Статья:

Социальная адаптация в странах Европы. Методы борьбы с рецидивной преступностью

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сарычев М.Г., Никодимов И.Ю. Социальная адаптация в странах Европы. Методы борьбы с рецидивной преступностью // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/67888 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная адаптация в странах Европы. Методы борьбы с рецидивной преступностью

Сарычев Максим Геннадьевич
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Никодимов Игорь Юрьевич
д-р юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Российского Государственного Социального Университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения зарубежного опыта реализации международных стандартов содержания заключенных с целью обеспечения их успешной реинтеграции в общество после освобождения. В статье рассматриваются этапы, цели и необходимые условия ресоциализации осужденных, положительный опыт зарубежных стран по социальной работе с осужденными.

 

Ключевые слова: ресоциализация осужденных, реинтеграция, социальная адаптация, правопослушное поведение, реабилитационные меры, зарубежный опыт.

 

Ресоциализация осужденных в зарубежных странах осуществляется пенитенциарными учреждениями, службами надзора и пробации, различными религиозными и общественными организациями и объединениями, а также волонтёрами, чей труд, наверно, наиболее весомый. Пенитенциарные учреждения Европы в своей деятельности руководствуются международными нормативными правовыми документами, определяющими основные права и свободы граждан, а также требованиями, непосредственно затрагивающими правила обращения с осужденными [1]. К числу таких международных документов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы 2015 г.) и др.

Главными целями ресоциализации не только в Европе, но и во всём мире, следующие: 1) изменение вектора поведения личности — уход от десоциализации осуждённого, начиная с его первых дней в исправительном учреждении, устранение стереотипа «бывший заключённый»; 2) адаптация осужденного к будущей жизни на свободе посредством восстановления или приобретения утраченных социальных связей; 3) помещение осужденного в общество в новом социальном статусе путем формирования новой системы установок, норм и ценностей, навыков социального поведения, которые осужденный приобретает непосредственно в местах лишения свободы; 4) формирование способности регулировать своё поведение с социально одобряемых позиций; 5) формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня осужденных; 6) основная цель – это профилактика рецидивной преступности, а также предупреждение новых преступлений. Для достижения целей ресоциализации необходимо учитывать следующие пункты: 1) создать в исправительном учреждении специальную социально ориентированную среду, которая бы не вела к процессу десоциализации, а, наоборот, готовила бы осужденного к жизни на свободе и к социальной интеграции; 2) воспринимать осужденного как активного субъекта процесса ресоциализации, чтобы общество отказывалось от стереотипа «бывшего заключённого», что часто замечается, например, при приёме на работу; 3) ориентировать осужденного на саморазвитие в ходе социальной интеграции путём привлечения к труду непосредственно в местах лишения свободы; 4) учитывать индивидуальные психологические и психофизиологические особенности осужденного, его коммуникативные способности, наличие сохранившихся позитивных социальных связей, благодаря грамотной работе пенитенциарного психолога, который бы лично работал с каждым осужденным. Зарубежные страны имеют положительный опыт ресоциализации осужденных. В Великобритании наряду с государственными социальными структурами широко развита сеть неправительственных, общественных структур или полугосударственных образований, а также волонтёрских организаций, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входит разработка конкретных социальных программ, их реализация, оказание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным. Социальную работу с заключенными в пенитенциарных учреждениях осуществляют как штатные сотрудники, так и добровольцы. Правительство Великобритании выделяет большие средства не только на содержание заключённых, но и на работу различных организаций, которые направлены на помощь заключённым в плане постпенитенциарной адаптации. В каждом учреждении для правонарушителей работает не менее двух социальных работников [4]. В Германии социальные работники занимаются проблемами осужденных на протяжении всего срока отбывания наказания, оказывают социальную поддержку и после освобождения. Поэтому в исправительных учреждениях Германии созданы целые социальные службы, так называемые службы пробации, в состав которых входят специалисты по социальной работе, психологи, педагоги, духовные работники. При этом количество социальных работников в два с лишним раза превосходит такие категории, как учителя, врачи, психологи [2]. Целенаправленная политика исправления правонарушителей и реинтеграции их в общество в зарубежных странах делает социальную работу с осужденными достаточно эффективной. Во-первых, в системе исполнения уголовных наказаний Англии, Германии, США и многих других стран заняты сотрудники различных категорий: социальные работники, педагоги, психологи, священнослужители, медицинские работники. Во-вторых, там созданы психологические службы для изучения личности осужденного, истории ее криминального развития, мотивов и факторов ее криминального поведения, выяснения психологических особенностей для успешного перевоспитания осужденных [3]. Средства, выделяемые Правительственными органами стран Европы, большая вовлечённость волонтёров, привлечение к труду в местах лишения свободы, работа пенитенциарных психологов и их индивидуальный подход к каждому заключённому, сильная система  образования в исправительных учреждениях, - всё это даёт ожидаемый результат, снижение уровня рецидивной преступности, снижение уровня безработицы и шанс для бывшего заключённого на достойную жизнь после выхода на свободу.

 

Список литературы:
1. Куркина И. Н. Зарубежный опыт решения проблем ресоциализации осужденных // Вестник Владимирского юридического института. 2011. — № 2. С. 190–194
2. Латышева Л. А. Социальная работа в исправительном учреждении как основа ресоциализации осужденных // Пенитенциарная наука. 2014. № 3 (27). 
3. Марков В. П. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в зарубежной практике // Вестник СамГУ. 2013. № 8/1 (109). С. 31–36. 
4. Намазова Ф. Ф. Европейский опыт ресоциализации осужденных // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». № 10(26), 2018.