К вопросу о цифровизации государственного аппарата
Секция: Административное право; административный процесс
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К вопросу о цифровизации государственного аппарата
Аннотация. Цифровая экономика оказывает непосредственное влияние на структуру и содержание государственного управления. Кроме того, совершенствуется система взаимодействия внутри государственного аппарата, а также между всеми субъектами права.
Ключевые слова: государственное управление, цифровая экономика, платформа, электронное правительство, публичная власть.
Механизм государства представляет собой систему государственных органов и организаций, осуществляющих задачи и функции государства. Каждый новый этап развития человечества порождает многочисленные споры по поводу правильной формы организации публичной власти, ее количественном и качественном составе.
На сегодняшний день все большую популярность набирают исследования и разработки, представляющие государства в виде платформы. Наиболее известной из них было представлено Центром стратегических разработок в апреле 2018 года [2]. По мнению авторов, ключевые принципы деятельности платформы:
- Дата-центричность и объективность, что означает переход от существующей системы контроля к постоянному аудиту систем и помощи в предотвращении сбоев;
- Сервисный и процессный подход, который заключается в системе предоставления и реализации государственных услуг на базе единой цифровой платформы хранения данных;
- Гибкость и скорость в принятии решений.
Ключевым аспектом изменений в системе государственного управления является обеспечение единого информационного пространства в работе органов государственной власти, с целью обеспечения прозрачности данной деятельности и исключения ситуации дублирования какой-либо документации в различных государственных учреждениях.
Правовой базой реализации данных положения выступает «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030», утвержденная указом Президента РФ от 9 мая 2017 года [5]. В частности, рассматриваемый акт определяет перечень перспективных технологий, которые должны непосредственно реализовываться и воплощаться в деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Конкретные шаги по воплощению этой задачи делегировано Правительству Российской Федерации.
Помимо этого, по поручению Президента Российской Федерации разработан Системный проект электронного правительства Российской Федерации [3]. Несмотря на нацеленность реализовать безбумажность, интерактивность проект не подразумевает создания единой информационной базы, при сохранении системы разрозненных ведомственных моделей хранения данных, в том числе информационного обмена между государственными органами.
Авторы создания механизма – платформы в числе ключевых рисков отмечают медленное принятие необходимых нормативных актов для реализации основных принципов и целей.
Без правового закрепления возможности принятия государственно-властных предписаний, а также обязанности органов государственной власти передавать все данные в единое хранилище.
Соответствующие изменения должны быть внесены в акты, регламентирующие деятельность государственных органов, и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7].
Важным механизмом правового закрепления является понимание цифровой экономики с точки зрения государственного управления. Н.А. Стефанова и И.В. Сударушкина рассматривают цифровую экономику с точки зрения «результата трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и коммуникации, которые влияют на все секторы экономики и социальной деятельности» [4, c. 182]. Несколько иного подхода придерживается А.А. Энговатова, рассматривая цифровую экономику как «экономику, основанную на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях» [6].
На наш взгляд, с точки зрения государственного управления наиболее применимой является вторая позиция, позволяющая реализовать государство как платформу.
Кроме того, рассматривая правовое регулирование государственного управления в России важно отметить, что исторический опыт развития нашего государства показывает несостоятельность стихийных пробуждений инициативы предпринимательства или идеальной демократии. Только эффективная система государственного управления выстроенная по вертикали и горизонтали, с жесткой централизацией бюджетных средств, а также консолидацией общества на решении конкретных задач может способствовать улучшению экономической и социальной ситуации в стране [1, c. 92].
Таким образом, современная система государственного управления требует значительных нововведений в части обеспечения быстрого документооборота между органами государственной власти, упрощением государственных процедур и повышением продуктивности деятельности государственного аппарата.