Статья:

К вопросу о цифровизации государственного аппарата

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Административное право; административный процесс

Выходные данные
Петухов С.В. К вопросу о цифровизации государственного аппарата / С.В. Петухов, С.С. Шевцов, Д.А. Гаврилов, П.С. Шувалов, В.С. Савченко // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 34-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о цифровизации государственного аппарата

Петухов Сергей Владимирович
студент Финансового университета, РФ, г. Москва
Шевцов Семен Сергеевич
студент Финансового университета, РФ, г. Москва
Гаврилов Данила Андреевич
студент Финансового университета, РФ, г. Москва
Шувалов Павел Сергеевич
студент Финансового университета, РФ, г. Москва
Савченко Виталий Сергеевич
студент Финансового университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Цифровая экономика оказывает непосредственное влияние на структуру и содержание государственного управления. Кроме того, совершенствуется система взаимодействия внутри государ­ственного аппарата, а также между всеми субъектами права.

 

Ключевые слова: государственное управление, цифровая экономика, платформа, электронное правительство, публичная власть.

 

Механизм государства представляет собой систему государствен­ных органов и организаций, осуществляющих задачи и функции государства. Каждый новый этап развития человечества порождает многочисленные споры по поводу правильной формы организации публичной власти, ее количественном и качественном составе.

На сегодняшний день все большую популярность набирают исследования и разработки, представляющие государства в виде платформы. Наиболее известной из них было представлено Центром стратегических разработок в апреле 2018 года [2]. По мнению авторов, ключевые принципы деятельности платформы:

  • Дата-центричность и объективность, что означает переход от существующей системы контроля к постоянному аудиту систем и помощи в предотвращении сбоев;
  • Сервисный и процессный подход, который заключается в системе предоставления и реализации государственных услуг на базе единой цифровой платформы хранения данных;
  • Гибкость и скорость в принятии решений.

Ключевым аспектом изменений в системе государственного управления является обеспечение единого информационного простран­ства в работе органов государственной власти, с целью обеспечения прозрачности данной деятельности и исключения ситуации дубли­рования какой-либо документации в различных государственных учреждениях.

Правовой базой реализации данных положения выступает «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030», утвержденная указом Президента РФ от 9 мая 2017 года [5]. В частности, рассматриваемый акт определяет перечень перспективных технологий, которые должны непосредственно реализовываться и воплощаться в деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Конкретные шаги по воплощению этой задачи делегировано Правительству Российской Федерации.

Помимо этого, по поручению Президента Российской Федерации разработан Системный проект электронного правительства Российской Федерации [3]. Несмотря на нацеленность реализовать безбумажность, интерактивность проект не подразумевает создания единой информа­ционной базы, при сохранении системы разрозненных ведомственных моделей хранения данных, в том числе информационного обмена между государственными органами.

Авторы создания механизма – платформы в числе ключевых рисков отмечают медленное принятие необходимых нормативных актов для реализации основных принципов и целей.

Без правового закрепления возможности принятия государственно-властных предписаний, а также обязанности органов государственной власти передавать все данные в единое хранилище.

Соответствующие изменения должны быть внесены в акты, регла­ментирующие деятельность государственных органов, и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [7].

Важным механизмом правового закрепления является понимание цифровой экономики с точки зрения государственного управления. Н.А. Стефанова и И.В. Сударушкина рассматривают цифровую экономику с точки зрения «результата трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и ком­муникации, которые влияют на все секторы экономики и социальной деятельности» [4, c. 182]. Несколько иного подхода придерживается А.А. Энговатова, рассматривая цифровую экономику как «экономику, основанную на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях» [6].

На наш взгляд, с точки зрения государственного управления наиболее применимой является вторая позиция, позволяющая реализовать государство как платформу.

Кроме того, рассматривая правовое регулирование государствен­ного управления в России важно отметить, что исторический опыт развития нашего государства показывает несостоятельность стихийных пробуждений инициативы предпринимательства или идеальной демократии. Только эффективная система государственного управления выстроенная по вертикали и горизонтали, с жесткой централизацией бюджетных средств, а также консолидацией общества на решении конкретных задач может способствовать улучшению экономической и социальной ситуации в стране [1, c. 92].

Таким образом, современная система государственного управления требует значительных нововведений в части обеспечения быстрого документооборота между органами государственной власти, упрощением государственных процедур и повышением продуктивности деятельности государственного аппарата.

 

Список литературы:
1. Ахметшин А.Ф., Юсупов Р.Г. Становление и развитие правового регули-рования государственного управления в России // Инновационная наука. – 2017. – № 4-4. – С. 89-93.
2. Государство как платформа. (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf (Дата обращения: 17.11.2018).
3. Системный проект электронного правительства Российской Федерации от 12.10.2016 г. № Пр-646 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf (Дата обращения: 17.11.2018).
4. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182-184.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. – № 20. – Ст. 2901.
6. Урманцева А. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин [Электронный ресурс] // РИА Новости / РИА Наука - Москва, 2016. – Режим доступа: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html (Дата обращения: 17.11.2018).
7. Федеральный закон от 27.06.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.