых партнерств» [7]. Существуют институты многостороннего сотрудничества, которые призваны стимулировать развитие диалога между деловыми кругами.
В рамках экономического сотрудничества ежегодно проводятся консультации министров экономики Россия – АСЕАН. Впервые консультации проводились в 2010 году, с тех пор это стало деловой традицией АСЕАН.
Кроме того, при участии Торгово-промышленной палаты России в 1998 году был создан Деловой совет Россия – АСЕАН, основная роль которого выражается в оказании помощи деловым кругам России и стран АСЕАН в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Однако, несмотря на значительное число структурных организаций, призванных направлять и решать возникающие проблемы на пути сотрудничества Российской стороны и стран АСЕАН, количество нерешенных вопросов не заканчивается.
Наличие механизма диалогового партнерства Россия – АСЕАН, в который входят следующие структуры: Совещание старших должностных лиц Россия – АСЕАН, Совместный комитет сотрудничества Россия – АСЕАН, Совместный планово-распорядительный комитет Россия – АСЕАН, Финансовый фонд диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Деловой совет Россия – АСЕАН, Рабочая группа Россия – АСЕАН по научно-технологическому сотрудничеству и постминистерские конференции [9], также не гарантирует его 100 % эффективности, поскольку сопровождается длительным процессом согласования проектов.
Среди проблемных зон экономического сотрудничества России и АСЕАН к сожаленью остаются дальность месторасположения России, недостаточно развитая транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке и его слабая интеграция в логистическую сеть Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сегодня крупные российские компании, относящиеся к топливно-энергетическому комплексу, имеют все основания стать гарантом обеспечения энергетической стабильности и безопасности азиатско-тихоокеанском регионе, хотя их участие в проектах стран АСЕАН пока очень ограничено.
Однако существуют возможности для участия российской стороны принимать активное участие в разведке полезных ископаемых, энергоресурсов, и освоении нефтяных и газовых месторождений, так и быть активными участниками крупных инфраструктурных проектов, включая проекты по расширению использования СПГ, проекты использования атомной энергетики в регионе, гидроэнергетики, включая возобновляемые источники энергии. Не исключается возможное участие российских разработчиков и в других совместных проектах интеграции.
На деловом инвестиционном саммите АСЕАН 4 сентября 2023 года в Джакарте предложенная Россией концепция платформы коллективной энергетической безопасности вызвала большой интерес у всех стран АСЕАН.
Платформа коллективной энергетической безопасности России и стран АСЕАН предполагает выработку совместной стратегии с перспективой на ближайшие 30 лет. Ее основное назначение поддерживать программы углеродной нейтральности и альтернативных источников энергии (атомной, водородной и солнечной). Кроме того, платформа коллективной энергетической безопасности способна предоставить российским энергетическим кампаниям доступ к дополнительному экономически-ориентированному рынку в размере 170 миллиардов американских долларов в год [5].
В соответствии с данными 7-го Энергетического обзора АСЕАН до 2050 года вместе с ростом экономики и промышленности государств АСЕАН произойдет существенное увеличение потребления энергетических ресурсов.
Согласно базовому сценарию документа масштабы потребления энергии в странах АСЕАН к 2050 году увеличатся практически в трое, драйверами роста станут такие сектора, как промышленность, транспорт и ЖКХ. Россия готова к обмену опытом и содействовать развитию энергетического сектора стран-членов АСЕАН [12].
В 2022 году Россия смогла достичь договоренности об использовании атомной энергетики в регионе, на Филиппинах и результатом стало подписание соглашений о строительстве АЭС малой мощности, с Мьянмой было заключено такое соглашение в 2023 году.
Возведение АЭС с малой мощностью в зоне АСЕАН, которые продвигает Росатом, является оптимальным вариантом решением для данного региона, поскольку такие станции учитывают все возможности развития неблагоприятных событий (от землетрясения до тайфунов). Маломощные АЭС специально спроектированы для сейсмически опасных районов, где нет возможности для строительства крупных АЭС.
В 2022 году Россия также представила на рассмотрение Индонезии проект. Главное преимущество плавучей атомной электростанции состоит в экологически чистом производстве энергии: для работы реакторных установок плавучих АЭС используется минимальное количество дизельного топлива, которое не дает значительных выбросов с вредной концентрацией.
Выгода использования плавучих АЭС очевидна, поскольку они используются там, где возникает их потребность и их быстрая мобильность, перемещение, возможность выдвигаться в районы, где отсутствуют риски природных катаклизмов, безопасное нахождение даже в сейсмически неустойчивых зонах.
В начале 2023 года правительство Индонезии признало существенные выгоды данного проекта для страны, что дает надежду о расширении возможностей энергетического сотрудничества между Россией и Индонезией.
Российское сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии предполагает взаимодействие в таких отраслях как атомная энергия, строительство АЭС различных видов в зависимости от сейсмичности региона, подготовка кадров, развитие ядерной и информационной безопасности, автоматизированные системы управления, а также альтернативную энергетику.
Развитие атомной энергетики – это одно из развитых направлений российской экономики и возможности использования передовых технологий энергетики в Юго-Восточной Азии является одним из способов повышения собственной конкурентоспособности на мировом рынке, где есть участники из других крупных развитых стран, включая США, Францию, Республику Корея [3].
Для России продовольственная безопасность входит в понятие национальной безопасности. АСЕАН производит больший объем необходимого продовольствия, поэтому есть возможности для экспорта в другие страны.
В экспортной структуре России, определенной для стран АСЕАН в качестве основных выступают зерновые культуры, мясо птицы и пищевые субпродукты, мороженая рыба, табак и табачные изделия, подсолнечное и соевое масла. Из стран АСЕАН в Россию импорт представлен несколькими видами тропических масел, кофе, чая, пряностей, присутствуют какао-продукты, переработанные овощи и фрукты (консервы).
В таблице 1 представлена динамика товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия АСЕАН и России за 2014 – 2022 годы.
Таблица 1.
Динамика товарооборота сельскохозяйственной продукции и продовольствия АСЕАН и России за 2014-2022, тыс. долларов США [13]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Экспорт |
2223,2 |
1531,7 |
1633,1 |
2349,6 |
3352,8 |
5150,3 |
6675,1 |
7750,3 |
5918,8 |
Импорт |
4375,2 |
5265,9 |
4507,1 |
3097,9 |
0 |
3590,2 |
1125,7 |
2128,9 |
3787,3 |
Оборот |
6598,4 |
6797,6 |
6140,2 |
5447,5 |
3352,8 |
8740,5 |
7800,8 |
9879,2 |
9706,1 |
Представленные данные в таблице 1 показывают, что доля импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия АСЕАН значительно превышает долю экспорта до 2018 года, с 2018 года доля экспорта начинает расти и становится больше импорта.
За последнее время сотрудничество России со странами АСЕАН приобрело большую подвижность. В начале года, а именно 14 февраля 2023 года под председательством РФ состоялась первая встреча министров России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по науке, технологиям и инновациям. Проведение встречи проходило в онлайн-формате. За последние 26 лет научно-техническое взаимодействие РФ и АСЕАН впервые ознаменовалось мероприятием в таком формате и получило столь высокую оценку.
Прошедший 2022 год по инициативе российской стороны был объявлен Годом научно-технического сотрудничества России и АСЕАН.
В 2022 году странами согласно установленным договоренностям были успешно реализованы 52 инициативы в сфере биотехнологий, обеспечения продовольственной безопасности, сельского хозяйства, использования водных ресурсов, применения современных технологий очистки воды, микроэлектроники, информационных технологий, метеорологии, геофизики, охраны окружающей среды, возобновляемой энергии, космических и ядерных технологий, здравоохранения и социальных наук [4].
Россия традиционно стремится к долгосрочному взаимодействию со странами АСЕАН, а главное – с Малайзией. Заметное место в научно-технологическом сотрудничестве России со странами АСЕАН занимает Малайзия. Нейтральная политика Малайзии создает особую привлекательность для отношений с Россией на фоне обострений с Западом и постоянным вводом санкций против России.
Малайзия со своей стороны также имеет заинтересованность в продвижении собственных интересов, которые выражаются в увеличении объемов импорта сырьевых продуктов, поставок военной авиации из России и экспорта своей продукции.
Научно-технологическое партнерство стран реализуется в рамках деятельности рабочей программы по сотрудничеству России и АСЕАН в технологиях и инновациях. Совместными усилиями сформирован рабочий план по науке и технологическому развитию. Он включает в себя следующие задачи – укрепление сети научных центров, поддержку малого и среднего бизнеса, коммерциализацию научно-технологического достояния.
По итогам 2021 года по данным АСЕАН товарооборот с Россией достиг 19,2 миллиарда долларов США, практически вернувшись на уровень 2013–2014 годов. Инвестиционное сотрудничество носило ограниченный характер и здесь большую активность в этом плане проявляли страны АСЕАН, нежели Россия.
Влияние западных санкций сказалось на реализации целого ряда международных проектов со странами АСЕАН.
В таблице 2 представлена динамика товарооборота АСЕАН и России за 2014 – 2022 годы.
Таблица 2.
Динамика товарооборота АСЕАН и России за 2014-2022, млн. долларов США [2]
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Экспорт |
5414,4 |
4268,9 |
4782,1 |
5865,8 |
5959,4 |
6103 |
5988,3 |
7337,5 |
4348,9 |
Импорт |
17156,7 |
9700 |
7174,5 |
10882,4 |
1400,5 |
12094,9 |
8108,2 |
10820,4 |
11102,5 |
Оборот |
22571,1 |
13968,9 |
11956,6 |
16748,2 |
7359,9 |
18197,9 |
14096,5 |
18157,9 |
15451,4 |
Как видно из представленных данных в таблице 2 величина товарооборота между АСЕАН и Россией неустойчива.
По итогам 2022 г. двусторонний товарооборот России и Индонезии вырос на 40% и составил $3,3 млрд [11]. Товарооборот России со странами АСЕАН растет, он превысил в 2022 году 22 млрд долл.
На рисунке 1 представлен топ – 10 товаров, экспортируемых из АСЕАН в Россию за 2020–2021 годы.
Рисунок 1. Топ - 10 товаров, экспортируемых из АСЕАН в Россию за 2020-2021 годы [2]
Как видно из данных рисунка 1 в первую десятку экспорта АСЕАН входит продукция промышленного назначения, из продовольствия выделяется только кофе с долей в 3,2 % в 2020 году и 2,5 % в 2021 году (снижение поставок кофе).
Далее на рисунке 2 представлен топ–10 товаров, импортируемых в АСЕАН из России за 2020–2021 годы.
Рисунок 2. Топ - 10 товаров, импортируемых в АСЕАН из России за 2020-2021 годы [2]
Стоит отметить, что в сфере торговли сельхозпродукцией отношения России и АСЕАН развиваются без особой динамики, нет роста и падения, но потенциал развития торговых связей сохраняется. К тому же страны АСЕАН при необходимости могут покупать сельскохозяйственную продукцию в США, Канаде и других странах, поскольку торговые связи с крупными промышленными странами продолжают сохраняться и АСЕАН не имеет планов их прекращать, то есть для АСЕАН не столь важно, где покупать продовольствие.
Одним из ключевых механизмов многостороннего торгово-инвестиционного взаимодействия между странами является реализацию совместных проектов, финансируемых из Финансового фонда Диалогового партнерства Россия – АСЕАН.
Сотрудничество в сфере образования с государствами ЮВА опирается на давние традиции, при этом очень внимательно принимаются все происходящие изменения в соответствии с требованиями времени.
Широко отмечается роль дальневосточных вузов, в укреплении экономических связей, сегодня Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), ведет подготовку квалифицированных кадров, востребованных на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
ДВФУ сегодня широко известен на различных образовательных порталах. Позиция Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) с 2017 года поднялась почти на 200 пунктов в международном рейтинге QS World University Ranking (QS WUR).
За несколько лет дальневосточный вуз провел масштабную оцифровку образовательного процесса, значительно расширился и полнился пакет образовательных программ, увеличилась величина финансовой поддержки как со стороны государства , так и частных лиц.
На фоне сближения России со странами АСЕАН отмечается растущий интерес к российскому образованию, а также к научным и образовательным возможностям российских вузов со стороны юго-восточных соседей - Республики Корея, Японии, Китая и Вьетнама.
Научное и инновационное сотрудничество стран-участников АСЕАН и России рассматривает долгосрочные варианты взаимодействия. Сфера образования вносит свой вклад, на базе обмена студенческого опыта рождаются новые идеи и направления для дальнейшего творчества и исследований [10].
Важным элементом сотрудничества Делового совета Россия — АСЕАН и Дальневосточного федерального университета стало открытие филиала вуза в Мьянме. Ему отводится роль драйвера экономического развития наиболее перспективных областей совместного бизнеса в таких сферах как IT, фармация, логистика, экология и переработка отходов, сельское и рыбное хозяйства [6].
Филиал Дальневосточного федерального университета – это первый российский и единственный иностранный вуз в Мьянме. В планах вуза подготовка специалистов в области IT и медицины, пропускная способность которого гарантирует обучение около 1000 студентов в год. При этом стажировка и практика для студентов из Мьянмы предоставляется также и во Владивостоке в ДВФУ.
Сейчас Россия полностью отключена от международной платежной системы SWIFT, но является обладательницей своей собственной системы электронных сообщений Банка России, которая практически заменила все функции SWIFT. Эта система доступна и для банков других стран. Поэтому для любого банка стран АСЕАН, который участвует в торговых отношениях с Россией, созданы все возможности для участия в сделках. Создание специальных банков, которые будут работать только в национальных валютах, дает возможность независимости от ввода любых санкций Запада.
Кроме того, есть договоренность, что с октября 2023 года в Мьянме начнут принимать карты российской платежной системы «Мир». В настоящее время Россия и АСЕАН взяли курс на дедолларизацию расчетов при финансировании совместных проектов.
Число внешнеторговых сделок в рублях между Россией и странами АСЕАН в 2022 году по отношению к 2021 году выросло в три раза, до 40 % от всех операций [8].
Сейчас можно сделать вывод, что в отношениях России и АСЕАН существует большой арсенал нераскрытых возможностей. Сейчас доля России во внешнеторговом обороте стран АСЕАН составляет очень незначительную долю, которая даже меньше 1 процента. Но потенциал есть — в частности, в сфере сельского хозяйства и продуктов питания. России есть, что предложить странам АСЕАН и в первую очередь это достижения в области цифровизации.
Россия имеет возможности для наращивания экспортных поставок в страны АСЕАН сельскохозяйственных удобрений, металлов, энергоресурсов и халяльной продовольственной продукции. В качестве импорта из стран АСЕАН Россия готова закупать одежду, современную электронику и продукцию тропического земледелия.