Статья:

«Негативный хэштег»: проблемные вопросы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шешина Л.М. «Негативный хэштег»: проблемные вопросы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68191 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«Негативный хэштег»: проблемные вопросы

Шешина Лилия Мансуровна
студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

"NEGATIVE HASHTAG": PROBLEMATIC ISSUES

 

Liliya Sheshina

Student, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod

 

Abstract. the Article is devoted to the study of the "negative hashtag", as well as the problems of its identification in the Internet discourse. The author emphasizes the problem of legislative regulation of such "negative hashtags" and points out the need to create a program for tracking such language units and filtering them.

Аннотация. Статья посвящена изучению «негативного хэштега», а также проблемам его выявления в Интернет-дискурсе. Подчеркивается  проблема законодательного регулирования подобных «негативных хэштегов» и указывается на необходимость создания программы отслеживания подобных языковых единиц и их фильтрации.

 

Ключевые слова: хэштег, нейтральный и «негативный» хэштег, Интернет-дискурс, проблемы, нормативные акты, неправомерные действия в социальных сетях и блогах.

Keywords: hashtag, neutral and" negative " hashtag, Internet discourse, problems, regulations, misconduct in social networks and blogs.

 

Быстрый рост популярности социальный сетей привел к возникновению различных новых лингвистических явлений, одним из которых является так называемый «хэштег» (или хештег, от англ. hashtag: hash — символ «решётка» + tag — тэг). Данная языковая единица  в основном предназначена как инструмент для привлечения целевой аудитории. Так, А.П. Атягина [6] в статье «Языковая компрессия в Twitter» считает использование хэштегов основным способом семантической компрессии», исходя из когнитивной теории употребления языка Т.А. ванн Дейка. Суть этой теории сводится к взаимосвязи понимания текста и ситуации, о которой идет речь. Поэтому так называемые «модели ситуаций» необходимы в качестве основы интерпретации текста. Как раз-таки хэштеги и выполняют функцию передачи информации о модели ситуации. Кроме того, они расширяют спектр публичности сообщений, помогая распространить информацию. Помимо этого, хэштег используется для акцентирования внимания на тех моментах, которые автор считает важными. Порядок расположения хэштегов отвечает логике сообщения и полностью зависит от его автора. Таким образом, можно говорить об авторском синтаксисе.

Сама по себе такая языковая единица как хэштег объективно является нейтральной по своему характеру, окрасить её в тот или иной оттенок может автор. Например, придать негативный характер - #порабратьсязаоружие, #партияворов. Именно такие случаи негативного использования данной языковой единицы являются конфликтогенными и представляют интерес для эксперта-лингвиста.

Сложность урегулирования вопросов ответственности и осуществления противодействия распространению противоправной информации в социальных сетях, определяется такими их свойствами, как «анонимность, экстерриториальность и саморегулирование» [5]. Это позволяет правонарушителям осуществлять распространение негативной противозаконной информации, территориально находясь в другой стране.

В то же время отсутствует необходимая правовая база, позволяющая определить признаки хэштегов, пропагандирующих действия, которые нарушают конституционные положения.

В современном российском законодательстве регулирование политической коммуникации в социальных сетях осуществляется с помощью нескольких нормативно-правовых актов. Наиболее релевантными можно считать закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. (ред. от 02.12.2019); закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 25 января 1995 г.

Настоятельно назрела необходимость введения в юридическую практику целостной нормативной базы, регламентирующей отношения в социальных сетях, на основе которой можно было бы создать новую самостоятельную отрасль права. Ее главными целями станет формирование условий для регулирования отношений в социальных сетях и блогах, обеспечение информационной безопасности, защита законных интересов публичных образований, прав физических и юридических лиц. Одним из важнейших условий для этого является определение правовых границ функционирования интернет-дискурса в рамках процедур привлечения к юридической ответственности и введения ограничений и запретов. Однако без достижения баланса приоритетов свободы и безопасности невозможно построение правового государства и гражданского общества. Другой, не менее важной, проблемой является пренебрежение к самим фигурам, участникам виртуального общения в социальных сетях и блогах – так называемые виртуальные личности или участники. Считается, что такая личность не соотносится с реальным субъектом общественных отношений.

Как отмечает И.Н. Курносов, «виртуальная личность – это виртуальное тело, имя (ник), набор определенных характеристик, в совокупности своей являющие виртуальный статус личности [2]». По нашему мнению, за каждой виртуальной личностью стоит реально существующий человек или же группа лиц. Именно поэтому данное соотнесение реального и виртуального важно для разрешения проблемы регулирования социальных сетей с помощью закрепленных в законодательстве механизмов и процедур. Для того, чтобы общество могло поступательно развиваться с помощью информационных технологий, а граждане безопасно находиться в интернет-дискурсе, государству необходимо совершенствовать законодательную базу в сфере интернет-пространства. Делать это нужно на постоянной основе, подстраивая нормы права под непрерывно меняющуюся реальность.

Даже если законодательно закрепится нормативно-правовая база, то при этом никуда не исчезает проблема самого определения негативной информации в подобных хэштегах. Каким образом правильно сформировать запрос, а так же осуществить выборку именно «негативных хэштегов»? На наш взгляд, решение этой проблемы кроется в двух составляющих – это использование: специальных знаний экспертов-лингвистов, а также технического оснащения – программы. Первый элемент бы формулировал вопрос с точки зрения лингвистики и оценивал результаты, а второй элемент непосредственно осуществлял бы выборку из всего массива хэштегов только те, которые задавались экспертом.

Таким образом, рассматривая негативную информацию, в частности «негативные хэштеги», в интернет-дискурсе встает ряд проблем и вопросов, которые по настоящий момент требуют урегулирования и более подробного изучения.

 

Список литературы:
1. Атягина А.П. Языковая компрессия в TWITTER/ ЖУР-НАЛ:МЕДИАСКОП, И: Факультет журналистики ФГОУВО "МГУ им. М.В. Ломоносова" (Москва) ISSN: 2074-8051, 2012
2. Волков С.Ю., Никитенко В.А. Нормативно-правовые акты, регулиру-ющие политические отношения в сфере Новых медиа // Огарев-online. Раздел «Политические науки». № 7. 2016. С. 9.
3. Галямина Ю.Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Совре-менный русский язык в интернете под ред. Я.Э. Ахапкина, Е.В. Рахилина. М.: Языки славянской культуры, 2014. С. 13-22.
4. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления, противоборства. – М., 2010. – 228 c.
5. Полякова Т. А. Вопросы ответственности за использование информа-ционно-телекоммуникационных систем в террористических и экстремистских целях // Российский следователь. – 2008. – № 1. – С. 24–27.
6. Языковая компрессия в TWITTER - АТЯГИНА А.П./ ЖУР-НАЛ:МЕДИАСКОП, И: Факультет журналистики ФГОУВО "МГУ им. М.В. Ломоносова" (Москва) ISSN: 2074-8051, 2012