Статья:

Особенности правовых обычаев на Кавказе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Богинский М.К. Особенности правовых обычаев на Кавказе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 12(105). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/105/68511 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности правовых обычаев на Кавказе

Богинский Максим Константинович
студент, Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF LEGAL CUSTOMS IN THE CAUCASUS

 

Maksim Boginskiy

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Цель исследования - раскрытие национальных особенностей права у кавказских народностей. В статье излагаются взгляды на процесс формирования правосознания при воздействии культурного этнического наследия. В результате выявлена общая характеристика отношения людей к нынешним правовым нормам на территории Российской Федерации.

Abstract.  The purpose of the study is the disclosure of national features of law among Caucasian peoples. The article sets out the views on the process of forming legal awareness under the influence of cultural ethnic heritage. As a result, a general characteristic of people's attitude to the current legal norms on the territory of the Russian Federation is revealed.

 

Ключевые слова: право, юриспруденция, правовой обычай, Россия.

Keywords: law, jurisprudence, legal practice, Russia. 

 

В формально-юридическом смысле, источник права — это внешняя форма выражения права.

Правовой обычай рассматривается как исторически сложившийся источник права — правило поведения, которое фактически применялось в течении длительного промежутка времени, известно большому кругу лиц, санкционированное государством.

Обычай является одним из самых древних источников права, который был зарождён в первых родоплеменных организациях еще до создания государств. Многие обычаи прошли долгий путь изменений и закрепления в нормативно правовых актах разных стран.

Санкционирование обычая государством происходит путем фактического применения обычая, как нормы действующего права либо путем признания в нормативно правовом акте его значения.

На данном этапе развития систем права, обычаю уделяется не большое значение. Для романо-германской и англо-саксонской правовых систем более привычными и удобными источниками права являются правовые акты, нормативные договоры и прецеденты.

Но для некоторых регионов обычаи остаются одним из важных регуляторов общественной жизни.

На Северном Кавказе в течение многих веков обычаи-адаты обеспечивали правовые и нравственные отношения северокавказских горцев как внутри общины, так и вне ее. Они передавались в регионе как устное обычное право от поколения к поколению. Происхождение обычного права можно отнести еще к дописьменной эпохи.

На сегодняшний день обычаи народов Кавказа так же играют важную роль в регулировании семейных и общественных отношений. 

Стоит отметить, некоторые особенности правового сознания на Кавказе. Важным показателем служит коллективизация наказания, нанесенный ущерб, оскорбление затрагивает не столько индивидуум как отдельную личность, сколько семью, род или ту общественную группу, с которой он связан. Соответственно субъектом права является семья, клан, род и т.п. объединения. Преступления против личности понимаются преступления против определённого объединения. Из этого вытекает, что человек лишившийся своей группы, лишается своего социального статуса и права на защиту. Родовой союз возник гораздо раньше государства и строился на системе отношений «один за все и все за одного». Поэтому его стоит рассматривать как кровный, хозяйственный, экономический и религиозный союз. Как отмечает Башмаков А.А. человек без защиты коллектива это изгой, которого каждый может оскорбить, ограбить или даже убить.

К XIII- XVI веку по всей территории Кавказа распространился Ислам. По мнению Малашенко А.В. невозможно назвать точное столетие, когда Кавказ стал по преимуществу мусульманским, поскольку процесс исламизации был асинхронным. Рассматривая в общем, можно выделить несколько направлений в обычном праве Кавказа: внутри родовые отношения; между родовые отношения, включавшие в себя кровную месть; основанное на единстве верующих; шариат; частное и публичное право в царской России.

Привлечение Ислама к решению социальных, политических, иных общественных вопросов нельзя считать искусственным. В Исламе в отличие от христианства нет жесткого деления на духовное и светское, он в большей степени социален и более политичен. Политизированность Ислама обнаруживается на протяжении всей истории мусульманского мира, и Северный Кавказ не является в этом смысле исключением. [8]

Северный Кавказ является субъектом Российской Федерации, и официально на его территории применяются нормативно правовые акты Российской Федерации, которые имеют главенствующее право над законами субъектов.

Но в действительности, выдавленные из официального нормативного поля, элементы обычаев и шариата продолжают выполнять неформальную социально-нормативную роль в горских обществах и латентно оказывают влияние на функционирование местных органов власти и судопроизводства. [3]

Рассмотрим такой древний обычай как кровная месть – обычай, сложившийся при родовом строе как универсальное средство защиты рода. [4] Семейное воспитание мальчиков основывается на важности и обязанности поддерживать авторитет и важность своего рода, семьи.

В ходе исследования, проведенного О.П. Левченко, было проинтервьюировано 150 человек – представителей наций и народностей Северного Кавказа. Из них 72% подтвердили существование этого обычая на их территории. Кроме того, были опрошены 150 работников органов (органов внутренних дел, прокуратуры, суда). Из них 87% дали утвердительный ответ.[2]

Примером является убийство в начале сентября 2002 г. начальника 6-го управления по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом МВД Дагестана Ахбердилава Акилова. Основной версией убийства является кровная месть ваххабитов. [7]

По уголовному законодательству современной России [1] убийство «по мотиву кровной мести» наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью, однако и это не останавливает сегодняшних мстителей. Обычай кровомщения, дозволенный как считалось религией, освященный временем и общим употреблением, послужил к образованию в народе убеждения не только в его законности, но и в справедливости. Не отомстившие за убийство своих родственников семьи, при всем ужасе и анти-гуманности данного обычая, неотвратимо подвергались позору и укору от своих односельчан и родственников.

Сегодня «кровная месть» из древних правоохранительных институтов превратилась в противоправное деяние. Поэтому поддержка некоторых «горских традиций» на практике может лишь обострить криминогенную обстановку, чего следует избегать.

Так же обычай заключения браков без ведома и желания супругов, родителями, показывает значимость семейно-родовых связей в обществе. Рассматривая потенциального мужа для своей дочери, родители обращают внимание на его семью, их репутацию и положение в обществе. Брак похищением так же остается один из возможных вариантов выбора невесты, хотя официально это уголовно наказуемое деяние. Широкую международную огласку получило похищение в 2006г. в г. Махачкала студентки из Эстонии. В 2007 году из 55 заявлений в правоохранительные органы о похищении с целью заключения брака лишь в 30% были возбуждены уголовные дела.

Попытка соединить или перекрыть нормы обычаев в совокупности с шариатским правом, институтами европейского права не увенчались успехом. И хотя большинство обычаев и правил не санкционированы современным государством, они продолжают действовать и регулировать общественную жизнь «de-facto».

Обычаи регулировали жизнь многих народов по всему миру, но с течением времени, установлением твердого государственного строя и правовых законов, потребность в применении обычаев отпадает. Всплеск активности жестких обычаев происходит в условиях не стабильной государственной обстановки, во времена народных волнений. Для предотвращения применения обычаев необходим комплекс мер по восстановительной юстиции, примирительных процедур и общественного порицания деяний.

 

Список литературы:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020)/ Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
2. Битней, В.Б/ Изложение начал мусульманского законоведения/ Юридическая техника- СПб: 2015.- С. 462. 
3. Вертий, М.Ю./ Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры/ Северо Кавказский научный центр высшей школы- Ростов-на-Дону: 2013.- С. 154.
4. Головкин, Р.Б./ Правовое и моральное регулирование частной жизни: свойства, стороны и защита/ Моногр. Владимир- ВГПУ: 2005.- С. 407.
5. Гальперин, С.Д./ Очерки первобытного права/ СПб.: 1893. - С. 304.
6. Гоов, И.М./ Эволюция обычного права у кавказских народов: этапы развития/ Северо- Кавказский институт Краснодарского филиала МВД РФ: 2015.- С. 7.
7. Зюков, А.М./ Кровная месть: внеправовой обычай и государственно- правовая политика/ Владимир: ИП Журовлева, 2009. – С. 160.
8. Малашенко, А. В./ Исламские ориентиры Северного Кавказа/ Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2001. — С. 180.