Статья:

Задачи прокурорского надзора за исполнением экологических прав граждан

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Волкова А.С. Задачи прокурорского надзора за исполнением экологических прав граждан // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 75-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Задачи прокурорского надзора за исполнением экологических прав граждан

Волкова Алёна Сергеевна
магистрант, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный Университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

The tasks of prosecutor's supervision over the observance of environmental rights of citizens

 

Alyona Volkova

Master student, State budget higher education institution Moscow region State University "Dubna", Russia, Dubna

 

Аннотация. В данной статье определен круг задач проку­рорского надзора за исполнением экологического законодательства. Выявлены необходимые задачи для совершенствования прокурорского надзора в этой области.

Abstract. This article defines the range of tasks of the prosecutor's supervision over the implementation of environmental legislation. Identified the necessary tasks to improve the prosecutor's supervision in this area.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор; экологическое законода­тельство; задачи органов прокуратуры; экологические права граждан; органы.

Keywords: prosecutor's supervision; environmental legislation; tasks of the prosecution authorities; environmental rights of citizens; organs.

 

Улучшение качества здоровья, жизни граждан и поддержание благоприятной окружающей среды выступает как одно из важных направлений в государственной экологической политике. Исходя из этого перед органами прокуратуры ставятся необходимые задачи для обеспечения экологических прав граждан.

Чтобы обеспечить экологическую безопасность и рациональное природопользование, а учитывать жизненно важные потребности общества и государства в защите и сохранении окружающей среды, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природо­пользовании отнесен к одному из основных направлений деятельности органов прокуратуры [3, с. 96].

Эффективность прокурорского надзора в области экологического законодательства зависит от знаний прокурора об экологической обста­новке, так как если информация достоверна об основных показателях, определяющих состояние окружающей среды, экологических проблемах и негативных тенденциях в выбранной области, то это позволяет реализовывать возложенные на прокурора полномочия своевременно и надлежащим образом [5, с. 9].

Основная цель прокурорского надзора в области исполнения экологического законодательства заключается в том, чтобы обеспечить законность и правопорядок в этой области, защитить экологические права человека и гражданина, совершенствовать прокурорский надзор в данной области.

Чтобы укрепить правовые основы российской государственности, обеспечить верховенство закона и единство законности, следует опре­делить задачи прокурорского надзора в области обеспечения экологи­ческой безопасности, выполнение которых будет способствовать успешному и профилактическому воздействию на правоотношения в сфере экологии.

Основные задачи прокурорского надзора в области исполнения экологического законодательства стоит устанавливать исходя из опре­деления предмета надзора, который закреплён в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». К тем задачам можно отнести:

  1. Своевременное выявление нарушения экологического законо­дательства;
  2. Установление причин и условий, способствующих экологи­ческим правонарушениям, а также виновных лиц;
  3. устранение обнаруженных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям;
  4. принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений;
  5. принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законо­дательства;
  6. предупреждение нарушений экологического законодательства.

Наиболее важной задачей, которая носит первоочередной характер, является активизация и совершенствование природоохранной деятель­ности специально уполномоченных государственных органов в области природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспе­чения экологической безопасности [2, с. 107].

Важность данной задачи заключается в том, чтобы осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов, не подменяя других государственных органов, это закреплено в п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [1].

Запрещено дублирование, подмена прокурорами деятельности органов публичной власти в экологической сфере, таких как Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росреестр, Росрыболовство и других. Следовательно, если отсутствует необходимость проведения проверки органами прокуратуры, то необходимо направить информацию о нару­шениях в вышеуказанные контролирующие органы, потому что в данных органах есть квалифицированные специалисты, компетентные в данных вопросах, а также присутствуют определенные технические средства для проведения эффективной проверки.

В ситуации, когда всё-таки произошла подмена полномочий государственных органов, в чью компетенцию входит контроль за исполнением законодательства в сфере экологии, может произойти то, что «реализация прокуратурой обязанностей, которые реально могли бы осуществить сами эти органы, снижает эффективность усилий проку­ратуры в решении присущих только ей задач» [6, с. 133-134].

Существует ещё одна из основных задач органов прокуратуры – это предупредить издание незаконных нормативных правовых актов в экологической сфере, повысить качество правотворческого процесса на федеральном, региональном и местном уровне.

Очень важной при обеспечении реализации прав человека выступает работа органов прокуратуры по осуществлению надзора за соответствием действующим на территории Российской Федерации законам правовых актов, издаваемых представительными (законода­тельными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. Тем самым, принимая меры прокурорского реагирования в данном направлении, обычно подлежат восстановлению нарушенные права и законные интересы целых групп и категорий граждан.

Прокурорский надзор за исполнением экологического законода­тельства Генеральный прокурор Российской Федерации определяет как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры на современном этапе, потому что в период развития правового государства наиболее важным направлением в деятельности органов прокуратуры выступает охрана средствами прокурорского надзора прав, свобод и законных интересов граждан, включая охрану их права на жизнь, благоприятную окружающую среду, т. е. на чистый атмосферный воздух, воду, экологическую и радиационную безопасность, экологически чистые продукты питания [4, с. 143].

Но, несомненно, при решении всей совокупности задач проку­рорского надзора за исполнением экологического законодательства, необходимо выделять для конкретного региона свои приоритетные направления деятельности и акцентировать все усилия на их решении.

В настоящее время развиваются общественные экологические движения, которые определяют своими целями борьбу с наиболее сложными экологическими проблемами, государство старается создать условия для реального гражданского контроля в данной области. Органы прокуратуры, посредствам всех возможных средств проку­рорского надзора, обязаны оказывать содействие гражданам и их объединениям для реализации их экологических прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Для наиболее успешного осуществления задач в данной области сотрудниками органов прокуратуры, а также при разнообразии экологических правонарушений, необходим высокий уровень знаний, положений и требований всех действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере экологического законодательства.

Подводя итог, следует сказать, что органы прокуратуры постоянно осуществляют надзор за исполнением экологического законодательства во всех регионах, взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления, оказывают активное участие в разработке нормативных правовых актов органами государ­ственной власти и местного самоуправления, а также совместно выполняют меры профилак­тики по предотвращению нарушений в экологическом законодательстве.

Для наиболее эффективной реализации своих задач органам прокуратуры важно усиливать межведомственную координацию деятель­ности природоохранных и правоохранительных органов для наиболее эффективной работы, чтобы выявлять, пресекать и предупреждать экологические преступления, объединять усилия и совершенствовать взаимодействия в борьбе с этими преступлениями, также стоит обращать внимание на повышение квалификации прокуроров, занимающихся надзором за исполнением экологического законодательства. Также необходимо усиливать надзор за исполнением экологического законода­тельства в тех регионах, в которых природные ресурсы исчерпаны, либо близки к этому, либо есть глобальные экологические проблемы.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Российская газета, N 129, 25.11.1995.
2. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы прокурорского надзора и обеспечения законности в сфере экологии: избранные работы. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. - С. 107.
3. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Институциональные проблемы реализации в Российской Федерации требований ВТО применительно к сфере охраны окружающей среды. Государственный аудит. Экономика. Право. 2015. - № 1. - С. 96-103.
4. Кехлеров С. Г. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практ. пособие / С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус, А.Ю. Винокуров; под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — С. 143.
5. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства: пособие / под общ. ред. начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А.В. Паламарчука. – М., 2014.– С. 9.
6. Бывальцева С.Г., Белых Л.А. Разграничение компетенции органов экологического надзора и прокуратуры в сфере охраны окружающей среды // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 1. - С. 133-134.