Статья:

Полномочия органов власти и субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Иванова А.А. Полномочия органов власти и субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67419 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Полномочия органов власти и субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения

Иванова Алина Андреевна
магистрант Среднерусского института управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Орел

 

THE POWERS BETWEEN AUTHORITIES AND SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF TAXATION

 

Alina Ivanova

Master student of the Central Russian Institute of Management - a branch of RANEPA, Russia, Oryol

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы распределения полномочий между различными органами власти и субъектами Российской Федерации в сфере налогообложения. В настоящее время отмечается тенденция к усилению контроля над исполнением налогоплательщиками и плательщиками сборов своих обязанностей по исчислению и перечислению налогов в бюджеты бюджетной системы. В разрезе данной проблемы особое внимание уделяется отдельным полномочиям органов власти и субъектов, которые напрямую связаны с контрольно-надзорными функциями. Говоря о контроле над величиной доходов, отмечается и важность в распределении поступлений между субъектами. В данном моменте рассматривается возможность перераспределения налоговых доходов между получателями.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the problem of the distribution of powers between various authorities and subjects of the Russian Federation in the field of taxation. Currently, there is a tendency to tighten control over the fulfillment by taxpayers and payers of their duties in calculating and transferring taxes to the budgets of the budget system. In the context of this problem, special attention is paid to the separate powers of the authorities and entities that are directly related to the control and supervision functions. Speaking about control over the amount of income, the importance of the distribution of revenues between entities is also noted. At this point, the possibility of redistributing tax revenues between recipients is being considered.

 

Ключевые слова: налогообложение, органы власти, субъекты Российской Федерации, нормативно-правовые акты.

Keywords: taxation, authorities, subjects of the Russian Federation, regulatory legal acts.

 

На территории Российской Федерации наибольший удельный вес в формировании доходов бюджетов бюджетной системы занимают налоговые доходы. Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется специальной законодательной базой. Во главе, которой, стоит Налоговый Кодекс Российской Федерации. Так же нормы прописываются в Федеральных законах, которые вносят изменения и дополнения, в Указах и разъясняющих письмах Министерства Финансов и Федеральной Налоговой Службы.

Нормативно-правовая база вводит на территории страны следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные. Отдельным видом выступают специальные налоговые режимы [1].

Налоговая система Российской Федерации является сложной структурой, которая формируется на протяжении длительного времени. Так в начале 1990-х годов проводимая реформа в сфере налогообложения предоставила широкие права субъектам РФ. Свое негативное влияние данное решение показало уже к концу столетия. Во-первых, регионам и областям была выдана возможность увеличения налоговой нагрузки налогоплательщиков посредством введения новых налогов. Данная возможность была закреплена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268. На тот момент был закреплен перечень обязательных налогов и сборов, который был отмечен Законом № 3317–1 от 16 июля 1992 г. «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Остальные налоги могли быть введены самостоятельно субъектами на своих территориях. Данное введение имело в основном негативные последствия. Поскольку, субъекты были неподконтрольным органам власти и вводили новые налоги для налогоплательщиков. Так количество нововведенных платежей достигало двухсот различных налогов по всей стране. Все это привело к увеличению налогового бремени юридических лиц, которые не имели финансовых возможностей для погашения всех обязательных платежей.

В настоящий момент федеральные налоги и сборы подконтрольны федеральным органам власти. Таким образом, субъекты РФ не вправе влиять на размер, порядок исчисления и перечисления, сроки уплаты налогов. Также, органами власти закреплен закрытый перечень налогов, которые субъекты вправе вводить на своей территории [2].

Подконтрольным федеральным органам власти является, и величина налогового бремени. Так, максимальная величина предоставляемых налоговых льгот не может быть больше, чем снижение региональной ставки налога на прибыль с 18% до 13,5%. Так же, субъект вправе освободить налогоплательщиков от уплаты транспортного и земельного налогов. Таким образом, за контролирующими органами остается контроль над федеральными налогами. Для субъектов остается возможность внесения изменения в порядок исчисления региональных и местных налогов. Принимая во внимание, что их доля составляет не менее 10% от общей величины налоговых доходов, субъекты достаточно ограничены в возможности внесения изменений.

Результат от введения региональных налоговых льгот чаще носит негативных характер. Это объясняет отсутствие использования данной возможности субъектами РФ. Однако отказа от данной возможности не планируется ввиду социального значения данной льготы.

Так получается, что федеральная власть в начале 2000-х годов существенно снизила полномочия в сфере налогов и сборов для субъектов. Незначительное расширение полномочий имело место в 2008 году в условиях кризиса. Так субъектам была предоставлена возможность по увеличению и сокращению налоговой нагрузки. Стоит отметить, что данное изменение имело силу, ввиду необходимости поиска баланса в период кризиса. Проблема заключалась в том, что доходная часть бюджета не исполнялась в течение планового периода на фоне сокращения налоговых поступлений в бюджеты. Данная льгота была призвана уменьшить налоговое бремя юридических лиц для того, чтобы обеспечить возможность предприятиям развиваться в сложных экономических условиях.

В тот период были внесены следующие изменения. Во-первых, в части региональной ставки налога на прибыль была предоставлена возможность снижения налоговой ставки не на 4%, а на 4,5%. В 2009 году было внесена возможность в установке дифференцированной налоговой ставки по упрощенному режиму налогообложения. Так, для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы минус расходы» была установлена налоговая ставка в пределах от 5% до 15%. Ранее была установлена только ставка 15%. В 2010 году изменения коснулись и транспортного налога. Так, была предоставлена возможность субъектам снижать или повышать величину базовых ставок в 10 раз. В сравнении до 2010 года величина вносимых изменений была кратка пяти.

Вопрос о дальнейшем расширении полномочий субъектов не стоит достаточно остро, но периодически поднимается. Дальнейшее снижение величины налоговой нагрузки имеет смысл для предоставления возможности субъектам привлекать в свои регионы инвесторов. Поскольку увеличение количества функционирующих предприятий увеличивает размер поступления доходов не только от федеральных, но и от региональных и местных налогов. Однако введение данной возможности должно сопровождаться и увеличением контроля с целью предупреждения налоговых правонарушений. Поскольку, предприятия с целью экономии на уплате налогов и сборов могут переносить свою деятельность в регионы с сниженными ставками налогов. Так, во-первых, происходит уменьшение налоговых доходов из одного региона в другой. А во-вторых, могут быть использованы запрещенные схемы налоговой оптимизации, такие как дробление бизнеса и создание филиалов и представительств, которые в действительности не функционируют. По этой причине, прежде чем контрольные органы предоставят большие возможности для самостоятельного налогового регулирования субъектам РФ, должна быть реализована программа по контролю над исчислением и уплатой налогов.

Органы власти, за счет проведения контрольной и надзорной деятельности, предоставляют налогоплательщикам – юридическим лицам, равные права вне зависимости от территориальной принадлежности. Таким образом, уравниваются права в получении прибыли между предприятиями разных субъектов. Предоставление субъектам возможности по установлению собственных ставок по налогам может негативно сказаться на приток денежных средств в ряд субъектов. Что в конечном итоге может привести к увеличению дифференциации субъектов по величине налоговых поступлений и бюджетной обеспеченности.

При этом, нивелируя негативные последствия от расширения полномочий власти субъектов в сфере налогообложения, есть и положительные моменты. Так, ввиду наличия информации о специфики деятельности на территории субъектов, возможно ведение налога на роскошь, который будет одного размера на территории субъекта города Москвы, и совершенно другого на территории Алтайского Края.

В целом, увеличение полномочий субъектов и передача части обязанности от органов власти, может оказать положительное влияние на экономическую обстановку в регионах. С учетом, усиления контроля органами власти по средством внедрения системы оценки опыта регионов, для использования удачных методик в других регионах.

 

Список литературы:
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018);
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020).
3. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса российской федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 N 376-ФЗ.
4. Указ Президента РФ «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году» от 22 декабря 1993 г. № 2268.
5. Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» № 3317–1 от 16 июля 1992 г.