Статья:

Проблема ценностей в философии права

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная философия

Выходные данные
Завгороднева Е.В., Завьялова Г.И. Проблема ценностей в философии права // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 27-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема ценностей в философии права

Завгороднева Екатерина Валерьевна
магистрант ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», РФ, г. Оренбург
Завьялова Галина Ивановна
канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», РФ, г. Оренбург

 

The problem of values in the philosophy of law

 

Catherine Zavgorodneva

Postgraduate of FSBEI "Orenburg state University», Russia, Orenburg

Galina Zavyalova

candidate of philosophy, associate Professor, Orenburg state University», Russia, Orenburg

 

Аннотация. Данная работа посвящена рассмотрению проблемы сущности юридических ценностей как составляющей философии права. Право и государство представлены как базовые юридические ценности.

Abstract. This work considers the problem of the essence of legal values as a component of the philosophy of law. Law and the state are presented as basic legal values.

 

Ключевые слова: ценность; юридические ценности; право как ценность; государство как ценность.

Keywords: value; legal values; law as value; state as value.

 

Современная эпоха, названная постмодерном, характеризуется усилением значения аксиологического фактора не только в сфере философского познания мира, но и научного. Наиболее ярко такая тенденция прослеживается в сочетании философии права и обще­теоретической юриспруденции, что выводит нас на качественно новый уровень сущностного постижения права и государства. Продуктом такого взаимодействия является рождение относительно новых направлений и исследований, одним из которых возникает юридическая аксиология, которая, будучи прежде частью науки о ценностях, занимается выяв­лением ценностного содержания явлений юридической природы. Проблемным здесь является, во-первых, уже классический для аксиологии вопрос определения категории «ценность», а во-вторых, определение самих пределов юридической аксиологии, то есть выявление именно чисто юридических ценностей.

Аксиологическая проблематика юридического профиля рассмат­ривается в трудах Н.М. Алексеева, А.А. Бандуры, К.В. Воробья, В.М. Жукова и других. Большинство исследователей обращали свое внимание прежде всего на проблемы ценностного измерения права, сужая при этом пределы юридической аксиологии, оставляя вне поля зрения ценностное измерение государства, а также не выделяя четкой грани между сугубо юридическими ценностями. Итак, целью иссле­дования является анализ определений ключевого для аксиологии категории «ценности» и выделение сферы юридических ценностей.

Ценности занимают очень важное место в жизни человека, именно они характеризуют человеческий образ жизни и выступают ориентирами ее деятельности. Еще со времен неолитической революции начался процесс примитивной дифференциации человеческой деятельности, который продолжается и сегодня, что является причиной все большего усложнения общественных отношений. Стремление к порядку и стабиль­ности стало причиной выделения системы отношений, связанных с организацией и регуляцией общественной жизни, которая потом эволюционировала в отдельную связанную именно с этим сферу - юриспруденция. Начался процесс поиска ее ценностных центров, которыми стали государство и право. Обращение к проблемам аксио­логии в рамках уже современной юридической науки стало следствием активной потери правом и государством своего авторитета. В свою очередь, такая необходимость вылилась в формирование отдельного направления - юридическая аксиология, соответственно, со своими, сугубо юридическими ценностями. При этом признание юридических ценностей как особого вида ценностей так же правомерно, как и признание ценностей этических, эстетических, научных, религиозных, политических и духовных. Классификационным критерием здесь выступает именно сфера человеческой деятельности, которая всегда порождает свои предметные и субъективные ценности. Такая клас­сификация не относится к числу фундаментальных [1, с. 86].

Не смотря на специфичность данного понятия, стоит отметить, что все они являются ценностями, а потому имеют общность и связаны между собой самой этой категорией. Однако в рамках общей как части философии не сложилось единого мнения по поводу этого вопроса. Феномен ценности представляет собой сложное и многогранное обра­зование. Специфика ценностей, их дуалистическая природа и про­тиворечивая сущность является предметом теоретических споров и размышлений философов на протяжении всей истории развития этой проблематики.

В самом широком своем видении проблематику ценностей связывают с работами античных философов (Платон, Аристотель) и их учениями о благе, но традиционно разработку теоретических основ аксиологии ассоциируют именно с именем И. Канта. По словам Н.В. Попова, который исследовал вклад И. Канта в развитие аксиологии, именно он впервые обобщил весь имеющийся опыт практических и теоретических изысканий своих предшественников относительно повседневного и псевдо-теоретичного толкование проблемы ценностей, аргументированно показал связь феномена ценностей с потребностями и возможностями развития общей культуры человечества, ее важней­шими сферами и направлениями освоения природной и социальной среды человека и, вполне уместно повязав функционирование ценностей в социальном бытии с моралью, с этической составляющей практической деятельности человека, что раскрывает их по существу антропологи­ческий характер.

Формирование теории ценностей уже в отдельное направление философии началось во второй половине XIX века и связано с именами представителей так называемой Баденской школы: Г. Лотце, Г. Когена. Мир ценностей для них - это мир должного, а значит все должны стремиться к реализации последних, вся культура или культурная жизнь человечества в целом возможна благодаря ценностям.

Другой подход к проблеме ценностей рассматривают (от Платона до Г.В.Ф. Гегеля и их современных последователей Ф.Г. Брэдли, Дж. Мак-Тагарта и других), в соответствии с которым бытие есть благо, то есть ценность. При этом имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие - объективный разум, идея, смысл бытия в их ценностной значимости. И лишь в начале XX века для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапе ввел уже современный термин «аксиология». Как отмечает Г.П. Вижлецова, «с этого времени уже не остается сколько-нибудь серьезной философии, которая не обозна­чила бы своего отношения к ценностям, их специфики и роли в жизни человека». Действительно, в дальнейшем аксиологическую проблематику активно рассматривали представители различных философских направ­лений: феноменологии, герменевтики, синергетики и других. Каждый из них формировал свое видение, которое определяло сущностные характеристики этой категории. Дискуссионных вопросов здесь оказалось довольно много, но в результате эволюции в аксиологии можно выделить три основных подхода к проблематике понимания ценностей: ценности - это высшие общественные идеалы; это выражение полезности и значимости; это значимость и идеал одновременно.

И. Кант, будучи у истоков этой проблематики, понимал, что нельзя смешивать ценность с тем предметом, объектом, который является ценностью, он указывает на возможность объективности ценностного суждения без признания объективности самих ценностных качеств. Именно в таком ключе наиболее актуальным представляется феномено­логическая трактовка, которую сформировали М. Шелер и Н. Гартман, беря за основу общее учение феноменологии Е. Гуссерля. Так, существо­вание ценностей совсем не зависит от того, чувствуем мы их или нет. Характерной особенностью ценностей является их трансценденталь­ность - автономность относительно исторического пространства и времени. Ценности обладают свойством априорности, поскольку указывают человеку нормы долженствования и оценок.

Во время анализа этой проблематики не могу не обозначить свое отношение к раскрытию ценностей через потребности человека или разных социальных групп. Так, достаточно широко, например, трактует это понятие Н.Неновский: «Ценностями называют все, что вызывает к себе положительное отношение, рассматривается как благо, добро, польза, должное. Они представляют собой цели, к которым стремятся люди и связанные с удовлетворением их потребностей». Ценность права, в свою очередь, он кратко определял как положительную значимость (роль в удовлетворении потребностей субъектов) и признавал возможным определять также термином «полезность права». Достаточно обоснованно отделяет ценности от потребностей Д.А. Леонтьев, утверждая, что потребности вытекают из индивидуального отношения к миру, а цен­ности - из коллективного опыта социальной общности, потребности постоянно меняются; ценности характеризуются относительной статич­ностью, потребности локализованы, так сказать, внутри, а ценности - извне, потребности - «толкают», а ценности «притягивают», потребности связанные с объективными условиями жизни, а ценности - с идеалами (моделями должного). Также акцентируем внимание на том, что понятие «ценность» следует отличать и от понятия «значимость», они соотносятся, но не тождественны. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения, значимость может иметь характер не только ценности, но и антиценности, то есть вреда. Акцентировав внимание на сложности в понимании ценностей и разграничение их со смежными понятиями, перейдем к анализу юридических ценностей.

Развитие аксиологической проблематики в юридической сфере берет свое начало именно с поиска ценностных основ права. Действи­тельно, в таком случае без внимания остается важная составляющая - государство.

Философия права и юридическая наука в целом, включает в предмет своего исследования наряду с правом также и государство как правовое явление правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества. В правовой литературе ставится вопрос, есть ли ценности, которые лежат в основе права, государства и наук, которые их изучают, сугубо юридическими (правовыми) или этическими и тем самым универсальными, поскольку распространяются не только на юридические отношения, но и на все другие сферы общественной жизни. Так, М.М. Алексеев считает спра­ведливость основной правовой ценностью, потому что она представляет собой некоторое объективное идеальное начало, привносит в сознание личности представление о надлежащем порядке. Традиция усматривать в справедливости, равенстве и свободе основополагающие юридические ценности нашла свое отражение в либертарной теории академика В.С. Нерсесянца. По его мнению, справедливость, равенство и свобода - это и есть само право [2, с. 21].

С В.С. Нерсесянцом солидарен и В.А. Четвернин, который считает, что еще Аристотель право не объяснял за справедливость, а наоборот, справедливость через право, и что в Античной Греции и Древнем Риме понятия «права» и «справедливость» практически отождествлялись, то есть существовало только одно юридическое понятие справедли­вости [2, с. 21]. В общем, если речь заходит о рассмотрении ценностей различных сфер, можно вести речь о базовых, постоянных ценностях, релевантных этой сфере деятельности, однако ценности для нее второстепенные, меняющиеся и переходящие. Например, для этической сферы деятельности базовыми ценностями всегда есть благо, справед­ливость, свобода, равенство, любовь, доброта, счастье, благородство, мужество и тому подобное.

Базовые юридические ценности - это, конечно, государство и право и производные от них явления политико-правовой действительности: власть, юридические нормы, формы государства и права, правопорядок, правоотношения, юридический процесс и тому подобное. Привнесен­ными ценностями могут стать любые явления, оцененные сквозь призму этой юридико-властной деятельности [2, с. 21]. Государство и право являются наиболее важными общими юридическими ценностями, необходимыми формами организации общественной жизни, которые призваны обеспечивать и в большинстве случаев обеспечивают, хотя бы в минимальной степени, высшие универсальные ценности: справедли­вость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них. Есть более отдельные ценности, которые охватывают, как правило, не государство и право в целом, а лишь какие-то аспекты, стороны этих сложных явлений (например, правопорядок, правовая норма, конституция и другие). Когда речь идет о универсальных ценностях, которые проявляются во всем, общественной и личной жизни, заложены в сознании человека, они имеют мировоззренческий характер. Значение этих ценностей для государства и права, как и любой другой сферы деятельности и общественных отношений, проявляется в том, что названные ценности лежат (а точнее должны лежать) в их основе. Это критерий оценки государственно-правовых явлений, указание на то, какими должны быть государство и право.

Итак, государство и право в рамках юридической аксиологии предстают самостоятельными и самодостаточными ценностями. Однако при этом значительного внимания во время их оценки заслуживает соответствие обще-этическим ценностям, прежде всего таким, как справедливость, равенство и свобода, будучи универсальными по своей сути и перенесенными в юридическую плоскость, они дают возможность оценить закон и государство сквозь призму права.

Таким образом, правовой закон и правовое государство - это правовые цели-ценности реального закона и государства. Также следует добавить, что проведенный выше анализ развертывания ценностной проблематики указывает на то, что юридическая аксиология в рамках философии права оперирует категорией ценность в трех существенно отличающихся, хоть и взаимосвязанных смыслах: универсальные ценности мировоззренческого и этического характера (справедливость, равенство, свобода и тому подобное); государство и право как самодостаточные ценности; отдельные юридические ценности (правовая норма, прин­ципы права, конституция и тому подобное). Целостная и системно-обоснованная концепция юридической аксиологии находится в процессе формирования, поэтому подобные исследования являются актуальными и требуют дальнейшего углубления.

 

Список литературы:
1. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. – 1996. – № 1. – С. 86-99.
2. Горобец К.В. Аксиосфера права: философский и юридический дискурс: монограф. / К.В. Горобец. – Одесса: Фенікс, 2013. – 218 с.