Акты прокурорского реагирования
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Акты прокурорского реагирования
Acts of prosecutor's reactions
Elizaveta Subbotina
Master student, State budget higher education institution Moscow region "University" Dubna ", Russia, Dubna
Аннотация. В статье рассмотрены акты прокурорского реагирования на нарушения законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Проведен анализ действующего законодательства. Приводятся рекомендации по его совершенствованию.
Abstract. The article deals with the acts of the prosecutor’s response to violations of laws by bodies and officials carrying out operational investigative activities. The analysis of the current legislation. Provides recommendations for its improvement.
Ключевые слова: акты прокурорского реагирования; прокурорский надзор; оперативно-розыскная деятельность; полномочия прокурора.
Keywords: acts of prosecution response; prosecutor supervision; operational investigative activities; the powers of the prosecutor.
На все нарушения законов органами или должностными лицами этих органов прокурор обязан реагировать, обращая на это внимание данных органов или должностных лиц, в полномочия которых входит устранение допущенных нарушений. При выявлении нарушения закона прокурор реагирует вынесением письменных или устных документов, называемых актами прокурорского реагирования.
Акт прокурорского реагирования - закрепленная в федеральном законе форма волеизъявления преимущественно прокурора-руководителя, посредством которой он обращает внимание уполномоченного на то действие должностного лица, органа или судьи (суда) в котором имеет место нарушение закона [2, с. 175-176].
Прокурор в ходе своей надзорной деятельности не правомочен отдавать конкретные распоряжения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а значит, прокурорский надзор не вправе подменить ведомственный контроль. Соответственно, прокурор не имеет права как привлечь виновное лицо к ответственности, так и отменить, непосредственно, не соответствующий закону правовой акт. Для разрешения нарушений законности прокурор именно с помощью актов своего реагирования воздействует на компетентные органы.
Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по цели их применения:
- Акты, направленные на устранение нарушений закона. В их число входят: протест, который приносится на незаконное или необоснованное решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; представление об устранении нарушений, допущенных сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; заявление в суд о признании противоречащего акта.
- Акты, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц. К ним относятся: постановления прокурора – оформляется решение прокурора о передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
- Акты, направленные на профилактику правонарушений. В группу этих актов входят: предостережения о недопустимости нарушения закона, предупреждения прокурора.
Еще имеется отдельный специфический вид акта – это письменное требование прокурора по устранению нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам [1].
Также в данном законе говорится о том, что мотивированные постановления выносятся прокурором, осуществляющим надзор за оперативно-розыскной деятельностью, по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями. Прокурор имеет право выносить постановления по делам об административных правонарушениях или незамедлительно передавать сообщения о правонарушениях и материалы проверок должностному лицу или в орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Здесь необходимо рассмотреть две точки зрения.
Первая заключается в том, что возбудить производство об административном правонарушении в отношении сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на негласном уровне, крайне проблемно, потому что сведения об этих сотрудниках предоставляются прокурору только с их согласия.
Вторая точка зрения заключается в том, что сотрудники органов внутренних дел, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность, закрепленную нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в этих органах.
Прокуроры выносят протест на противоречащие закону нормативные правовые акты оперативно-розыскных органов, а также постановления и другие решения должностных лиц этих органов, а также представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Уполномоченный прокурор обязан принять все меры, предусмотренные законом, для того, чтобы устранить неблагоприятные последствия, вызванные действием незаконных актов. На основании этого, протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона.
На основании проведенных проверок, подробного анализа выявленных нарушений законов и обстоятельств таких нарушений прокурор вносит представление. Представление – это акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором рассматриваются вопросы о предупреждении, устранении данных правонарушений, об обстоятельствах, способствующих им, и о привлечении виновных лиц к ответственности.
Для того, чтобы обезопаситься от злоупотреблений должностных лиц и органов оперативно-розыскной деятельности, нормы, регулирующие надзорную деятельность прокуроров за этими объектами, необходимо детально регламентировать, ведь именно в сфере оперативно-розыскной деятельности так остро затрагивается опасность нарушения конституционных прав граждан.
Таким образом, прокурор при применении актов реагирования, должен понимать все возможные неблагоприятные последствия исполнения своих требований, учитывая, что главная задача актов прокурорского реагирования – привести правоотношения, возникающие в ходе оперативно-розыскной деятельности, в соответствие с действующим законодательством.
На основании всего вышесказанного, считаем необходимым внести часть 2.2. статьи 37 УПК РФ, которая выглядела бы следующим образом:
«Прокурор вправе выносить следующие акты реагирования на нарушение законов органами, в отношении которых осуществляется надзор:
- протест на противоречащий закону правовой акт;
- представление об устранении допущенных нарушений закона;
- постановление о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;
- предостережение о недопустимости нарушений закона;
- письменное требование по устранению нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам.»
Таким образом, соблюдение и восстановление законности возможно лишь при наличии точного правового инструментария, имеющего законодательное закрепление. Закрепив полномочия прокурора, мы, тем самым, повышаем соблюдение законов объектами прокурорского надзора, в противном случае имеет место нарушение норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, при этом пункт 5 части 2.2. ст. 37 УПК РФ будет применяться только в отношении должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.