Банк как особый многофункциональный субъект права: перспективы становления банковского права
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Банк как особый многофункциональный субъект права: перспективы становления банковского права
Dariia Zhestovskaia
Lawyer, Russia, Saint-Petersburg
St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Автор анализирует свойства и особенности банковского права. По мнению автора, банковское право является комплексной отраслью права, выделяемой на основе особого субъекта – банка. В работе исследуется увеличение роли банков в правовой системе через развитие законодательства, наделяющего банки публично-правовыми обязанностями. Автор приходит к выводу, что все изменения в правовом регулировании банковской деятельности должны быть заранее спланированы и детально проработаны.
Abstract. The author analyzes the properties and features of the banking law. According to the author, banking law is a complex branch of law, which has a special subject - the bank. The paper explores the increasing role of banks in the legal system through the development of legislation that gives banks public-law responsibilities. The author comes to the conclusion that all changes in the legal regulation of banking activities should be pre-planned and thoroughly worked out.
Ключевые слова: банки; банковское право; публично-правовые обязанности.
Keywords: banks; banking law; public-law responsibilities.
Банки занимают особое место в экономике любой страны. Развитие кредитования, увеличение финансовых потоков заставляет исследовать отношения с участием банков не только как предмет экономического анализа, но и как предмет специального правового регулирования.
Само понятие «банковское право» позволяет прийти к выводу, что отношения, входящие в этот комплекс правовых норм, выделяются по признаку субъекта. Банковское право регулирует отношения с участием банков. При этом важно отметить, что банки вступают в отношения как друг с другом, так и с Центральным банком, с государственными органами, с частными субъектами, а также с иностранными банками и иными иностранными структурами. Такой широкий круг субъектов, с которыми взаимодействуют банки, позволяет говорить о том, что банковское право охватывает значительную сферу общественных отношений и в связи с этим может выделяться как отдельная отрасль, имеющая собственный предмет [1, с. 30]. Разный характер субъектов, с которыми банки вступают в правоотношения, позволяет говорить о том, что правовое регулирование этих отношений будет основано на разных методах и принципах. Если отношения банков с Центральным банком и государственными органами в основном будут основаны на принципе субординации и методе императивности, то отношения банков с частными субъектами будут основаны на принципе равенства и методе диспозитивности.
Сказанное позволяет говорить о том, что важной особенностью банковского права является комплексный характер отрасли [2, с. 53]. Банковское право включает в себя разные по характеру правовые нормы: гражданско-правовые, административно-правовые и иные нормы.
Предметом гражданско-правового регулирования являются отношения банков с частными субъектами. Данное правовое регулирование содержится в Гражданском Кодексе РФ, в частности в главе 44 «Банковский вклад», главе 45 «Банковский счет».
Предметом публично-правового регулирования, которое включает административно-правовое, являются отношения банков с Центральным банком, а также с государственными органами. Правовое регулирование данных отношений содержится, в частности, в ФЗ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Особую роль в правовом регулировании данных отношений играют акты Центрального банка. Такой источник права, как акты Центрального банка, является специфичным источником права, характерным только для банковского права, что подчеркивает его выделение из других отраслей.
При этом стоит отметить, что банки играют особую роль и в налоговом праве, выполняя публично-правовую обязанность по перечислению суммы налога в бюджет.
Одним из главных принципов правового регулирования банковской деятельности должна быть стабильность законодательства. Необходимо учитывать, что основой экономического роста является вовлечение в отношения с банками, в частности, в отношения кредитования, все большее количество экономических субъектов [3, с. 127]. Правовые нормы, которые регулируют эти отношения, должны быть стабильны и доступны для понимания этих субъектов. Это необходимо для того, чтобы вступление в отношения с банками воспринималось субъектами экономики не как риск, а как стандартный способ получения финансирования.
При этом стоит отметить, что право должно позволять опосредовать на основе принципов стабильности и доступности не только базовые экономические операции кредитования, но и более сложные инвестиционные проекты, которые являются основой экономического и научно-технического прогресса.
В то же время правовое регулирование деятельности банков подвергается постепенным изменениям. Это связано с тем, что в современном мире банки воспринимаются как наиболее экономически сильные и стабильные субъекты. Именно банки представляют собой сосредоточение финансов и информации о финансовых потоках. Государство этот фактор учитывает в правовом регулировании и наделяет банки особыми публично-правовыми обязанностями.
Так, наличие у банков информации о финансовых потоках государство использует для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Банки должны контролировать сведения, содержащиеся в расчетных документах, что указано в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В соответствии с п. 6 ст. 7.2 данного ФЗ если у работников кредитной организации, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, такая кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о данной операции.
В 2017 году банки были включены в новый институт автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами, установленный главой 20.1 Налогового Кодекса РФ. В рамках данного института, направленного на борьбу с уклонением от уплаты налогов, банки были наделены особой функцией по анализу и предоставлению в налоговые органы финансовой информации о клиентах, выгодоприобретателях и лицах, прямо или косвенно их контролирующих.
Предметом широкого обсуждения сегодня является роль банков в реформе долевого строительства. В 2017 году Правительством РФ был утвержден план перехода от долевого к проектному финансированию жилищного строительства. Суть реформы заключается в том, что граждане будут предоставлять средства не непосредственно застройщику, а вносить на специальные эскроу-счета в банки, где данные средства будут «заморожены» до окончания строительства. Строительство же осуществляется за счет банковских кредитов и в течение всего срока работ контролируется банком. Данная реформа также связана с восприятием банков как надежных субъектов, имеющих достаточные ресурсы для контроля за движением денежных средств.
Из приведенного анализа логично следует вывод о том, что основной тенденцией банковского права является усложнение отношений с участием банков, наделением банков особыми публично-правовыми обязанностями, связанными с их особой ролью в экономике. Важно отметить, что все изменения должны быть заранее спланированы и детально проработаны, для того чтобы банки могли выполнять все свои функции одинаково эффективно. Многозадачность и многофункциональность банков в правовой системе позволяет говорить о постепенном формировании в российском праве особого, заслуживающего отдельного глубокого изучения комплекса норм, именуемого банковским правом.