Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов
Аннотация. В настоящей статье определяется правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и ее территориальных органов.
Abstract. This article defines the legal regulation of control and supervision activities of the Ministry of emergency situations of the Russian Federation and its territorial bodies.
Ключевые слова: МЧС РФ, контроль, надзор, система оценки органов надзора.
Keywords: Ministry of emergency situations of Russia, control, supervision, evaluation system of Supervisory bodies.
В настоящее время в России значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и территории страны в связи с нахлынувшим ростом чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера нарушают нормальные условия жизни и деятельности людей, ЧС природного характера обусловлены явлениями и процессами, происходящими в природе, но и то и другое требует немедленного реагирования со стороны специальных государственных служб. И такая служба в Российской Федерации имеется, это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое оснащено необходимыми для ликвидации в чрезвычайных ситуациях силами и средствами (МЧС РФ).
Структура МЧС РФ состоит из центрального аппарата и 11 департаментов, одним из которых является департамент надзорной деятельности, включающий в себя следующие органы:
- Федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН) проводит контрольно-надзорную деятельность за выполнением установленных требований по пожарной безопасности.
- Государственный надзор в области гражданской обороны (ГНГО) проводит деятельность по надзору за выполнением требований в области гражданской обороны.
- Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ФГНЗЧС) осуществляет надзирательную функцию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
- Государственную контрольно-надзорную деятельность за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (ГИМС) [6].
Нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне осуществляется такими нормативными документами как: Конституцией Российской Федерации [1], федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ [2]; «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [3]; «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ[5]; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.07.1997 № 116-ФЗ[4].
К правовому регулированию контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов относится также большое количество постановлений Правительства Российской Федерации: например «О федеральном государственном пожарном надзоре» от 12.04.2012 № 290, «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 17.08.2016 № 806 и другие [7].
Законодательная база для данной деятельности содержит еще огромное количество стандартов, методических рекомендаций и другие нормативные акты.
Несмотря на то, что на сегодняшний день создана огромная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность МЧС России и ее служб, далеко не все законодательные документы имеют достаточный объем подзаконных актов, регламентирующих деятельность органов МЧС РФ. Сюда же можно отнести и административные регламенты, закрепляющие выполнение тех или иных государственных функций и/или предоставление государственных услуг в пределах компетенции МЧС РФ.
В целях совершенствования единой государственной системы регулирования основных и дополнительных функций возложенных на МЧС России необходимо на подзаконном уровне издать ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих выполнение тех или иных государственных функций и/или предоставление государственных услуг в пределах компетенции МЧС РФ.
В настоящее время разработаны показатели, отражающие результативность и эффективность деятельности органов государственного пожарного надзора, но отсутствуют показатели оценки результативности и эффективности должностных лиц надзорных органов МЧС России. Вместе с тем, показатели оценки инспекторского состава органов ГПН на предмет достижения конечного результата не предусмотрены законодательными, нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Поэтому на законодательном уровне необходимо принять правовые акты для системы оценки должностных лиц надзорных органов МЧС, которую необходимо определить исходя из управленческой целесообразности в целях обеспечения оптимального выявления результатов государственного надзора с учетом сложившейся ситуации, материально-технического, штатного обеспечения и других факторов в конкретном подразделении органа государственного надзора МЧС РФ.
В Европе «системы надзора в основном являются государственными и имеют специальные органы, ответственные за пожарную безопасность и охрану труда. В нормативных документах этих стран детально регламентированы конкретные задачи, функции и права органов контроля и надзора. Так, например, оценка пожарной безопасности зданий и сооружений во Франции осуществляется экспертом по технической безопасности. Деятельность экспертов регламентируется Строительным кодексом; Законом от 20.10.1999 (члены комиссии по аккредитации); Правовой нормой NF EN 17-020 (принципы функционирования органов инспекции)» [7, с. 120-122].
Определение направлений оценивания для подразделений органов надзора МЧС РФ и для каждого отдельного должностного лица должно осуществляться посредством поэтапного формирования показателей оценивания деятельности от должностного лица к оцениванию деятельности руководителя и подразделения в целом. Показатели должны быть открытыми, чтобы каждый мог понять, как определяется эффективность и результативность его деятельности.
Таким образом, создаваемая система оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности сотрудников МЧС, закрепленная в нормативных документах, станет не только правовой базой, но и мотивирующим фактором для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.