Статья:

Методика обоснования сроков развертывания дорожно-строительных работ при переходе зимних автодорог через болота

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева

Выходные данные
Меньшиков А.М., Королев А.А. Методика обоснования сроков развертывания дорожно-строительных работ при переходе зимних автодорог через болота // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 8(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 33-39.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика обоснования сроков развертывания дорожно-строительных работ при переходе зимних автодорог через болота

Меньшиков Александр Михайлович
канд. техн. наук, доцент Высшей инженерной школы, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Королев Александр Андреевич
магистрант Высшей инженерной школы, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Архангельск

 

Method of justifying the timing of the deployment of road construction works in the transition of winter roads through bogs

 

Аlexander Menshikov

Сandidate of Engineering science, associate professor of Higher School of Engineering, Nortern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 Alexander Korolev

Мaster of science of Higher School of Engineering  Nortern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. При планировании дорожно-строительных работ на болотах в зимний период встает вопрос о сроке промерзания болота, когда становится возможным движение по его поверхности технологических или дорожно-строительных машин. В статье рассматривается методика определения даты начала работ на основе прочностного и теплотехнического расчетов.

Abstract. When planning road construction in marshes in winter, the question arises of the period when the swamp freezes, when it becomes possible to move cargo, technological or road-building machines along its surface. The technique for determining the starting date for work based on strength and heat engineering calculations is considered.

 

Ключевые слова: зимние автомобильные дороги; строительство дороги через болото; прочность основания; теплотехнический расчет.

Keywords: winter roads; road construction through the swamp; strength of the base; heat engineering calculation.

 

Прочность поверхности торфа под действием заданной внешней нагрузки (трелевочный трактор, бульдозер, экскаватор или многооперационные лесосечные машины) зависит от типа болота, его несущей способности. Безопасный проход и работа тяжелой техники на болоте возможны только при достаточной толщине слоя мерзлого торфа, способной выдержать нагрузки от современных машин.

Толщину слоя мерзлого торфа, допускающую движение по поверхности транспортных средств, ориентировочно можно определить по формуле [2, с.34]

                            ,                                                      (1)

 

где     Нр – минимальная по условию прочности толщина слоя мерзлого торфа, см;

           Р – сила тяжести на поверхности проезжей части от транспортных средств, кН;

           С – коэффициент постели талого торфа, Н/см3. Зависит от типа болота;

           Θ – расчетная температура на поверхности проезжей части, ˚С;

           В – ширина проезжей части, см.     

 

В результате процессов теплообмена, происходящих на поверхности болот, формируется тепловой поток и, соответственно, температурное поле болота. Температурный режим болота зависит от метеорологических условий, составляющих теплового баланса, высоты и физических свойств снежного покрова, наличия растительного слоя на поверхности торфа.

Метеорологические элементы, особенно температура воздуха и снежный покров, в течение периода промерзания не остаются неизменными.

Температура поверхности в природных условиях является результирующей характеристикой сложного тепломассообмена покрова и толщи торфа с приземным слоем атмосферы согласно схеме на рис.1.

В реальных условиях располагают температурой приземного слоя воздуха, определяемой сетью метеостанций гидрометеослужбы. Поэтому в практике теплотехнических расчетов обычно используют связь температуры дневной поверхности с температурой воздуха и составляющими теплового баланса, из которых в зимний период учитывают радиационную поправку ΔtR, отепляющее влияние снежного покрова Δtсн (с учетом постепенного увеличения высоты снега пропорционально понижению температуры воздуха) и наличие рас­тительного покрова Δtрс.                         

 

Рисунок 1. Схема тепломассообмена промерзающей залежи с атмосферой



Радиационная поправка ΔtR рассчитывается как разность между температурой по­верхности торфа, очищенной от снега и растительного покрова, и температурой воздуха на уровне 2,0 (1,5) м по формуле [3, с.22]

                                            ,                                                                                     (2)

где  tв  – температура воздуха, ˚С;

       tп  температура поверхности земли, ˚С;

        R – радиационный баланс земной поверхности, ккал/м2·час. Среднеширотная (для широты 62˚ РФ) сумма радиационного баланса в ноябре-декабре может быть принята по данным [3];

       αк – коэффициент конвективного теплообмена, ккал/м2·град·час. Для поверхностей с растительным покровом и снегом αк = 8…13,5 [4, с.74].

 

В метеорологических исследованиях годовой ход температуры воздуха часто представляют гармоническими функциями в виде тригонометрического полинома Фурье или частных случаев: синус- и косинус-аппроксимаций.

Снежный покров, с одной стороны, увеличивает альбедо поверхности земли, что приводит к уменьшению поглощения лучистой энергии и к понижению среднегодо­вых температур поверхности грунта. С другой стороны, снежный покров как естественный теплоизолятор предохраняет массив от теплопотерь в зим­нее время года и способствует замедлению промерзания торфа, что приводит к повышению среднегодовых темпера­тур в сравнении с tв. График среднемноголетних данных наблюдений за высотой снежного покрова hсн обычно аппроксимируют гладкими алгебраическими полиномами вида , где τ – порядковый номер даты в периоде.

Влияние растительного покрова на глубину сезонного промерза­ния и оттаивания и на температурный режим болот оказывается через обусловленные им изменения теплообмена между почвой и атмосфе­рой, а также через влагообмен между атмосферой и почвой. В результате среднегодовая температура воздуха на поверхности напочвенного растительного покрова (мох, травяной покров, лесная подстилка и т. п.) на 0,2…0,5 °С выше среднегодовой температуры воздуха на высоте 1,5 м [4].

Для приближенных расчетов теплового влияния снега и растительного покрова возможно использовать формулы проф. В.И. Кудрявцева [3, с.157]:

                                                                                                                       (3)

                                                                                                                            (4)

                                                                                                                    (5)

                                                                                                                    (6)

                                      ,                                                                                            (7)

                                      ,                                                                                            (8)

где  Ав, Арс –  амплитуда годовых колебаний соответственно температуры воздуха и температуры на поверхности растительного покрова, ˚С;

     ΔА1, ΔА разница в среднесуточных температурах воздуха на поверхности растительного покрова и под ним соответственно за холодное и теплое время года, ˚С;

       hснhрс  соответственно толщина слоя снега и толщина растительного слоя, м;

       Т – продолжительность периода, равного 1 году, час;

       τ1τ– продолжительность периодов соответственно с отрицательными и положительными температурами воздуха, час;

       Ксн – коэффициент температуропроводности снега, м2/час;

      – коэффициенты температуропроводности растительного покрова соответственно в талом и мерзлом состоянии, м2/час.

При расчете А1 и А2 значения tрс  и  tв принимают с учетом знака.

С учетом всех поправок расчетный температурный режим поверх­ности несущей торфяной залежи на болоте определяется по формуле

                                            t0 = tв ΔtR + Δtсн+ Δtрс.                                                                                   (9)

Слагаемые формулы (9) также принимают с учетом знаков.  

При решении задачи определения глубины промерзания решается уравнение теплового баланса с учетом условий теплообмена, тепло- и массопереноса, а также количества тепла, затрачиваемого или выделяемого в процессе фазовых переходов воды. Теоретическое решение задачи определения глубины промерзания в однородной изотропной среде, известной как «классическая задача Стефана» [3, с.53], одним из первых в 1889 г. получил в общем виде австрийский математик Й. Стефан.

На основе решения Й. Стефана А.Г. Дорофеев [1, с.13] вывел зависимость для определения времени промерзания τ (в сутках) зимней дороги на переходе через болото с открытой поверхностью, которая с учетом отепляющих факторов уточнена нами и используется для практических расчетов в виде

                                                                                                  (10)

где  Q – количество холода, необходимого для замерзания верхнего слоя торфа до нормированной температуры -0,3 ˚С на границе раздела зон, ккал;

– термическое сопротивление среды, м2·˚С/ккал;

αв – коэффициент теплопередачи от воздуха к открытой поверхности торфяной залежи, ккал/(м2·˚С);

αm – коэффициент теплопередачи от нижней границы мерзлого слоя торфяной залежи к поверхности талого слоя торфяной залежи, ккал/(м2·˚С). Определяется по формуле

                                                     αт = λт/hк.т ,                                                                                            (11)

где hк.т – толщина слоя торфа, участвующего в конвективном теплообмене, м;

tв – температура воздуха согласно метеорологическим данным по району, ˚С;

tт – температура на границе раздела мерзлого и талого слоев торфа, ˚С.

       Принимается согласно СНиП 2.02.04-88 tт=-0,3;

λсн – коэффициент теплопроводности снега, ккал/(м·ч·˚С). Принимается в зависимости от плотности снега в естественном состоянии;

λрс, λт, λм – коэффициенты теплопроводности соответственно растительного слоя, талого и мерзлого торфа, ккал/(м·ч·˚С);

hмhт – изменяющиеся толщины зон соответственно мерзлого и талого торфа, м;

F – расчетная площадь теплопередачи, м2F = 1 м[1, с.10].

 

По данной методике нами выполнены расчеты для районов, где имеются данные регулярных метеонаблюдений за температурой и снегонакоплением.

 

Список литературы:
1. Дорофеев А.Г. Зимние лесовозные дороги с увеличенным сроком действия. Обзорная информация. – М.: ВНИПИЭИлеспром, 1987. – 52 с.
2. Морозов В.С. Справочное пособие по определению толщины дорожных одежд зимних автомобильных дорог на болотах. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2000. – 40 с.
3. Основы мерзлотного прогноза при инженерно-геологических исследованиях. Под ред. проф. В.А.Кудрявцева. – М.: Изд-во МГУ, 1974.–431 с.
4. Павлов А.В. Теплообмен промерзающих и протаивающих грунтов с атмосферой. – М.: Наука, 1965. – 254 с.