Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ WSR

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Инженерная геометрия и компьютерная графика

Выходные данные
Кетрова А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ WSR // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(59). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ WSR

Кетрова Алла Александровна
преподаватель первой квалификационной категории, КГБПОУ Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий, РФ, г. Красноярск

 

ORGANIZATION OF PRACTICAL CLASSES IN GRAPHIC DESIGN AS A STAGE OF PREPARATION FOR THE WSR DEMO EXAM

 

Alla Ketrova

Teacher of the first qualification category, KGBPOU Krasnoyarsk College of Radio Electronics and Information Technologies, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Формы организации практических занятий по графическому дизайну должны носить характер case-study. Сами кейсы по своему содержанию должны быть приближены к тем задачам, что возникают в рабочей среде специалиста. Умение и готовность решать такие кейсы – это и есть основная цель демонстрационного экзамена.

Abstract. Forms of organization of practical classes in graphic design should be in the nature of a case-study. The cases themselves, in their content, should be close to the tasks that arise in the working environment of a specialist. The ability and willingness to solve such cases is the main goal of the demonstration exam.

 

Ключевые слова: графический дизайн; демонстрационный экзамен; практическое занятие; компьютерная графика; логобук; брендбук; case-study.

Keywords: graphic design; demonstration exam; practical lesson; computer graphics; logobook; brand book; case-study.

 

Демонстрационный экзамен по стандартам WSR – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников по программам среднего профессионального образования. Он проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со WSR.

Для образовательного учреждения реализация процедуры государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена является возможностью объективно оценить качество подготовки своих выпускников в соответствии с изменёнными требованиями рынка труда.

Демонстрационный экзамен способствует систематическому повышению уровня квалификации преподавательского состава, внедрению иных технологий в процесс проведения занятий, корректировке программ профессиональных дисциплин и модулей. Другими словами, задает так называемые точки роста образовательного учреждения.

При выборе абитуриентов места обучения одним из приоритетов является привлекательность получения помимо официального документа об окончании образовательного учреждения еще и паспорта компетенций (Skills Passport) и внесение в базу данных молодых профессионалов.

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что в проведении демонстрационного экзамена заинтересованы обе стороны: как образовательное учреждение, так и сами обучающиеся.

Все этапы и особенности проведения демонстрационного экзамена подробно описаны на официальном сайте WorldSkills Russia. Что касается программы подготовки к демонстрационному экзамену, то каждое учреждение самостоятельно ее разрабатывает.

Программа подготовки должна быть четко структурирована, соответствовать стандартам WSR и «бесшовно» встраиваться в образовательный процесс. Эта программа может быть реализована как за счет часов, отведенных на изучение дисциплины/профессионального модуля, так и за счет консультационного времени, отведённого на проработку деталей непосредственно процесса организации демонстрационного экзамена. Подготовки только в рамках дисциплины не достаточно.

Будучи экспертом демонстрационного экзамена по компетенции «Графический дизайн» с 2018 года и являясь преподавателем по графическому дизайну, скорректировала формат проведения и содержание практических занятий по своей дисциплине согласно требованиям WSR.

Так репродуктивный метод обучения, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее, был заменен на проектный метод с элементами метода case-study. Но только лишь частично. С моей точки зрения, репродуктивный метод незаменим на первых практических занятиях по изучению основ графического редактора, где обучающимся достаточно сложно еще ориентироваться в новом прикладном программном средстве. Далее можно уже менять методологию проведения занятий с добавлением элементов креативности и допускать самостоятельного разработку алгоритма решения поставленной задачи, отступая от инструкции.

При проведении практических занятий по компьютерной графике был использован наравне с репродуктивным методом и метод проектов, который предполагает предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Учитывая то требование WSR, что задачи, поставленные перед обучающимися, должны моделировать реальные производственные условия, то вполне возможно интегрировать метод проектов и метод case-study, ценность которого заключается в том, что обучающиеся учатся действовать в команде, анализировать входные данные задачи и общими силами вырабатывают рациональные решения.

На начальных этапах изучения графического редактора предлагается репродуктивный метод обучения в форме подробных инструкций по выполнению практического задания. Далее обучающимся необходимо разделиться на команды по 2-3 человека и реализовать учебный проект по разработке элементов логобука и брендбука (именно элементов, потому как разработка полноценных логобука и брендбука является достаточно трудоемким процессом, что не укладывается во временные рамки дисциплины). Выполнение проекта рассчитано на 4-5 практических занятий и включает в себя следующие задания:

  1. Создание логотипа компании заказчика;
  2. Формирование правил использования логотипа (основная версия логотипа, безопасная зона вокруг логотипа, одноцветная версия логотипа, горизонтальная и сокращенная версия логотипа) и используемые фирменные шрифты;
  3. Создание персональной и общей визитной карточки;
  4. Создание фирменного бланка;
  5. Создание рекламной листовки;
  6. Создание рекламного баннера для сайта заказчика.

Задание на выполнение проектных работ содержит всю необходимую информацию: краткое описание организации, иллюстрационный материал, технические параметры создания и сохранения продукта. Критерии оценивания результатов работ заимствованы с комплекта оценочной документации №1.1 для демонстрационного экзамена по стандартам WSR по компетенции «Графический дизайн». В качестве экспертов могут выступать штатные преподаватели по компьютерной графике.

Такой формат организации практических занятий повторяется дважды: и при изучении векторного редактора, и при изучении растрового редактора (во втором случае вносятся коррективы во второе задание и в технические параметры). Работа команд над проектом возможна как в очном формате, так и в дистанционном посредством соответствующих платформ для конференций.

Безусловно, в процессе работы над проектом у обучающихся возникают вопросы к преподавателю по содержанию задания. Разбирать эти вопросы можно и во время занятий, и в часы, отведенные учебным планом специальности под консультации.

Организация практических занятий в таком формате дает следующие результаты:

  1. Такой подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  2. Обучающиеся в результате проектирования могут предложить несколько допустимых на их взгляд решений поставленной задачи (например, 2-3 варианта логотипа организации), а это, в свою очередь, дает им возможность реализовывать разные концепции и подходы для достижения одной цели;
  3. Основной целью в данном формате практических занятий является не овладение конкретным навыком по заранее продуманной преподавателем траектории, а самостоятельная выработка этой траектории на примере смоделированной ситуации из профессиональной сферы деятельности;
  4. Важное значение имеет обратная связь: разбор ошибок по результатам проектирования с преподавателем и возможные варианты их устранения;
  5. Профессиональная готовность обучающихся к аналогичного рода задачам, так как задания для реализации проекта на 70-80% повторяют задания демонстрационного экзамена по стандартам WSR, доступных на официальном сайте.

Практика проведения занятий в такой форме показала, что обучающиеся с большей степенью заинтересованности вникают в суть задания, когда перед ними ставится задача, максимально приближенная к реальным условиям. Это не просто воспроизведение заданий из методических рекомендаций по образцу, в котором пусть даже допускается некоторый процент отступления от шаблона. Это проект, внутри которого обучающиеся должны генерировать и реализовывать свои способы решения задачи, аргументировать их право на то, чтобы быть наиболее верным решением. Студенты гораздо чаще обращаются к профессиональной литературе, обзорным статьям, видеоурокам, потому как очевиден высокий уровень их мотивации. Обучающиеся расценивают подобные проекты как некий вызов самому себе - будущему профессионалу. Данный формат практических занятий обеспечивает индивидуальный маршрут освоения дисциплины и способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена.

Подготовка к демонстрационному экзамену как новой форме ГИА должна носить планомерный, систематизированный характер, а не представлять из себя хаотичные организованные консультации/дополнительные занятия от случая к случаю.

Конечно, программа подготовки должна включать не только профессиональный аспект, но и включать психологические и организационные моменты. Шестичасовой экзамен – это, безусловно, стрессовая ситуация не только для выпускников среднего профессионального образования, но и для уже состоявшихся специалистов в своей области.

Наблюдая за опытом проведения подготовки к демонстрационному экзамену других образовательных учреждений (не всегда удачным), и была внесена корректировка в формат практических занятий по компьютерной графике.

Данный метод может быть использован как в качестве одного из этапов подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену, так и в качестве этапа отбора претендентов на участие в Чемпионатах WSR по соответствующей компетенции.

 

Список литературы:
1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. Монография. - М.: Луч, 2016. - 640 с.;
2. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 474 с.;
3. Ширшов Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. - М.: Академия Естествознания, 2017. – 138 с.