Статья:

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Авиационная и ракетнокосмическая техника

Выходные данные
Ладанов В.И., Карташов Д.М. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(75). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Ладанов Владимир Ильич
доцент кафедры конструкций автобронетанковой техники, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, РФ, г. Пермь
Карташов Дмитрий Михайлович
заместитель командира 2 взвода 1 роты факультета (технического обеспечения), Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, РФ, г. Пермь

 

В настоящее время слова БПЛА, Дроны все чаще встречаются в нашей обыденной жизни. Наверное, нет такой области человеческой деятельности где бы не использовались беспилотные летательные аппараты. Это использование в военных целях, сельское хозяйство, топография, геология, добыча полезных ископаемых, это разведка, экология, медицина, образование и много и много других применений. Это новое направление во всем мире привлекает внимание многих молодых людей для возможности стать специалистами в этой области знаний.

История БПЛА начинается скорее на воде чем в воздухе. В конце XIX века, если быть точными, то в 1898 году, небезызвестный изобретатель, физик и инженер Никола Тесла сконструировал и продемонстрировал общественности первую в мире радиоуправляемую лодку, что не осталось незамеченным в ученой среде и дало свой толчок развитию сферы управляемых объектов.

Несмотря на общий посыл Николы Тесла, следующим «беспилотником» оказалось не судно, а самый обыкновенный летательный аппарат.

В начале 20-ого века французский конструктор Морис Леже сумел разработать вертолет с двумя винтами, вращающимися противоположно друг другу, запускающийся электродвигателем. Изделию удавалось оторваться на небольшой промежуток времени от поверхности.

Многовинтовые вертолеты разрабатывались еще в первые годы вертолетостроения. Один из первых квадрокоптеров, который реально оторвался от земли и мог держаться в воздухе, был создан Георгием Ботезатом и испытан в 1922 году. Недостатком этих аппаратов была сложная трансмиссия, передававшая вращение одного мотора на несколько винтов. Изобретение хвостового винта и автомата перекоса положило конец этим попыткам. Новые разработки начались в 1950-е годы, но дальше прототипов дело не продвинулось.

Новое рождение БПЛА получили в XXI веке, уже как беспилотные аппараты.

В целом, БПЛА – это гибкие и всеобъемлющие системы, которые могут выполнять множество задач с высокой точностью, безопасностью и экономичности.

БПЛА можно классифицировать по различным признакам, таким как цель применения, размер, конструкция и другие. Вот некоторые из видов:

1. По цели применения:

– разведка и наблюдение: БПЛА, используемые для сбора информации с помощью камер, сенсоров и других приборов для наблюдения за землей, погодой и т.д.;

– военные и разведывательные: БПЛА, используемые для сбора информации в военных операциях, для нанесения ударов на цели;

– доставка: БПЛА, используемые для доставки грузов;

– экспериментальные: БПЛА, используемые для исследований в области авиации и технологии.

Главными классификационными свойствами БПЛА подразумеваются: назначение и глубина применения, массогабаритные характеристики и аэродинамическая диаграмма компоновки [1].

2. По предназначению и глубине использования классифицируются:

– тактического предназначения (ближнего действия) - с радиусом действия до 100 км; оперативно-тактического назначения (маленькой дальности) - с радиусом действия от 100 километров до 250 километров;

– специального назначения (средней дальности) - с диаметром действия от 250 километров до 500 км;

– стратегического назначения (огромной дальности) - с диаметром действия менее 500 км.

3.Массогабаритные оценки:

– мини-класс (до 1 килограммов);

– малого класса (до 30 килограммов);

– легкого класса (до 200 килограммов);

– среднего класса (до 500 килограммов);

– тяжелого класса (менее 500 килограммов).

По аэродинамической системе компоновки БПЛА подразделяются:

– самолётного типа;

– мультироторного типа;

– аэростатического типа;

– орнитоптерного типа.

Дополнительными классификационными признаками БПЛА являются: высота полета над уровнем моря, быстрота полета, длительность полета и условия базирования. Коэффициенты данных классификационных признаков будут являться требованиями, с учетом конкретно стоящих перед БПЛА задачами.

Состоящие на оснащении (снабжении) в войсках БПЛА выполняют следующие обеспечивающие задачи:

– разведка (искатель) наземных и морских целей (объектов) заинтересованности и слежение за ними;

– разведка рейсов движения, состояния дорог, мостов и переправ;

– слежение и патрулирование заданных районов;

– аэрофотосъёмка заданных районов с последующей картографической привязкой фотопортретов, а также видео и фото документирование объектов контроля для предоставления обзорных и подробных изображений.

С мониторингом специфики исполняемых задач для нужд войск целесообразно рассматривать и предъявлять предписания к комплексам самолётного и вертолетного типа, не ограничивая массогабаритные оценки. Например, возможное оснащение тяжелых БПЛА ракетами, в целях использования при проведении дополнительных операций по поиску и уничтожению групп незаконных вооружённых формирований [2].

Существует множество типов БПЛА, которые различаются по размеру, назначению, способности к выполнению различных задач. Некоторые из наиболее распространенных типов БПЛА:

1. Мультироторные БПЛА – используют несколько винтов, которые позволяют совершать маневры в ограниченном пространстве, такие как ответвления и центры городов.

2. Фиксированные крыло БПЛА – имеют крылья в форме «стабильности», которые поддерживают его в воздухе и позволяют ему достаточно долго летать на больших расстояниях.

3. Гибридные БПЛА – сочетают в себе свойства мультироторных и фиксированных крыльев БПЛА.

4. Передвижные БПЛА (аппараты-жуки) – имеют маленькие размеры и способны выполнять различные задачи, такие как наблюдение за животными в их естественной среде обитания.

5. Центроходные БПЛА – имеют внешнюю обтекаемую форму, которая позволяет им набирать скорость при полете на большие расстояния.

6. Бесшумные БПЛА – занимаются разведкой и наблюдением без обнаружения противника.

7. БПЛА с вертикальным взлетом и посадкой – одни из самых удобных для работы в условиях городской застройки.

8. Автономные БПЛА – могут управляться автономно без участия оператора, позволяя им работать в сложных условиях и выполнять задачи на больших расстояниях.

9. Региональные БПЛА – используют в тех местах, где использование техники или людей могут быть опасны для жизни.

10. Тактические БПЛА – выполняют разведку и наблюдение в тылу противника[1, 2].

 

Список литературы:
1. Корченко А.Г., Ильяш О.С. Обобщённая классификация беспилотных летательных аппаратов // Сборник научных работ. Харьковский университет Воздушных Сил. 2012. № 4 (33) c. 27-36.
2. Бондарев А. Н., Киричек Р. В. Обзор беспилотных летательных аппаратов общего пользования и регулирования воздушного движения БПЛА в разных странах // Информационные технологии и телекоммуникации. 2016. Том 4. № 4. c. 13-23.