Статья:

Совершенствование механизма организации работ по техническому обслуживанию магистральных трубопроводов

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Транспортное, горное и строительное машиностроение

Выходные данные
Мороз С.А. Совершенствование механизма организации работ по техническому обслуживанию магистральных трубопроводов // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 69-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование механизма организации работ по техническому обслуживанию магистральных трубопроводов

Мороз Станислав Александрович
студент Института транспорта Тюменского индустриального университета РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы оптимизации меха­низма организации работ по техническому обслуживанию трубопровода с целью обеспечения наиболее эффективного соотношения между бес­перебойностью работой трубопровода и функционированием системы технического обслуживания. Автором охарактеризованы основные эксплуатационные факторы, определяющие надежность и беспере­бойность работы трубопровода, элементы системы технического обслуживания. В статье проанализирована возможность включения в механизм организации работ по техническому обслуживанию алгоритма, основанного на использовании методики гибкого планирования ремонтных работ.

 

Ключевые слова: магистральный трубопровод; техническое обслуживание; производственный процесс; организация работ.

 

На современном этапе развития трубопроводного транспорта нефти в силу завершения восстановительных работ путем проведения реконструкции появилась новая проблема обеспечения сбалансирован­ности между загрузкой мощностей и объемом качественного проведения технического обслуживания нефтепровода. Решение данной проблемы осложняется в виду наличия альтернативы между обеспечением беспе­ребойной, надежной работы трубопровода и проведением качественных ремонтных мероприятий при оптимальных затратах. От степени рацио­нального сопоставления этих альтернатив зависит в свою очередь результат производственного процесса предприятия.

Эффективная организация технического обслуживания способ­ствует улучшению качества транспортируемых углеводородов и определяет уровень цен на них, способствуя при этом как можно наиболее полному объему загруженности мощностей, что в свою очередь предопределяет повышение фондоотдачи используемого оборудования. В настоящее время одной из задач предприятий нефтяного сектора экономики является высвобождение не задей­ствованных в процессе производства мощностей и в связи с этим поиск вариантов эффективной организации ремонтного обслуживания трубопровода в целях повышения производительности оборудования при оптимальном его использовании. Главное препятствие при решении данной проблемы обусловлено нерациональным использованием времени на проведение ремонтных работ в связи с влиянием различного рода факторов, одним из которых служит значительная доля работ, выполняемых ручным способом.

Оптимальным является такой механизм организации работ по техническому обслуживанию трубопровода, при котором соотношение работы трубопровода и системы технического обслуживания будет эффективным.

К эксплуатационным факторам, определяющим надежность и бесперебойность работы трубопровода, относят систему надзора за эксплуатацией линейной части, строгость соблюдения правил эксплуатации, оснащенность аварийно ремонтных служб, квалификацию специалистов и уровень организации ремонтных работ. Положительное изменение эксплуатационных факторов предопределяет развитие конструктивных параметров, поэтому особый интерес представляет организация ремонтного обслуживания технической системы, качест­венная рационализация которой обеспечивает бесперебойное функцио­нирование трубопровода [4].

Организацию технического обслуживания можно представить в виде элементов, каждый из которых выражен в отдельном проблемном звене, изучение которого приводит к выявлению узких мест в системе обслуживания производства (рис. 1).

 

Рисунок 1. Элементы системы технического обслуживания трубопровода

 

Высокие требования со стороны экологов, потребителей и налоговых органов к надежной и бесперебойной транспортировке нефти и газа на большие расстояния определяют необходимость поиска новых, наиболее совершенных организационных форм в системе ремонтного обслуживания, где основное внимание должно уделяться централизации ремонтных баз с размещением на них ремонтной техники, запасных узлов и деталей и обслуживающего персонала, производящего текущие и аварийно-восстановительные работы. Центра­лизация позволяет не только эффективно осуществлять управление обслуживанием и ремонтом, но и сокращает среднее время аварийного ремонта, что компенсирует увеличение времени доставки бригады к месту аварии.

Преимущественно задачи создания организационной структуры технического обслуживания решаются на стадии проектирования трубопровода. Однако большинство задач организации и управления техническим обслуживанием решается непосредственно в процессе эксплуатации трубопроводной системы на основании требований нормативно-технической документации, обоснованных инженерно-технических и управленческих решений [6].

Что касается образа проведения работ, то, несмотря на много­летний накопленный опыт осуществления ремонта нефтепровода, все‑таки имеются узкие места в ремонтном обслуживании: порядок осуществления операций восстановительных работ технической системы; время, затрачиваемое на операции, проводимые ручным способом (вырезка окна, очистка трубопровода). Наличие этого факта обуслав­ливает увеличение времени простоев, поэтому необходимо использовать наиболее оперативные способы ремонта трубопровода, которые обеспе­чивали бы как можно наиболее продолжительный цикл и межремонтный период обслуживания технической системы при соблюдении его надежности [2].

Рациональная организация времени, затрачиваемого на ремонт, не осуществима без определения такой важной задачи технического обслуживания, как управление им. В настоящее время основным методом технико-экономического управления обслуживания нефтепровода явля­ется система планово предупредительных ремонтов, обеспечивающая высокую производительность оборудования [1].

В современной практике организации технического обслуживания магистральных трубопроводов применяется два варианта планиро­вания и проведения данного типа работ. Первый вариант считается традиционным и основан на временном регламенте, а второй – по фактическому состоянию, на основе результатов диагностических обсле­дований линейной части магистральных трубопроводов. В последние годы планы технического обслуживания составляются преимущественно по второму варианту, поскольку он предпочтительнее с точки зрения обеспечения безопасности эксплуатации магистрального трубопровода. Анализ использования такого подхода показывает, что в этом случае решается ряд задач, связанных только с обеспечением надёжности трубопровода и не уделяется должного внимания анализу и решению проблем, связанных с затратами на техническое обслуживание и ремонт. В настоящее время основным направлением повышения эффективности механизма организации данного вида деятельности является переход к экономически обоснованному планированию работ технического обслуживания [10].

Основу данной концепции составляет планирование работ технического обслуживания на основе комплексной оценки условий функционирования трубопровода с учётом его фактического техни­ческого состояния, анализа затрат на ремонт и других экономических показателей. Конечной целью реализации данной концепции является поддержание высокой эксплуатационной надёжности магистральных трубопроводов при рационализации затрат на техническое обслуживание, что достигается за счёт оптимального планирования работ технического обслуживания с учётом комплексного прогноза. Составление плана ремонтного обслуживания является одной из ключевых позиций в данной концепции. Учитывая недостатки действующей системы планирования и концептуальные условия составления эффективного плана ремонтного обслуживания, можно получить следующий алгоритм составления плана технического обслуживания (рис. 2) [9].

 

Рисунок 2. Координация планов технических осмотров и ремонтного обслуживания магистральных трубопроводов [5]

 

Суть механизма рациональной организации ремонтных работ заключается в том, что в процессе планирования учитываются технические и экономические факторы. На основе анализа этих факторов можно определить периоды и объемы проведения работ оптимальные как с точки зрения затрат, так и поддержания достаточной степени надежности трубопровода [5].

Планирование работ по ремонтному обслуживанию происходит на основе анализа технического состояния. Результаты анализа технического состояния – количество и степень опасности обнаруженных дефектов – являются исходной информацией для планирования работ технического обслуживания. После определения или корректировки количества дефектов осуществляется разделение дефектов по степени опасности, далее происходит установление метода ремонта, необходимого для конкретного дефекта с определёнными характеристиками. На следующем этапе необходимо решить две важные задачи: с одной стороны, необходимо правильно определить приоритетность ремонта участков, содержащих опасные дефекты,
а с другой, – провести прогноз развития неопасных дефектов для выявления возможности перенесения их устранения на более поздний период [7].

Предложенный механизм организации работ по техническому обслуживанию, основанный на использовании методики гибкого плани­рования ремонтных работ, позволяет определить оптимальные объемы и сроки проведения работ, добиться рационализации затрат, спрогнози­ровать развитие технической системы. Все стадии предложенного механизма организации обоснованы и имеют достаточную степень важности в процессе его реализации и должны быть подкреплены соответствующей методической базой.

 

Список литературы:
1. Воронин В.И., Борисов Н.Н. Экономика нефтепроводного транспорта. - М.: Наука, 1997. – 310 с. 3. Сайт ОАО «АК «Транснефть» [Электронный ресурс]. URL: http:// http://sibnefteprovod.transneft.ru/ (Дата обращения: 20.05.2018). 
2. Груздев А.А. Стратегия надёжности ОАО «Верхневолжскнефтепровод». // Трубопроводный транспорт нефти, 2009. – № 1, стр. 20-24.
3. Гумеров А.Г. Аварийно-восстановительный ремонт магистральных нефте-проводов. / Под ред. Гумерова А.Г. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1998. – 284 с. 
4. Карасёв А.И. Математические методы и модели в планировании: Уч. пособие. – М.: Экономика, 1987. – 240с.
5. Королева А.М. Формирование алгоритма планирования и экономического обоснования работ по техническому обслуживанию магистральных нефтепроводов // Экономика и предпринимательство, № 8-2, 2015. – С. 1060-1064. 
6. Милеев Н.К. Техническое обслуживание магистральных нефтепроводов. – М.: Недра, 1983. – 123с.
7. Набиев Р.Р. Обеспечение надёжности длительно эксплуатируемых нефтепроводов. // Трубопроводный транспорт нефти, 2010. – № 12, стр. 9-11.
8. РД 23.040.00-КТН-269-08 Методика интерпретации дефектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (в части классификации дефектов). ОАО "АК «Транснефть», 2008 г. 
9. Сериков П.Ю. Экономическое планирование в системе нефтепроводного транспорта. // Трубопроводный транспорт нефти, 2000. –№ 11, стр. 36-37.
10. Черняев К.В. Мониторинг технического состояния нефтепроводов. // Трубопроводный транспорт нефти, 2000. – № 9 стр. 14-17.