Статья:

Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шевченко К.В., Сидоров Ю.В. Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67448 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов

Шевченко Кристина Владимировна
магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Сидоров Юрий Вадимович
канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В настоящей статье определяется правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и ее территориальных органов.

Abstract. This article defines the legal regulation of control and supervision activities of the Ministry of emergency situations of the Russian Federation and its territorial bodies.

 

Ключевые слова: МЧС РФ, контроль, надзор, система оценки органов надзора.

Keywords: Ministry of emergency situations of Russia, control, supervision, evaluation system of Supervisory bodies.

 

В настоящее время в России значительно обострились проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и территории страны в связи с нахлынувшим ростом чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера нарушают нормальные условия жизни и деятельности людей, ЧС природного характера обусловлены явлениями и процессами, происходящими в природе, но и то и другое требует немедленного реагирования со стороны специальных государственных служб. И такая служба в Российской Федерации имеется, это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое оснащено необходимыми для ликвидации в чрезвычайных ситуациях силами и средствами (МЧС РФ).

Структура МЧС РФ  состоит из центрального аппарата и  11 департаментов, одним из которых является департамент надзорной деятельности, включающий в  себя следующие органы: 


  • Федеральный государственный пожарный надзор (ФГПН) проводит контрольно-надзорную деятельность за выполнением установленных требований по пожарной безопасности.
  • Государственный надзор в области гражданской обороны (ГНГО) проводит деятельность по надзору за выполнением требований в области гражданской обороны.
  • Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ФГНЗЧС) осуществляет надзирательную функцию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  • Государственную контрольно-надзорную деятельность за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (ГИМС) [6].

Нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне осуществляется  такими нормативными документами как: Конституцией Российской Федерации [1],  федеральными законами   «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ  [2]; «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [3]; «О гражданской обороне»  от 12.02.1998 № 28-ФЗ[5]; «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от  21.07.1997 № 116-ФЗ[4].

К правовому регулированию контрольно-надзорной деятельности МЧС РФ и его территориальных органов относится также большое количество постановлений Правительства Российской Федерации: например «О федеральном государственном пожарном надзоре» от 12.04.2012 № 290,   «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 17.08.2016 № 806 и другие [7].

Законодательная база для данной деятельности содержит еще огромное количество стандартов,  методических рекомендаций  и другие нормативные акты.

Несмотря на то, что на сегодняшний день создана огромная нормативно-правовая база, регламентирующая  деятельность МЧС России и ее служб, далеко не все законодательные документы имеют достаточный объем подзаконных актов, регламентирующих деятельность органов МЧС РФ. Сюда же можно отнести и административные регламенты, закрепляющие выполнение тех или иных государственных функций и/или предоставление государственных услуг в пределах компетенции МЧС РФ.

В целях совершенствования единой государственной системы регулирования основных и дополнительных функций возложенных на МЧС России необходимо на подзаконном уровне издать ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих выполнение тех или иных государственных функций и/или предоставление государственных услуг в пределах компетенции МЧС РФ.

В настоящее время разработаны показатели, отражающие результативность и эффективность деятельности органов государственного пожарного надзора, но отсутствуют показатели оценки результативности и эффективности должностных лиц надзорных органов МЧС России. Вместе с тем, показатели оценки инспекторского состава органов ГПН на предмет достижения конечного результата не предусмотрены законодательными, нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Поэтому на законодательном уровне необходимо принять правовые акты для  системы оценки должностных лиц надзорных органов МЧС, которую необходимо определить исходя из управленческой целесообразности в целях обеспечения оптимального выявления результатов государственного надзора с учетом сложившейся ситуации, материально-технического, штатного обеспечения и других факторов в конкретном подразделении органа государственного надзора МЧС РФ.

В Европе «системы надзора в основном являются государственными и имеют специальные органы, ответственные за пожарную безопасность и охрану труда. В нормативных документах этих стран детально регламентированы конкретные задачи, функции и права органов контроля и надзора. Так, например,  оценка пожарной безопасности зданий и сооружений во Франции осуществляется экспертом по технической безопасности. Деятельность экспертов регламентируется Строительным кодексом; Законом от 20.10.1999 (члены комиссии по аккредитации); Правовой нормой NF EN 17-020 (принципы функционирования органов инспекции)» [7, с. 120-122].

Определение направлений оценивания для подразделений органов надзора МЧС РФ и для каждого отдельного должностного лица должно осуществляться посредством поэтапного формирования показателей оценивания деятельности от должностного лица к оцениванию деятельности руководителя и подразделения в целом. Показатели должны быть открытыми, чтобы каждый мог понять, как определяется эффективность и результативность его деятельности.

Таким образом, создаваемая система оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности сотрудников МЧС, закрепленная в нормативных документах, станет не только правовой базой, но и мотивирующим фактором для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]:  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]:  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
3. Федеральный закон «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (последняя редакция)// «Консультант Плюс».  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020). 
4. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]: федеральный закон 21.12.1994 № 68-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс».  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
5. Федеральный закон «О гражданской обороне» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант Плюс».  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
6. «Доклады с обобщением и анализом правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований» (утв. МЧС России 17.04.2019) [Электронный ресурс]// «Консультант Плюс».  URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 24.01.2020).
7. Нормативно-правовые документы МЧС РФ. //Официальный сайт МЧС РФ  URL: https://www.mchs.gov.ru. (Дата обращения: 24.01.2020).