Статья:

Государственная защита прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах (на примере Саратовской области)

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Чумакова Н.А., Ахмедов А.Я. Государственная защита прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах (на примере Саратовской области) // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 27-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная защита прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах (на примере Саратовской области)

Чумакова Наталья Александровна
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Ахмедов Арсен Ярахмедович
канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

State consumer protection in the sphere of municipal services in the block of flats (by the example of Saratov region)

 

Natalya Chumakova

master’s student, Saratov State Academy of Law, Russia, Saratov

Arsen Ahmedov

Scientific director, candidate of science in law, associate director of the department of civil law, Saratov State Academy of Law, Russia, Saratov

 

Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается механизм государственной защиты прав потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах. Анализируется деятельность государственных органов в данной области, а также приводятся статистические показатели деятельности этих органов в Саратовской области. Также автором делается вывод о недостаточности правового регулирования деятельности по контролю и надзору за размещением информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на основании чего предлагаются изменения в действующее федеральное законодательство.

Abstract. In this article, the author considers the mechanism of state protection of the rights of consumers of public utilities in apartment buildings. The activity of state organs in this area is analyzed, as well as statistical indicators of the activities of these organs in the Saratov region are given. The author also concludes that the legal regulation of the activities to control and supervise the placement of information in the state information system of the housing and communal services is insufficient, on the basis of which amendments to the current federal legislation are proposed.

 

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; коммунальные услуги; потребители коммунальных услуг; Роспотребнадзор; государственная жилищная инспекция; прокуратура.

Keywords: housing and communal services; public service; consumers of communal utilities; Rospotrebnadzor; state housing inspection;prosecutor's office.

 

На сегодняшний день проблемы жилищно-коммунального хозяйства в России – один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.

В настоящий момент в России защиту прав потребителей коммунальных услуг осуществляет несколько органов. Рассмотрим их полномочия подробнее.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, или просто Роспотребнадзор, является уполномоченным органом государственной власти в области защиты прав потребителей, в том числе и потребителей коммунальных услуг. Проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении управляющих и иных компаний является, как отмечается в юридической литературе, одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора [16, c. 46-47].

В целом, Роспотребнадзором, в лице его территориальных Управлений, ведется работа по:

  • выявлению, пресечению нарушений законодательства в сфере ЖКХ;
  • привлечению виновных лиц к административной ответственности;
  • обращению в суд в защиту неопределенного круга потребителей;
  • даче суду заключений по искам потребителей о защите их прав [6, c. 9].

Обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг Роспотребнадзором достигается путем применения указанных мер, основаниями для реализации которых являются жалобы и обращения граждан.

К примеру, в последнем имеющимся в открытом доступе Докладе об обеспечении прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в 2017 г. отмечено, что в 2017 г. в Управление Роспотребнадзора поступило 345 обращений граждан по поводу неудовлетворительного оказания жилищно-коммунальных услуг. В результате проведенных проверок, Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области было выявлено 90 нарушений в данной сфере, что составляет 0,9% от общего количества всех выявленных нарушений в 2017 году [3].

Помимо Роспотребнадзора за надлежащим состоянием реализации жилищных прав человека надзирает и Государственная жилищная инспекция. Так, в 2011 г. В Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 18.07.211 № 242-ФЗ, которым в текст Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) был внесен ряд изменений, касающихся распределений полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня [12].

С этого момента, в ст. 20 ЖК РФ четко установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется исключительно уполномоченными органами власти субъектов РФ [5]. Иными словами, государственный жилищный надзор является надзором региональным. К примеру, на территории Саратовской области учреждена и функционирует Государственная жилищная инспекция Саратовской области, реализующая полномочия в сфере государственного жилищного надзора [2].

В общем плане, контрольно-надзорная деятельность органов субъектов РФ по государственному жилищному надзору сводится к выявлению, предупреждению и пресечению нарушений установленных нормативными правовыми актами требований к:

  • использованию и содержанию жилых помещений;
  • использованию и содержанию имущества в многоквартирном доме;
  • порядку признания помещений жилыми, а также признанию жилых помещений непригодными для проживания;
  • надлежащему предоставлению жилищно-коммунальных услуг пользователям жилых помещений;
  • определению размера платы за коммунальные услуги, а также платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, имущества в многоквартирном доме;
  • обеспечению жилых помещений энергоресурсами, оснащению их приборами учета; и др.[17].

Как мы можем увидеть, предмет полномочий Государственной жилищной инспекции, в целом, сходится с предметом деятельности Управлений Роспотребнадзора (в части сферы ЖКХ). Тем не менее, полномочия Государственной жилищной инспекции никоим образом не исключают и не препятствуют проведению аналогичных контрольно-надзорных мероприятий органами Роспотребнадзора, в случае наличия нарушений в порядке предоставления коммунальных услуг. Указанные органы самостоятельно функционируют, не подменяя функций друг друга.

Важно также отметить, что Государственная жилищная инспекция является уполномоченным органом для привлечения виновных лиц в сфере ЖКХ к административной ответственности (ст. 23.55 КоАП РФ [8]).

Так, в 2017 г. Государственной жилищной инспекцией Саратовской области было рассмотрено 416 дел об административных правонарушениях с наложением административного взыскания в виде штрафа. Из них на: физическое лицо – 57, должностное лицо – 316, юридическое лицо – 43.

В 2018 г. было рассмотрено 225 дел об административных правонарушениях с наложением административного взыскания в виде штрафа. Из них на: физическое лицо – 41, должностное лицо – 143, юридическое лицо – 41 [18].

Отдельные вопросы и споры возникают и в отношении цен на энергоресурсы, предоставляемые жильцам квартир. В данном случае укажем, что все цены на ресурсы, необходимые для надлежащего обеспечения коммунальных услуг, регулируются государством, в лице органов государственной власти субъектов РФ [9, c. 21-22].

Так, к примеру, в Саратовской области полномочиями по установлению тарифов на коммунальные ресурсы обладает Комитет государственного регулирования тарифов. В полномочия указанного комитета входит не только установление тарифов, но и контроль за соблюдением уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), а также государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия организациями информации в области регулирования цен в сфере теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и т.п.

Также, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области принимает обращения граждан, связанные с вопросами по выставленным платежам. К примеру, в 2017 г. в Комитет поступило 464 обращения граждан, а в 2018 г. – 518 [10].

Помимо специализированных государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за исполнением требований законодательства в сфере ЖКХ, соответствующими полномочиями в данной области обладает и прокуратура Российской Федерации, являющаяся основным контрольно-надзорным органом в России.

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ является составной частью надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. К числу основных задач прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и законных интересов личности в сфере жилищно-коммунального комплекса относятся:

  • защита жилищных прав граждан в части содержания и ремонта жилых помещений, своевременного предоставления качественных коммунальных услуг, обоснованности установления размера оплаты за жилое помещение, принятие мер по возмещению вреда, причиненного в связи с ненадлежащим оказанием услуг в жилищной сфере;
  • защита интересов общества и государства в части содержания жилищного фонда, осуществления деятельности по благоустройству территории, иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан в жилищной сфере;
  • обеспечение средствами прокурорского надзора законности правовых актов, принимаемых в жилищно-коммунальной сфере;
  • обеспечение эффективной и законной деятельности органов, осуществляющих контроль в жилищно-коммунальной сфере;
  • своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере ЖКХ, принятие мер по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещению причиненного вреда и восстановлению нарушенных прав [7, c. 63-64].

Исходя из задач, предмета и пределов надзора прокурор, не подменяя органы, осуществляющие контрольные функции в сфере ЖКХ, должен постоянно осуществлять надзор за исполнением законов в их деятельности и законностью правовых актов, обеспечивая тем самым эффективность и законность контроля в сфере ЖКХ.

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина прокурор вправе реализовать полномочия, предоставленные п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 и ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», главным из которых является, прежде всего, обращение с заявлением в суд [14].

Так, в соответствии с официальными статистическими данными, представленными Прокуратурой Саратовской области, в 2018 г. было выявлено 2 331 нарушение жилищных прав человека. Кроме того, было выявлено 12 коррупционных нарушений законодательства, совершенных в сфере ЖКХ [1].

Отдельно заметим, что как указывает С. Г. Хусяйнова, современная практика прокурорского надзора все чаще показывает нарушения законодательства в сфере раскрытия управляющими компаниями информации о своей деятельности [19, c. 17]. Полагаем, данный вопрос требует детального анализа.

В настоящее время, вместе с разработкой и реализацией Концепции электронного правительства, реализуется и комплекс мер, направленный на формирование электронного доступа к информации об услугах ЖКХ, посредством функционирования самостоятельной информационной системы [11, c. 41].

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», под информационной системой понимается «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств» [15]. В развитие указанного Закона, применительно к сфере ЖКХ, в 2014 г. был принят новый Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», закрепивший в себе соответствующее понятие «государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства». Так, под такой системой понимается «единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством» [13].

К субъектам, размещающим информацию в указанной системе, в свою очередь относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные лица [13].

В то же время, в Законе «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» не содержится никакого положения относительно органа, наделенного полномочиями по контролю за соблюдением порядка размещения информации в рассматриваемой системе. В КоАП РФ содержится лишь положение о том, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.19.1 Кодекса («Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»), возбуждается прокурором [8]. Вместе с тем неизвестно, является ли прокурор специальным уполномоченным лицом по контролю за соблюдением порядка размещения информации, или нет.

Полагаем, что подобный контроль целесообразно законодательно возложить на Государственную жилищную инспекцию. С данной целью, Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» необходимо дополнить статьей 11.1 «Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона», в которой следует указать, что полномочием по установлению порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства наделяются уполномоченные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Таким образом, в Российской Федерации на сегодняшний день существует множество способов государственной защиты прав граждан потребителей услуг ЖКХ. В зависимости от нарушения права, человек вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, органы прокуратуры. Тем не менее, некоторые вопросы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью в сфере ЖКХ, не нашли своего законодательного закрепления. В частности, это касается проблемы контроля за соблюдением порядка раскрытия информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Полагаем, что предложенные нами поправки в федеральное законодательство снимут все возможные противоречия в правозащитном и контрольно-надзорном механизме по соблюдению прав человека в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

 

Список литературы:
1. Ведомственная статистика / Прокуратура Саратовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sarprok.ru/content/vedomstvennaya-statistika. – Дата доступа: 10.09.2019 г.
2. Государственная жилищная инспекция Саратовской области / Правительство Саратовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.gov.ru/gov/auth/zhilinspec/. – Дата доступа: 03.09.2019 г.
3. Доклад «Об обеспечении защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области и Консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» в 2017 году и задачах на 2018 год» // Управление Роспотребнадзора по Саратовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://64.rospotrebnadzor.ru/329. – Дата доступа: 03.09.2019 г. 
4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год // Российская газета. – № 125 (7883). – 11.06.2019 г.
5. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14; 2019. – № 30. – Ст. 4116.
6. Защита прав потребителей услуг ЖКХ в многоквартирном доме / ЖКХ Контроль – Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. – М., 2018. – 27 с.
7. Защита прокурором конституционных прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учебное пособие / под ред. О. Н. Коршуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. – 276 с.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1; 2019. – № 31. – Ст. 4476.
9. Комиссарова О.П. Надзор за исполнением законодательства о ценообразовании в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Законность. – 2018. – № 1. – С. 21 – 25.
10. Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области / Правительство Саратовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.gov.ru/gov/auth/komregul/. – Дата доступа: 03.09.2019 г.
11. Минаев В.А. О перспективах управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе сетевых коммуникационных технологий // Сервис Plus. – 2014. – № 3. – С. 39 – 45.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. –2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4590; 2016. – № 27 (Часть I). – Ст. 4210.
13. О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. – 2014. – № 30 (Часть I). – Ст. 4210; 2018. – № 1 (Часть I). – Ст. 69.
14. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 8. – Ст. 366; 2019. – № 30. – Ст. 4107.
15. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448; 2019. – № 12. – Ст. 1221.
16. Полупанова Е.А., Шивыдкина Т.Л. Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг // Здоровье. Медицинская экология. Наука. – 2015. – № 4 (62). – С. 46 – 50.
17. Права потребителей в сфере ЖКХ / Межрегиональное Управление Роспотребнадзора по Республике Крым и Городу федерального значения Севастополю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://82.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/142768/. – Дата доступа: 03.09.2019 г.
18. Статистическая информация Государственной жилищной инспекции Саратовской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.gov.ru/upload/iblock/8ce/Statistika-2015.htm. – Дата доступа: 07.09.2019 г.
19. Хусяйнова С.Г. Несовершенство законодательства о раскрытии информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства: взгляд прокурора // Российская юстиция. – 2016. – № 11. – С. 16 – 18.