Статья:

Влияние искусственного старения на свойства эвтектического силумина

Конференция: X Международная научно-практическая конференция "Научный форум: технические и физико-математические науки"

Секция: Металлургия и материаловедение

Выходные данные
Горев А.А. Влияние искусственного старения на свойства эвтектического силумина / А.А. Горев, И.К. Федякина, А.Ю. Богданов, Т.А. Богданова, М.В. Вааг, Г.А. Меркулова // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 9(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 77-81.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние искусственного старения на свойства эвтектического силумина

Горев Анатолий Александрович
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Федякина Изабелла Константиновна
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Богданов Александр Юрьевич
студент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Богданова Татьяна Александровна
начальник металлургического отдела, ООО «КиК», РФ, г. Красноярск
Вааг Мария Валерьевна
инженер-металловед, ООО «КиК», РФ, г. Красноярск
Меркулова Галина Александровна
канд. техн. наук, доцент, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В работе рассмотрено исследование влияния различных температур старения, то есть имитация покраски в лабораторных условиях на свойства дисков автомобильных колес, полученных литьем под низким давлением из эвтектического сплава марки АК12.

 

Ключевые слова: силумины; сплавы; искусственное старение; диски автомобильных колёс.

 

Сплавы системы алюминий-кремний (силумины) известны с 19‑го века, однако и в настоящее время их широко применяют, в частности, в автомобильной промышленности.

Цель данной работы: исследование влияния различных темпе­ратур старения, то есть имитация покраски в лабораторных условиях на свойства дисков автомобильных колес, полученных литьем под низким давлением из эвтектического сплава марки АК12.

Работа выполнена на предприятии ООО «КиК», г. Красноярск, и в лабораториях кафедры «Металловедение и термическая обработка металлов им. В.С. Биронта» ИЦМиМ СФУ. Исследованы механи­ческие свойства и удельная электропроводимость (физическое свойство) после старения при 150‑230 оС образцов из дисков автомобильного колеса, вырезанных из зоны обода.

Известно, что эвтектический сплав АК12 является нетермоупроч­няемым, содержащим основные легирующие элементы: алюминий и кремний.

После литья при ускоренном охлаждении возможно получение некоторой пересыщенности твердого раствора и при дальнейшей выдержке, особенно при нагреве, наблюдается эффект старения.

Значения твердости по Бринеллю приведены на рис. 1, из которого видно, что повышение температуры до 170 ºС приводит к увеличению значений твердости на 4 кгс/мм2. Затем твердость плавно понижается, достигая 50,1 HB при 230 ºС. Полученная зависимость позволяет судить о дисперсионном твердении в твердом растворе. Об эффекте дисперси­онного твердения указывают авторы работы [1].

Исследовали силумины, содержащие 10 % кремния с добавкой магния. Отмечено, что отливки, полученные литьем под давлением, иногда подвергают вылеживанию с нагревом до 170-210 °С.

Отливки после литья под давлением опускают сразу в закалочную ванну (вода), после проводят дисперсионное твердение при повышенной температуре [1]. Аналогичное литературным данным явление наблюдали в данной работе. Согласно ГОСТу Р50511 - 93 у нетермоупрочненных дисков автомобильного колеса твердость по Бринеллю должна быть в интервале 45-60 HB.

 

Рисунок 1. Значения твердости по Бринеллю сплава АК12 после искусственного старения при 150-230 °С и выдержке 4 часа

 

Значения микротвердости сплава АК12 после нагревов при 150‑230 °С в течение 4 ч показана на рис. 2, из которого видно, что нагрев способствует некоторому повышению микротвердости (на 11 кгс/мм2), причем большие значения достигнуты при температуре 190 °С. Затем идет снижение микротвердости. Необходимо отметить, что изменение микротвердости идет через максимум аналогично изменению твердости по Бринеллю.

 

Рисунок 2. Значения микротвердости сплава АК 12 после искусственного старения при 150-230 °С и выдержке 4 часа

 

При литье под давлением появляется определенное количество дефектов в кристаллической решетке алюминия. Нагрев литых дисков колес до 150-230 °С должен способствовать уменьшению количества дефектов, в частности точечных, что должно сказаться на изменении физических свойств. Выполнено измерение удельной электропроводи­мости (физического свойства) после нагревов (рис. 3).

В работе [2] отмечено, что закалка сплава обычно приводит к самому низкому уровню электропроводности, так как большая часть компонентов фиксируется в твердом растворе. В сплавах, стареющих при комнатной температуре, может иметь место последующее снижение электропроводности на начальных стадиях старения, обусловленное образованием зон Гинье-Престона. Распад твердого раствора при старении (в особенности при повышенных температурах, то есть в нашем случае при 150-210 ° С) вызывает увеличение электро­проводимости (рис. 3).

 

Рисунок 3. Значения удельной электропроводимости сплава АК12 после нагрева при 150 – 210 ºС и выдержке 4 часа

 

На физические свойства влияет изменение количества точечных дефектов (и наиболее важных из них - концентрации вакансий), что особенно сказывается на изменении физических свойств.

Принимают, что падение электросопротивления пропорционально снижению концентрации вакансий [3]. Уменьшение количества точечных дефектов должно привести к повышению удельной электропрово­димости, что и показали наши исследования (рис. 3). Таким образом, для оценки качества силумина марки АК12 можно предложить измерять удельную электропроводимость, как быстрый, структурно­чувствительный и неразрушающий метод контроля.

Выводы:

1. Исследованы механические и физические свойства дисков автомобильных колес из сплава АК12.

2. Выяснено, что применение нагревов после литья способствует повышению твердости по Бринеллю и микротвердости, то есть фактически происходит термическая обработка по режиму Т1: искусственное старение без закалки. Полученные значения твердости по Бринеллю соответствуют требуемым.

3. Установлено, что значения электропроводимости при нагреве после литья повышаются. Это увеличение можно объяснить понижением концентрации точечных дефектов и увеличением протяженности межфазных границ в результате нагрева при невысокой температуре 150 - 210 ° С в течение 4 часов, то есть при покраске. Для оценки качества силуминов марки АК12 предложено измерять удельную электропроводимость, как быстрый, структурночувствительный и неразрушающий метод контроля.

 

Список литературы:
1. Алюминиевые сплавы (свойства, обработка, применение): справочник; пер. с немецкого под ред. М.Е. Дрица, Л.Х. Ройтберга. – Москва: Металлургия, 1979. – 194 с. 
2. Алюминий: свойства и физическое металловедение: Справ. изд. Пер. с англ. / Под ред. Хэтча Дж. Е. – Москва: Металлургия, 1989. – 422 с. 
3. Новиков И.И. Дефекты кристаллического строения металлов / И.И. Новиков – Москва: Металлургия, 1975. – 208 с.