Статья:

Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Елгина Н.О., Кузьмина Д.К. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 49-55.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями

Елгина Наталья Олеговна
студент Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ), РФ, г. Томск
Кузьмина Дарья Константиновна
студент Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ), РФ, г. Томск

 

При осуществлении полномочий судебными приставами-исполнителями практически на всех стадиях исполнительного произ­водства допускаются многочисленные нарушения законодательства, прав и законных интересов участников исполнительного производства. Так, например, к наиболее распространенным из них относятся: несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств, несоблюдение порядка наложения ареста на имущество должников, в том числе нарушение требований ст. 59 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой при совершении определенных исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения обязательно участие понятых. В нарушение норм ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» выносятся необоснованные постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства при отсутствии законных оснований или производится возвращение исполнительных документов без принятия решения о возбуждении или отказа в возбуждении исполнительного производства.

Кроме того, судебными приставами-исполнителями при совер­шении исполнительных действий допускается волокита и длительное бездействие, распространено нарушение установленного в ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» срока исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. Значительное количество нарушений допускается судебными приставами-исполнителями при совершении исполнительных действий, связанных с наложением ареста на имущество должника, изъятия этого имущества, его хранения и реализации. Нередко допускаются ошибки при оформлении процес­суальных документов, искажающих достоверность отраженных в них сведений. Вышеперечисленные нарушения, в свою очередь, негативно влияют на исполнение судебных решений и актов иных уполномоченных органов.

Российская прокуратура на протяжении всей истории своего существования осуществляла правозащитную деятельность, реализуя в надзорных органах свои полномочия [5, с. 193].

Надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями обязан своим появлением принятием двух законо­дательных актов - Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 199-ФЗ «Об исполнительном производстве», который утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Несмотря на то, что статья 19 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» закрепляла, что «надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры», законодательное подтверждение деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами нашло лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которым п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» был дополнен словами «надзор за исполнением законов судебными приставами».

В настоящее время порядок осуществления надзора за деятель­ностью судебных приставов закреплен в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об орга­низации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Сущность данной отрасли прокурорского надзора состоит в том, чтобы с помощью методов и средств прокурорского реагирования обеспечить законность деятельности судебных приставов, своевремен­ность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства граждан, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для сущест­вования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Методика прокурорской проверки соблюдения законности судебными приставами-исполнителями включает в себя подготови­тельные мероприятия, непосредственное осуществление проверочных действий в службе судебных приставов субъекта Российской Федерации и ее территориальных подразделениях, анализ результатов проверки, принятие решения о применении актов прокурорского реагирования [6, c. 10]. Основанием для организации проверок в отношении судебных приставов-исполнителей при исполнении ими судебных решений и иных юрисдикционных актов является в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» посту­пившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, - обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации, а также другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий [7, с. 55].

В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при выявлении фактов нарушения законодательства вправе и обязан принимать меры прокурорского реагирования. Приносить протесты на противоречащие ФЗ «Об исполнительном производстве» процессуальные документы судебных приставов-исполнителей, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона, допущен­ных в ходе исполнительного производства, выносить предостережения в целях предупреждения правонарушений, а также возбуждать административное производство в отношении судебного пристава и иного должностного лица, допустившего нарушение закона, посредством вынесения мотивированного постановления.

Представления об устранении выявленных нарушений законода­тельства об исполнительном производстве вносятся Главному судебному приставу Российской Федерации или Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации. В случае выявления нарушений закона, допущенных в ходе исполнительного производства, не связанных с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных нарушений старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразде­ление судебных приставов, либо службу судебных приставов субъекта Российской Федерации, а также поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Эффективной мерой прокурорского реагирования на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей являются протесты. Условием эффективности принятия этой меры реагирования является своевременность ее применения, протест должен быть рассмотрен не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления главному судебному приставу Российской Федерации или главному судебному приставу субъекта Российской Федерации. В исключительных случаях, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Однако, по мнению Г.Г. Непеина [7, с. 56], правомерность принятия такой меры реагирования является очень спорной, поскольку ни в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполни­тельном производстве», ни в ранее действовавшем ФЗ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», такая мера реагирования не предусмотрена. Кроме того, в законодательстве об исполнительном производстве прокурор не назван среди лиц, по инициативе которых воз­можно опротестование постановлений судебного пристава-исполнителя. Обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя в соответ­ствии со ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут стороны исполнительного производства и иные лица, чьи права и интересы нарушены. Т.Г. Воеводина отмечает также такую проблему, как отсутствие в действующем законодательстве об исполнительном производстве положений, представляющих право Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации и старшему судебному приставу районного подразделения Службы судебных приставов отменять незаконные решения, постановления, действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности. Поскольку ни Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, ни старший судебный пристав районного подразделения Службы судебных приставов указанными полномочиями не наделены, протест прокурора, прине­сенный на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, может не дать желаемого результата. И прокурор вынужден обращаться в суд с заявлением в процессуальном порядке [6, c. 26]. По указанной причине процент опротестования прокурорами постановлений судебных приставов-исполнителей крайне низок.

В целях устранения указанных пробелов законодательства вышеназванные авторы предлагают внести изменения в гражданское процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве. Г.Г. Непеин предлагает дополнить ФЗ «Об исполнитель­ном производстве» статьей, предоставляющей прокурору полномочия по обжалованию постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц ФССП РФ, их действий (бездействия), а также внести изменения в ч. 1ст. 441 ГПК РФ, наделив прокурора правом оспаривать в судебном порядке вышеуказанные акты долж­ностных лиц ФССП РФ [7, с. 57]. По мнению авторов данной статьи, внесение соответствующих изменений окажет положительное влияние на эффективность прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей при исполнении ими судебных и иных юрисдикционных актов, а также обеспечит соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Исполнительный процесс состоит из большого числа действий и решений. На каждой стадии исполнительного производства судебными приставами-исполнителями возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур. Этому способствует и количество исполнительных производств в работе судебных приставов-исполнителей, и недостаточная профессиональная квалификация, и кадровая нестабильность. В этой связи, по мнению Ю.А. Бочеверовой, органами прокуратуры следует разработать и применять на практике различные формы осуществления надзорных функций. Среди них, в том числе такие, как выезды с проведением тематических и комплексных проверок, оказание практической помощи. В целях повышения эффективности проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий, Бочеверова Ю.А., предлагает разработать и отправить на места прокурорам учебные и методические пособия и рекомендации по организации работы и надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей [5, с. 194].

По мнению Трошиной Н.В., в настоящее время имеется потребность в частных методиках, под которыми она понимает совокупность приемов и методов, применяемых прокурорами для выявления, устранения и предупреждения нарушений конкретного закона или группы однородных законов, способствующих им обстоятельств на конкретном объекте (в органе) [8, с. 47]. Речь идет о таких частных методиках, как «Методика проведения проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями при наложении ареста на имущество», или «Методика проведения проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями при реализации арестованного имущества», и других. Указанные выше методики должны включать в себя обязательное определение необходимых для осуществления надзора законодательных и иных нормативных актов. Таких как: руководящие указания Генерального прокурора Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур в части предмета проверки исполнения законодательства об исполнительном производстве, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность проверяемых органов, ведомственные акты. Разработка данных методических рекомендаций, по мнению авторов, должна оказать положительное влияние на деятельность прокурорских работников, в части наиболее полной ее регламентации, а также повысить качество прокурорской деятельности по успешному решению задач обеспечения законности и правопорядка.

Как было отмечено выше, процесс осуществления судебными приставами-исполнителями исполнительного производства, состоит из множества действий и решений. В связи с большой загруженностью, кадровой нестабильностью, недостаточной профессиональной квали­фикацией судебными приставами-исполнителями допускаются много­численные нарушения законодательства, а вместе с тем прав и законных интересов участников исполнительного производства. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения. Проку­рорский надзор способствует также обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению судебных решений и актов судебными приставами-исполнителями.

В настоящее время существует потребность в совершенствовании закона «Об исполнительном производстве», его дополнении положе­ниями, позволяющими прокурору приносить протесты на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей, а также внести изменения в гражданское процессуальное законодательство, наделив прокурора правом оспаривать в судебном порядке вышеуказанные акты должностных лиц. Данные изменения усилят эффективность проку­рорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей, а также окажут положительное влияние на предупреждение возможных нарушений законодательства об исполнительном производстве долж­ностными лицами.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция).
4. Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
5. Бочеверова Ю.А. Отдельные проблемы надзорной деятельности органов прокуратуры за исполнением законодательства об исполнительном производстве // Пробелы в российском законодательстве. 6’2012. Ст. 193-195.
6. Воеводина Т.Г. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: Учебное пособие. СПб. 2004.
7. Непеин Г.Г. О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // КРИМИНАЛИСТЪ. 2017. № 1(20). С. 53-59.
8. Трошина Н.В. Направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // Российский следователь. 2016. № 7. С. 45-48.