Статья:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ

Конференция: LXXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Приборы и методы экспериментальной физики

Выходные данные
Ешбаева М.М. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам LXXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(77). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ

Ешбаева Малика Максетбаевна
ассистент преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт им.Ажинияза, Узбекистан, г. Нукус

 

EFFECTIVE METHODS OF SELF-EDUCATION IN PHYSICS USING ONLINE RESOURCES

 

Malika Yeshbaeva

Assistant teacher, Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaza, Uzbekistan, Nukus

 

Аннотация. В работе рассматриваются современные подходы к изучению физики через цифровые платформы. В условиях цифровизации и широкого доступа к интернету онлайн-ресурсы играют важную роль в образовательном процессе, предоставляя интерактивные платформы, видеолекции, виртуальные лаборатории и учебные материалы. Автор анализирует основные типы онлайн-ресурсов, такие как образовательные платформы (Khan Academy, Coursera, edX), YouTube-каналы (Veritasium, MinutePhysics, Physics Girl), виртуальные лаборатории (PhET Interactive Simulations) и мобильные приложения (Pocket Physics, Physics Toolbox). Основное внимание уделяется их особенностям, преимуществам и возможностям интеграции в процесс обучения. Особое внимание уделяется важности правильного выбора и оценки качества информации, а также самоорганизации и мотивации учащихся. Работа предназначена для школьников и учителей, стремящихся эффективно использовать онлайн-ресурсы для углубленного изучения физики.

Abstract. The paper examines modern approaches to studying physics through digital platforms. In the context of digitalization and widespread internet access, online resources play a significant role in the educational process by providing interactive platforms, video lectures, virtual laboratories, and educational materials. The author analyzes the main types of online resources, such as educational platforms (Khan Academy, Coursera, edX), YouTube channels (Veritasium, MinutePhysics, Physics Girl), virtual laboratories (PhET Interactive Simulations), and mobile applications (Pocket Physics, Physics Toolbox). The focus is on their features, advantages, and possibilities for integration into the learning process. Special attention is paid to the importance of proper selection and evaluation of information quality, as well as self-organization and student motivation. The paper is intended for students and teachers who aim to effectively use online resources for an in-depth study of physics.

 

Ключевые слова: онлайн-ресурсы, самообразование, физика, цифровые платформы, видеолекции, виртуальные лаборатории, интерактивные симуляции, мобильные приложения, образовательные платформы, YouTube-каналы, PhET Interactive Simulations, Khan Academy.

Keywords: online resources, self-education, physics, digital platforms, video lectures, virtual laboratories, interactive simulations, mobile applications, educational platforms, YouTube channels, PhET Interactive Simulations, Khan Academy.

 

Современные технологии предоставляют уникальные возможности для самообразования школьников. В эпоху цифровизации и широкого доступа к интернету, обучение физике стало доступнее и разнообразнее. Онлайн-ресурсы играют важную роль в процессе самообразования, предлагая интерактивные платформы, видеолекции, виртуальные лаборатории и учебные материалы. Эти ресурсы помогают ученикам не только углубить свои знания, но и развить критическое мышление, аналитические способности и самостоятельность в обучении.

Физика, как одна из основных наук, требует глубокого понимания теоретических концепций и практических навыков. Онлайн-ресурсы позволяют школьникам изучать физику в удобное для них время и в своем темпе. Это особенно важно в условиях, когда традиционные методы обучения могут быть ограничены или недоступны. Благодаря онлайн-платформам, учащиеся могут получать доступ к качественным образовательным материалам вне зависимости от их географического положения [1-3].

Одной из ключевых преимуществ онлайн-ресурсов является их разнообразие и интерактивность. Учебные материалы представлены в виде текстов, видеоуроков, интерактивных симуляций и тестов, что позволяет удовлетворить разные стили обучения и предпочтения учеников. Например, видеолекции известных преподавателей и учёных могут помочь лучше понять сложные темы, а виртуальные лаборатории предоставляют возможность проводить эксперименты в безопасной и контролируемой среде.

Однако, наряду с преимуществами, существуют и неучеты, связанные с использованием онлайн-ресурсов. Важно уметь правильно выбирать и оценивать качество информации, чтобы избежать распространения недостоверных данных. Кроме того, самоорганизация и мотивация играют ключевую роль в успешном самообразовании. Без четкого плана и целеустремленности, использование онлайн-ресурсов может оказаться неэффективным.

Цель данной работы – рассмотреть основные онлайн-ресурсы по физике для самообразования школьников, их особенности и преимущества, а также предоставить примеры использования этих ресурсов в образовательном процессе. Мы проанализируем различные типы ресурсов, от образовательных платформ до YouTube-каналов и приложений, и обсудим, как они могут быть интегрированы в процесс обучения. Надеемся, что данная работа поможет школьникам, родителям и учителям выбрать наиболее подходящие инструменты для эффективного изучения физики.

Одним из самых популярных типов онлайн-ресурсов являются образовательные платформы, такие как Khan Academy, Coursera, и edX. Эти платформы предлагают курсы по физике, разработанные ведущими университетами и экспертами. Например, на Khan Academy можно найти курсы, охватывающие основные темы школьного курса физики: механика, термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика. Курсы включают видеолекции, практические задания и тесты для самопроверки [4].

Курс по механике на Khan Academy включает серию видеолекций, в которых подробно объясняются такие темы, как законы Ньютона, движение тел, энергия и работа. Видеолекции сопровождаются интерактивными упражнениями, которые помогают закрепить материал. Учащиеся могут выполнять задания в своем темпе и получать мгновенную обратную связь.

YouTube стал важным инструментом для самообразования, предоставляя доступ к огромному количеству образовательного контента. Каналы, такие как Veritasium, MinutePhysics и Physics Girl, предлагают увлекательные и информативные видео на различные темы по физике. Эти каналы используют анимации, эксперименты и объяснения сложных концепций простым языком, что делает изучение физики более доступным и интересным [5, 6].

На канале Veritasium, ведёмом физиком Дереком Малером, можно найти видео, посвященные квантовой физике, теории относительности и другим сложным темам. Видео "Почему свет замедляется в стекле?" объясняет природу света и его взаимодействие с различными материалами, используя простые примеры и визуализации.

Виртуальные лаборатории предоставляют школьникам возможность проводить эксперименты и исследовать физические явления в безопасной и контролируемой среде. Такие ресурсы, как PhET Interactive Simulations и Virtual Physics Lab, предлагают интерактивные симуляции, которые позволяют учащимся экспериментировать с физическими процессами и наблюдать их результаты в реальном времени [7, 8].

На платформе PhET Interactive Simulations можно найти симуляцию "Маятник", где учащиеся могут изменять длину нити, массу маятника и угол отклонения, чтобы наблюдать влияние этих факторов на период колебаний. Такая интерактивная форма обучения помогает лучше понять теоретические концепции и применить их на практике.

Мобильные приложения становятся все более популярными среди школьников благодаря своей доступности и удобству использования. Приложения, такие как Pocket Physics и Physics Toolbox, предоставляют учебные материалы, интерактивные тесты и симуляции, которые помогают изучать физику в любое время и в любом месте.

Приложение Pocket Physics предлагает краткие и понятные объяснения основных понятий и законов физики, а также формулы и примеры задач. Это приложение можно использовать для повторения материала перед экзаменами или для быстрого освежения знаний.

Онлайн-курсы и вебинары, проводимые университетами и образовательными организациями, предлагают более структурированный подход к изучению физики. Эти курсы часто включают лекции, задания, обсуждения и экзамены, что помогает поддерживать дисциплину и мотивацию учащихся.

Курс "Introduction to Classical Mechanics" на платформе edX, разработанный Массачусетским технологическим институтом, охватывает основы классической механики и предлагает видеолекции, текстовые материалы и задания для самопроверки. Такой формат обучения позволяет глубже изучить предмет и получить сертификат по окончании курса.

Онлайн-ресурсы предоставляют школьникам уникальные возможности для самообразования и углубленного изучения физики. Разнообразие форматов и подходов позволяет выбрать наиболее подходящий инструмент для каждого ученика, учитывая его предпочтения и уровень подготовки. Образовательные платформы, видеоуроки, виртуальные лаборатории, мобильные приложения и онлайн-курсы предлагают интерактивные и доступные способы изучения сложных тем.

Однако, несмотря на все преимущества, важно помнить о необходимости критического подхода к выбору источников и самоорганизации в процессе обучения. Самостоятельное изучение требует дисциплины, мотивации и умения правильно расставлять приоритеты. Родители и учителя могут играть важную роль в поддержке и направлении учащихся, помогая им выбрать качественные и надежные ресурсы.

Использование онлайн-ресурсов может значительно повысить интерес школьников к физике и помочь им достичь высоких результатов в обучении. Важно продолжать развивать и совершенствовать эти инструменты, чтобы они могли максимально эффективно поддерживать образовательный процесс. В заключение, можно сказать, что онлайн-ресурсы по физике открывают новые горизонты для самообразования, делая обучение более доступным, увлекательным и результативным.

 

Список литературы:
1. Г.М.Киселев, Р.В.Бочкова Информационные технологии в педагогическом образовании: учебник. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2014. 304 с.
2. Т.Ю.Герасимова, В.П.Леонова. Электронный образовательный ресурс как средство обучения физике// Кронос, 2020, №7 (44), стр. 34-38.
3. А.А.Касимова, З.А.Ахмедова, А.К.Касимов. Использование электронных образовательных ресурсов в школьном курсе физики// Мир науки, культуры, образования, 2016, №1 (56), стр. 85-87.
4. О. П. Пуртова Повышение мотивации с помощью рабочих программ на уроках физики //Образование и педагогические науки в xxi веке: Актуальные вопросы, достижения и инновации. 2019, стр. 18-20.
5. Я. А. Хайруллина Использование ресурсов YouTube в организации изучения темы «Геометрическая оптика» курса физики //Инновационная наука, 2016, №12-3, стр. 106-109.
6. Д. А. Клоков Развитие познавательного интереса к изучению физики: из опыта работы //Региональное образование: современные тенденции. 2016, №3, стр. 122-125.
7. О. В.Лешкова, К. А. Лунёв. Использование виртуальных лабораторий для изучения естественных наук //Инновационная наука. 2023, № 5-2, стр. 41-44.
8. В. А.Гурьянов, К. А. Садрисламова. Развитие учебных материалов в сфере физики для повышения интереса учащихся // Научный редактор. 2024, стр. 17.